СПРАВКА Адаптация учащихся 5-ых классов МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова» 2018-2019 учебном году.
тест по психологии (5 класс) на тему

СПРАВКА

Адаптация учащихся 5-ых классов

  МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова» 

 2018-2019 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klassov_2018-2019_uch_god.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

Адаптация учащихся 5-ых классов

  МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова»  

 2018-2019 учебном году.

Период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями,  необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

С целью выявления школьной мотивации учащихся в октябре был проведен тесты по определению мотивации учения и адаптации пятиклассников.

Цель анкеты «Я учусь, потому что…» выявить интерес школьника к учению.

Анализ анкет:

Я учусь, потому что…

1

Заставляют родители

1    (6%)                    

2   (11%)

2

На уроке интересно

9 (56%)

13 (72%)

3

Хочу больше знать

14 (87,%)

11 (61%)

4

Хочу потом хорошо работать

10 (62%)

13 (72%)

5

Чтобы доставлять радость родителям

9 (56%)

9  (50%)

6

Не хочу отстать от товарищей

3 (19%)

4  (22%)

7

Чтобы не опозорить класс

1 (6%)

2  (11%)

8

В наше время нельзя без образования

10  (62%)

12  (66%)

9

Нравиться учитель

2  (12%)

1  (5,5%)

По адаптации пятиклассников провела тест по методике Рожковой М.И., цель которого, выявить уровень социальной адаптированности учащихся. Предлагалось прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.

5а – 25

5б –  20

Высокий уровень

социальной адаптированности

11 (41 %)

13  (56%)

Средний уровень

социальной адаптированности

12  (47%)

19  (44%)

Низкий уровень

социальной адаптированности

2  (12%)

-

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. ( Буденко М, Буденко С, Щербакова М.- 5в)

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

 

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. В таблице приведены данные. Кроме простудных заболеваний возможны  заболевания психосоматического  характера.

Рекомендации для учителей, работающих в пятых классах

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

8.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
10.Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте.

12.Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

13.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

14.Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

15.Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.

16.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Учитесь учить не уча.

 Педагог-психолог:       Р.А.Чомаева

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям.»

Перечень возрастных особенностей учащихся 5-х классов, возможные причины неуспеваемости....

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.Новые, незнакомые условия всегда ...

Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».

Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ....

Справка "Адаптация учащихся 5-х и 10 классов в 2017 - 2018 учебном году"

Период адаптации в 5 м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий о...

Справка Адаптация учащихся 10 класса МКОУ «СШ №1 г.Теберды им. И. П. Крымшамхалова» в 2018-2019 учебном году

Справка  Адаптация учащихся 10 класса   МКОУ «СШ №1 г.Теберды им. И. П. Крымшамхалова»  в 2018-2019 учебном  году ...

Справка по адаптации учащихся 5-х классов

Результаты исследования адаптации 5-х классов...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...