Изотерапия. Практические задания и упражнения
методическая разработка по психологии

Чабан Любовь Александровна

Область применения

- Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.

- Для отработки любого неприятного чувства и ресурса: обида, гнев, страх и т.д.

- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

Работа в команде – развитие сплочения.

- Работа с собственными ресурсами.

- Снятие тревожности, агрессивности.

- Управление своим эмоциональным состоянием.

- Развитие представления о чём-то, посредством работы с материалом.

- Развитие рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_artterapii.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Изотерапия.

Практические задания и упражнения.

Области применения

- Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.

- Для отработки любого неприятного чувства и ресурса: обида, гнев, страх и т.д.

- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений. Работа в команде – развитие сплочения.

- Работа с собственными ресурсами.

- Снятие тревожности, агрессивности.

- Управление своим эмоциональным состоянием.

- Развитие представления о чём-то, посредством работы с материалом.

- Развитие рефлексии.

Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.

Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Работа с пластилином и глиной

Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Работа с бумагой для создания коллажа

I вариант. Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей. Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

II вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Выдувание соломинкой. Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызгивание. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.

Волшебная палочка (способ 1). Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Можно плотно свернув «затолкать» кусочек поролона в колпачок от фломастера, маркера. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей, имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Волшебная палочка (способ 2). Капните жидкую краску на лист бумаги и предложите ребенку «выдуть» из нее с помощью трубочки от коктейля какой-нибудь рисунок. Лучше всего получается рисовать таким способом волшебные цветы, морозные узоры (на голубой бумаге белой краской) или крону дерева, которую затем можно дорисовать листочками

Зеркальная копия. Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.

Чей след. Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Дети макают такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладывают к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Соленые рисунки и зубная краска. А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно! Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Предварительно детям надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает им право выдавливать ее на полу, полках и столах. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.

Волшебные пузыри. Прекрасный способ для создания аппликаций на тему «Космос». Разведите в пол-литровой банке гуашь (красную, желтую, голубую). Опустив в банку трубочку для коктейля, выдувайте пузыри до тех пор, пока они не появятся над краем банки (чем выше, тем лучше). Приложите, крепко прижав к краю банки лист белой бумаги. На ней останутся отпечатки пузырей в виде кругов и кружочков. Вырежьте круги любого размера (по контуру горлышка банки или чуть меньше) – это будут планеты. Наклейте на заранее тонированную в черный или темно-синий цвет бумагу. Можно изобразить созвездия с помощью макаронных изделий в виде маленьких звездочек.

Как художник художнику. А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Ватманские листы продаются в книжных магазинах, а можно взять флизелиновые обои (шириной 1 м). Вы просите ребенка лечь на такой лист и обводите его. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время — пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду.  Очень интересно  такую работу выполнять коллективно, с группой детей.

Дождливые фантазии. Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

Одуванчики на лугу. Закрашиваете лист бумаги зеленой краской (лучше акварелью, она легче размывается). Затем мокрую кисточку (без краски!) ставите вертикально и вращая ее размываете акварель. Получаются белые лохматые пятна – одуванчики. Дорисовываете стебельки, листочки и весенний луг готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Учебное пособие по геометрии "Практические задания и упражнения по формированию чертёжно-измерительных навыков у учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида"

Формирование геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определённого запаса геометриче...

Картотека практических заданий и упражнений по обучению самообслуживанию подростков с ТМНР

Материал предназначен для обучения детей и подростков с тяжелой интеллектуальной недостаточностью...

Картотека практических заданий и упражнений по обучению самообслуживанию

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

Сборник практических и тренировочных заданий и упражнений по предупреждению и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

   Большой процент детей со специфическими нарушениями письменной речи, а именно с акустической формой дисграфии, и обосновывает выбор и актуальность данной проблемы в настоящее время...

Сборник практических заданий и упражнений к урокам информатики в 5-6 классах "Решаем задачи в графическом редакторе"

Обучение строится так, чтобы компьютер - увлекательный, многофункциональный объект -обогащал среду учебной деятельности ребенка, существенно расширял круг доступных длярешения задач, избавлял от рутин...