Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-3 класса
рабочая программа по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Для обучающихся 1-3 класса на 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sensorike_2018-2019.docx67.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа - интернат»

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

1-3 КЛАСС

2018-2019 учебный год

Содержание

cтр.

  1. Пояснительная записка                                                                                                         3
  2. Учебно-тематический план                                                                                                  4 – 5
  3. Содержание учебного курса                                                                                                 5 - 12
  4. Учебно-методический комплекс и дополнительная литература                                    12
  5. Приложение: календарно- тематический план                                                                 13 - 25

Пояснительная записка

        

Под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Платонов К.К. подразделил психомоторные процессы на:

1) сенсомоторные реакции (движения и действия в ответ на сенсорный сигнал или объект),

2) идеомоторные процессы (представления субъекта о различных движениях),

3) произвольные моторные действия.

Известно, что у обучающихся при глубоком недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью.

Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса не противоречат общим задачам школы:

        способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

 содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

        исправлять недостатки общей моторики обучающихся, совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;

способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе. Работу можно проводить дифференцированно (по подгруппам по структуре дефекта), а также индивидуально с каждым воспитанником.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Учебно – тематический план

1 класс (34 часа в год, 1час в неделю)

Формирование сенсорных эталонов цвета, форма, величины.

1.Развитие и коррекция восприятия цвета – 3 часа.

2. Развитие и коррекция восприятия формы – 3 часа.

3. Развитие и коррекция восприятия величины – 2 часа.

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие восприятия пространства – 1 часа.

5. Упражнения на развитие восприятия звука – 1 часа.

6. Упражнения на развитие общей моторики и координации движений – 2 час.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев – 2 часа.

8. Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 часа.

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

9. Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях – 3 часа.

10. Формирование мыслительных операций анализа и синтеза – 2 часа.

11. Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения Формирование памяти, внимания, воображения. – 5 часов.

12. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной памяти – 3 часа.

13. Развитие концентрации внимания – 2 час.

14. Распределение внимания – 1 час.

15. Переключение внимания – 1 час.

16. Развитие воображения – 2 час.

2 класс (34 часа в год, 1час в неделю)

Формирование сенсорных эталонов.

1.Развитие и коррекция восприятия цвета – 2 часа.

2. Развитие и коррекция восприятия формы – 2 часа.

3. Развитие и коррекция восприятия величины – 4 часа.

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие восприятия пространства – 1 часа.

5. Упражнения на развитие восприятия звука – 1 часа.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев – 2 часа.

7. Упражнения на развитие общей моторики и координации движений – 2 час.

8. Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 час.

Формирование наглядно- образного мышления.

8. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-образного мышлению – 2 часа.

9. Развитие умения устанавливать логические связи между предметами на картинке – 2 часа.

10.Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках – 2 часа.

11. Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификация – 4 часа.

Формирование познавательных психических процессов.

12.Развитие и коррекция памяти – 3 часа.

13 Развитие и коррекция внимание – 3 часа.

14. Развитие и коррекция воображения – 3 часа.

3 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Развитие и коррекция восприятия.

1.Развитие и коррекция восприятия цвета – 2 часов.

2. Развитие и коррекция восприятия формы – 3 часов.

3. Развитие и коррекция восприятия величины – 3 часа.

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие и коррекция восприятия времени – 2 часов.

5. Развитие и коррекция восприятия пространства – 3 часов.

6. Коррекция переключаемости, подвижности психических процессов – 3 часа.

Формирование наглядно- образного мышления.

7. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов – 2 часа.

8. Развитие символической функции мышления – 1 часа.

9. Формирование соотношения между словом и образом – 1 часа.

10 Развитие операций обобщения, классификация -2 часа.

11. Развитие операций сравнения, сопоставления – 2 часа.

12. Развитие операций анализа, синтеза – 2 часа.

Формирование познавательных психических процессов.

13.Развитие и коррекция внимания – 2 часа.

13 Развитие и коррекция памяти – 2 часа.

14. Развитие и коррекция воображения – 2 часа.

15. Развитие и коррекция мелкой моторики – 2 часа.

Содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

I четверть (8 часов)

1.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета – 3 часа (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный - учить различать и, по возможности, называть).

Выбор по образу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»).

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Использование цвета для обозначения предметов («курочка - цыплята», «елочки - цветочки») - иллюстрация цветными фишками стихотворений.

Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один  элемент.

1.2 Развитие и коррекция восприятия формы – 3 часа (геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат - учить различать и называть).

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Работа с «Досками Э. Сегена».

Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент.

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины – 2 часа.

Формировать понятия: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. Группировка предметов парных по величине (игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине).

II четверть (7 часов)

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие восприятия пространства – 1 часа.

Ориентация на собственном теле: право - лево, верх - низ, вперед — назад. Выполнение простых подражательных движений за учителем: выполнение движений по инструкции.

Ориентация относительно своего тела в пространстве: справа - слева, вверху - внизу, спереди – сзади.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентация на рабочем столе: выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2.2 Упражнения на развитие восприятия звука – 1 часа.

Примерные игры:

•        «Кто как голос подает?»

•        «Что как звучит?»

•        «Кто из детей тебя позвал?»

•        «Тихо - громко»

•        «Жмурки с колокольчиком»

•        Упражнения на звукоподражание животным, технике, - один из детей изображает, остальные угадывают.

•        «Какие звуки слышишь с улицы?»

2.3 Упражнения па развитие общей моторики и координации движений – 2 час.

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Упражнения на смену напряжения и расслабления резких и плавных движений, движения и неподвижности.

2.4 Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев – 2 часа.

Примерные упражнения:

•        пальчиковые игры;

•        конструирование из счетных палочек;

•        выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру;

•        выкладывание из мозаики изученных букв, цифр;

•        раскрашивание рисунков;

•        работа с трафаретами.

2.5 Упражнения па обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 часа (интерес, радость, удивление, страх, печаль, злость, жалость и др.)

Проводится по методике психогимнастики с элементами эмоционально-коммуникативного тренинга.

III четверть (10 часов)

3. Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

3.1 Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях – 3 часа.

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение: стул, ложка, веревка, лейка и др. («Покорми и напои куклу», «Перевези кубики», «Полей цветы», «На чем сидим?»).

Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации (мячик из-под шкафа можно достать лопаткой или линейкой вместо палки).

Формирование метода проб в проблемной ситуации (чем лучше достать камешек из банки с водой: крючком, сачком, ложкой, вилкой).

Упражнения на определение причинно-следственных зависимостей: «Почему мячик скатился?», «Плавает - тонет», «Почему стол качается?», «покачай игрушки на качелях», «Почему коробочка не закрывается (не открывается)?».

3.2 Формирование мыслительных операций анализа синтеза – 2 часа.

Примерные упражнения:

•        Собирание разрезных картинок из 2-3 частей.

•        Узнавание предмета по его частям.

•        Дорисуй предмет.

3.3 Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения – 5 часов.

Примерные игры и упражнения:

•        «Назови одним словом».

•        «Четвертый лишний»;

•        Раскладывание предметов на группы по цвету, форме, величине.

•        Собирание пирамиды из 4 колец, собирание 3-4-х местной матрешки.

•        Поиск сходства и различия в предметах.

•        Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.

IV четверть (9 часов)

4. Формирование памяти, внимания, воображения.

4.1 Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти –3 часа.

Примерные игры:

•        «Что изменилось?»

•        «Чего не стало?»

•        «Что перепутал художник?»

•        «Чего не дорисовал художник?»

•        «Запомни и повтори слова (движения, ритм)».

4.2 Развитие концентрации внимания – 2 час.

Примерные упражнения:

•        «Найди отличия в картинках»

•        «Помоги найти выход» («Где чья собака?», «Кто кому звонит?»),

•        «Найди два одинаковых предмета»

•        «В ряду фигур закрась - синим, О - зеленым, - красным цветом».

4.3 Распределение внимания – 1 час

 раскрашивание и одновременное слушание сказки, а затем дети пытаются ее пересказать.

4.4 Переключение внимания – 1 час

 смена видов деятельности по звуковому - зрительному сигналу: «Летает - не летает», «Выполни команду» (с помехой).

4.5 Развитие воображения –2 час

Примерные игры:

•        «На что это похоже?»,

•        «Дорисуй картинку»,

•        «Составь из геометрических фигур картинку».

2 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

I четверть (8 часов)

1. Формирование сенсорных эталонов.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета – 2 часа.

Красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый цвета – учить различать и по возможности называть.

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Выбор предметов нужного цвета из 6-8 предметов 2-3 сходных цветов (без называния оттеночных цветов).

1.2 Развитие и коррекция восприятия формы – 2 часа.

Геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: квадрат, треугольник – учить различать и по возможности называть.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Группировка предметов объемных и плоскостных форм.

Соотношение объемных и плоскостных форм.

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины – 4 часа.

Учить определять величину предметов методом наложения и приложения.

Учить различать и называть: большой - маленький, короткий - длинный, толстый - тонкий.

Учить, что цвет, форма, величина предметов не зависят друг от друга.

Собирание вкладных кубов, стаканчиков.

Сбор пирамидки из 6-8 колец.

Складывание 3-5 местных матрешек.

Расположение 3-5 предметов в ряд по величине.

Приметные дидактические игры и упражнения:

•        «Подбери по цвету (форме, величине)»,

•        «Цветное лото», «Геометрическое лото»,

•        «Парные картинки»,

•        «Доски Сегена», «Почтовый ящик», «Чудесный мешочек»,

•        «4-ый - лишний (по цвету, форме, величине)».

•        «Светофор» - реакция на смену цветового сигнала.

•        «Угадай - загадай» (отгадывание предметов по их цвету, форме, величине).

•        Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

•        Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

II четверть (7 часов)

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие восприятия пространства – 1 часа.

Ориентация на собственном теле - уметь показать правые и левые части тела.

Ориентация относительно своего тела: справа - слева, сзади - спереди, далеко – близко.

Ориентация на рабочем столе: выкладывание более сложных комбинаций из цветных полосок, геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2.2. Упражнения на развитие восприятия звука – 1 часа.

Приметные упражнения:

•        «Найди звучащий предмет»,

•        «Тихо - громко»,

•        «Какие звуки слышны за окном?»,

•        «Чей голосок?»,

•        Звуки леса, сада, луга, моря и др.

2.3 Упражнения на развитие мелкой моторики – 2 часа.

Работа с мозаикой, пальчиковые игры, нанизывание бусинок на шнурок, вырезывание по контуру.

2.4 Развитие общей моторики и координации движений – 2 час.

 Выполнение более сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением, работа в парах: «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

2.5 Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 часа.

Эмоции радости, злости, страха, сочувствия, успеха.

III четверть (10 часов)

3. Формирование наглядно-образного мышления.

3.1 Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению – 2 часа.

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями:

«Как мальчику достать мячик?»,

«Как Саше накормить кролика?»,

«Помоги ребятам украсить зал».

3.2 Развитие умения устанавливать логические связи между предметами на картинке – 2 часа.

«Помоги рыболову», «Помоги Незнайке посадить дерево», «Помоги построить забор вокруг дома», «Дорисуй», «Чего не хватает?» и др.

3.3 Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках – 2 часа. «Почему у девочки слетела шляпа?», «Почему цветы завяли?»

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

3.4 Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации – 4 часа.

Примерные упражнения:

•        «Разрезные картинки из 3-4 частей».

•        «4 - лишний».

•        «Разложи похожее с похожим».

•        «Назови одним словом».

•        «Найди различие (сходство)».

•        Обучение умению отгадывать и загадывать загадки.

IV четверть (9 часов)

4. Формирование познавательных психических процессов.

4.1 Развитие и коррекция памяти – 3 часа.

4.2 Развитие и коррекция внимания – 3 часа.

4.3 Развитие и коррекция воображения – 3 часа.

Примерные игры и упражнения:

•        «Кто больше запомнил?»

•        «Запомни и повтори (нарисуй, выложи)»

•        «Кто внимательнее?»

•        «Найди ошибку (в суждении, в рисунке, в логическом ряду ДОДОДДОДО)»,

•        «Невербальные аналогии» (продолжи ряд предметов, чередующихся в определенной последовательности);

•        «Таблицы Шульте» (с изученными числами, буквами).

•        Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

•        «На что это похоже?» (пятно, облако, тень и др.).

•        Выполнение элементарных работ по замыслу: составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

3 класс (34 часов в год, 1 раз в неделю)

I четверть – 8 часов

1. Развитие и коррекция восприятия.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета – 2 часа.

Учить различать и, по возможности, называть: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый цвета.

Учить соотносить цвет реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый - оранжевый - коричневый.

Выбор и группировка предметов близких цветовых тонов.

Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

2. Развитие и коррекция восприятия формы – 3 часов.

Учить называть и различать следующие геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить соотносить предметы по форме между собой и соотносить с эталоном формы.

Выбор и группировка предметов по форме на скорость.

Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет».

3.Развитие и коррекция восприятия величины – 3 часов.

Учить определять величину путем приложения и визуального сопоставления; различать предметы по толщине, длине, ширине.

Рекомендуемые дидактические игры:

•        «Цветовое лото», «Цветовое домино», «Домино фигур»,

•        «Покажи и назови» (цвет, форму, величину),

•        «Одень куклу», «Накрой на стол» (необходимо подобрать предметы по цвету, величине),

•        «Поиск в окружающем» (предметов заданной формы, цвета);

•        систематизация 8-10 предметов по величине;

•        собирание пирамиды из 10-12 колец (методом зрительного соотнесения колец);

•        выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине);

•        собирание 8-10 местной матрешки;

•        «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей),

•        «Узнай на ощупь».

II четверть (8 часов)

2. Развитие и коррекция двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие и коррекция восприятия времени – 2 часов.

•        Лото «Времена года»

•        «Когда это бывает» (загадка и картинка времени года).

•        «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

•        Учить названия дней недели.

•        Учить понимать слова: сегодня, вчера, завтра.

2.2 Развитие и коррекция восприятия пространства – 3 часов.

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам, «Лабиринт»).

Учить находить центр листа, левый верхний, правый нижний и другие углы и стороны листа.

Учить ориентироваться на теле другого человека и относительно его.

«Найди предмет» (по инструкции учителя).

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

«Жмурки с голосом, с колокольчиком».

2.3 Коррекция переключаемости, подвижности психических процессов – 3 часа.

Выполнение упражнений на коррекцию мелкой и общей моторики, на коррекцию эмоционально-волевой сферы: пальчиковые игры, речь с движением, элементы психогимнастики по методике М.И. Чистяковой.

III четверть (10 часов)

3. Формирование наглядно-образного мышления

3.1 Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов – 2 часа.

Дидактические игры: «Найди пару (по цвету)», «Найди похожее (по форме)», «Узнай на вкус», «Что звучит?», «Из чего сделано?», «Что где растет?»).

Игры на овладение детьми действиями замещения: «Перепрыгни ручеек», «Море волнуется раз», «Мы не скажем, а покажем».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Автобус» и др.

3.2 Развитие символической функции мышления – 1 часа.

Игры - упражнения на развитие способности к наглядному моделированию: построение макета класса (кукольной комнаты), а затем, составление плана класса или кукольной комнаты с помощью плоскостных геометрических фигур (на макет необходимо смотреть сверху), используя план класса можно искать спрятанные в классе различные предметы - куклу, мишку, «сокровища», мячик и т.д.

3.3 Формирование соотношения между словом и образом – 1 часа.

Игры на умение находить предмет по словесному описанию. Формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий по словесному описанию.

Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

3.4 Развитие операций обобщения, классификации – 2 часа.

«Назови одним словом», «Лото», исключение лишнего; использование приближенных понятий: одежда зимняя - летняя, овощи - фрукты - ягоды; животные лесные — домашние; птицы дикие - домашние, перелетные — зимующие.

3.5 Развитие операций сравнения, сопоставления – 2 часа.

Нахождение различий в резко отличных, затем в мало отличающихся предметах; нахождение сходства сначала в очень похожих, а затем в мало похожих предметах.

«Невербальные аналогии» - продолжение рядов чередующихся элементов: 11213141 и т.д. и другие ряды, доступные пониманию детей.

3.6 Развитие операций анализа, синтеза – 2 часа.

Собирание разрезных картинок из 6-8 частей; собирание кубиков - картинок (6-9); крупные пазлы; «Дорисуй предмет»; «Поставь заплатку на коврик».

IV четверть – 8 часов

4. Формирование познавательных психических процессов.

4.1. Развитие внимания – 2 часа.

4.2. Развитие памяти – 2 часа.

4.3. Развитие воображения – 2 часа.

Примерные упражнения:

•        «Расставь значки в фигурах».

•        Раскрашивание картинок по символическому изображению цвета «Что получилось?»,

•        «Запретные слова (движения)»,

•        «Найди отличие», «Найди две одинаковые фигуры»;

•        смена движений по цветовому, звуковому, предметному сигналу;

•        «Кто больше запомнил?»;

•        «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме);

•        «Угадай, что спрятано в мешке»;

•        «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета;

•        переделывание известных сказок («Добрая баба Яга», «Помоги Колобку» и др.)

4.Развитие и коррекция мелкой моторики – 2 часа.

Работа с шаблонами, вырезывание; выкладывание кнопками на пенопласте; завязывание бантов, шнуровка; плетение косичек из ниток; изготовление бус; мозаика, аппликация; плетение ковриков их бумаги.

Учебно- методический комплекс и дополнительная литература.

1.        Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными

возможностями здоровья.Проект - М, 1999г.

2.        Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

3.        Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

4.        Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2000.

5.        Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

6.        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта

7.        Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями.  Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.  

8.        Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы у детей инвалидов-М.,  2001.

9.        Цикото Г.В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.

10.        Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

11.        Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И.Буянова.- М., 1990.        

Календарно-тематический план курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1—3 классов

1 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Информационное сопровождение

сроки

план

факт.

1 четверть – 8 ч.

1

Развитие и коррекция восприятия цвета. Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов.

1

Табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями, флажки разного цвета.

03.09.

2

Развитие и коррекция восприятия цвета Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6-8 предметов трех-четырех основных цветов. Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов.

1

Табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями

10.09.

3

Развитие и коррекция восприятия цвета. Соотношение предметов по цвету. Использование цвета для обозначения предметов. Выкладывание узора

1

Табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями.

17.09

4

Развитие и коррекция восприятия формы. Выбор по образцу и инструкции предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм. Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

1

Предметы разнообразные по форме, карточки с заданиями, образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур. презентация Работа с геометрическим конструктором крупный напольный «Лего»

24.09.

5

Развитие и коррекция восприятия формы. Выбор

предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка. Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора.

1

Предметные картинки  геометрический конструктор, «Лего», карточки с заданиями

01.10.

6

Развитие и коррекция восприятия формы. Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент.

1

Предметы разнообразные по форме, карточки с заданиями

08.10.

7

Развитие и коррекция восприятия величины. Развитие и коррекция восприятия величины. Сравнение методом наложения и называния.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

1

Предметы разнообразные по

длине, предметы разнообразные по

толщине, карточки с заданиями.

15.10.

8

Развитие и коррекция восприятия величины. Группировка предметов парных по величине.

1

Предметы разнообразные по

длине, предметы разнообразные по

толщине

22.10.

II четверть – 7 ч.

9

Развитие восприятия пространства. Ориентация на собственном теле. Ориентация относительно своего тела в пространстве Выполнение действий по показу, по инструкции. Ориентация на рабочем столе.

1

Мячи, скакалки, стрелки-символы, сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты

12.11.

10

Упражнения на развитие восприятия звука.

1

Детские музыкальные инструменты;

аудио и медиафайлы

19.11.

11

Упражнения на развитие общей моторики и координации движений.

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г, шнуровка.

26.11.

12

Упражнения на развитие общей моторики и координации движений.

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г, шнуровка.

03.12.

13

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев.

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007,пазлы, массажные мячи

10.12.

14

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г, пазлы, массажные мячи, шнуровка

17.12.

15

Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний.

1

Карточки с заданиями

24.12.

III четверть. – 10 ч

16

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение: стул, ложка, веревка, лейка и др. Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации.

1

Набор предметов: стул, ложка, веревка,

лейка и др., карточки с заданиями. Карточки с заданиями, предметные картинки

14.01.

17

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации. Формирование метода проб в проблемной ситуации

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

21.01.

18

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

28.01.

19

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Собирание разрезных картинок из 2-3 частей.

1

Карточки с заданиями, предметные картинки, пазлы

04.02.

20

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Узнавание предмета по его частям.

Дорисуй предмет.

1

Предметные картинки, набор предметов.

11.02.

21

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Игра «Назови одним словом».

Игра «Четвертый лишний»

1

Предметные картинки, набор предметов

18.02.

22

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Раскладывание предметов на группы по цвету, форме, величине. Собирание пирамиды из 4 колец, собирание 3-4 местной матрешки.

1

Предметные картинки, набор предметов. Пирамидка.

25.02.

23

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Поиск сходства и различия в предметах.

Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.

1

Предметные картинки, набор предметов

04.03.

24

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Поиск сходства и различия в предметах.

Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.

1

Предметные картинки, набор предметов

11.03.

25

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления. Поиск сходства и различия в предметах.

Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.

1

Предметные картинки, набор предметов

18.03.

IV четверть – 9 ч.

26

Формирование памяти, внимания, воображения. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной памяти.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

01.04.

27

Формирование памяти, внимания, воображения. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной памяти.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

08.04.

28

Формирование памяти, внимания, воображения. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной памяти.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

15.04.

29

Формирование памяти, внимания, воображения. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной памяти.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

22.04.

30

Формирование памяти, внимания, воображения. Развитие концентрации внимания. Упражнение «Найди отличия в картинках» Упражнение «Помоги найти выход» «Найди два одинаковых предмета», «Закрась фигуры»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

29.04.

31

Формирование памяти, внимания, воображения. Распределение внимания.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

06.05.

32

Формирование памяти, внимания, воображения.

Переключение внимания.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

13.05.

33

Формирование памяти, внимания, воображения.

Развитие воображения.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

20.05.

34

Формирование памяти, внимания, воображения.

Развитие воображения.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

27.05.

2 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Информационное сопровождение

сроки

план

факт.

1 четверть – 8 ч.

1

Развитие и коррекция восприятия цвета. Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

1

табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями, флажки разного цвета.

03.09.

2

Развитие и коррекция восприятия цвета. Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6-8 предметов трех-четырех основных цветов.

1

табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями

10.09.

3

Развитие и коррекция восприятия формы. Геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

1

Геометрический конструктор, «Лего», карточки с заданиями Предметные картинки.

17.09.

4

Развитие и коррекция восприятия формы. Группировка по форме из 2-4 предметов Группировка предметов объемных и плоскостных форм.

Соотношение объемных и плоскостных форм. сходных форм.

1

Геометрический конструктор, карточки с заданиями Предметы разнообразные по форме,

24.09.

5

Развитие и коррекция восприятия величины. Определение величины предметов методом наложения и приложения Различение большой - маленький, короткий - длинный, толстый - тонкий.

1

Предметы разнообразные по

величине, карточки с заданиями. Предметы разнообразные по

длине, высоте, предметы разнообразные по толщине.

01.10.

6

Развитие и коррекция восприятия величины. Собирание вкладных кубов, стаканчиков. Сбор пирамидки из 6-8 колец.

1

Предметы разнообразные по

длине, предметы разнообразные по

толщине, вкладные кубы пирамидка

08.10.

7

Развитие и коррекция восприятия величины. Складывание 3-5 местных матрешек. Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов

1

Предметы разнообразные по

величине, карточки с заданиями, матрёшки. Предметы разнообразные по длине

15.10.

8

Развитие и коррекция восприятия величины. Расположение 3-5 предметов в ряд по величине.

1

Предметы разнообразные по

длине, предметы разнообразные по

толщине

22.10.

II четверть- 7 ч.

9

Развитие восприятия пространства. Ориентация на собственном теле - уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа - слева, сзади - спереди, далеко – близко.

1

Мячи, скакалки, стрелки-символы, сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты

12.11.

10

Развитие восприятия пространства. Ориентация на рабочем столе: выкладывание более сложных комбинаций из цветных полосок, геометрических фигур. счетных палочек по образцу

1

Цветные полоски, геометрические фигуры.

счетные палочки

19.11.

11

Упражнения на развитие восприятия звука. Какие звуки слышны за окном?», «Чей голосок?», «Звуки леса, сада, луга, моря» «Найди звучащий предмет»,        «Тихо - громко»,

1

Детские музыкальные инструменты;

аудио и медиафайлы

26.11.

12

Упражнения на развитие мелкой моторики. Работа с мозаикой, пальчиковые игры. Нанизывание бусинок на шнурок, вырезывание по контуру.

1

Пазлы, мозаика, набор предметов Бусинки, шнурок

03.12.

13

Развитие общей моторики и координации   движений. Выполнение более сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа. Смена видов движения по сигналу.

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г, шнуровка, массажные мячи.

10.12.

14

Развитие общей моторики и координации движений. Упражнения на сочетание речи с движением, работа в парах: «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос»

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007,пазлы, массажные мячи

17.12.

15

Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний. Эмоции радости, злости, страха, сочувствия, успеха.

1

Карточки с заданиями.

24.12.

III четверть – 10 ч.

16

Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению. «Как мальчику достать мячик?»,

1

Набор предметов: стул, ложка, веревка,

лейка и др., карточки с заданиями.

14.01.

17

Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению. «Как Саше накормить кролика?»,

«Помоги ребятам украсить зал».

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

21.01.

18

Развитие умения устанавливать логические связи между предметами на картинке. «Помоги рыболову», «Помоги Незнайке посадить дерево» «Помоги построить забор вокруг дома», «Дорисуй», «Чего не хватает?»

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

28.01.

19

Развитие умения устанавливать логические связи между предметами на картинке. «Помоги рыболову», «Помоги Незнайке посадить дерево» «Помоги построить забор вокруг дома», «Дорисуй», «Чего не хватает?»

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

04.02.

20

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках. «Почему у девочки слетела шляпа?» «Почему цветы завяли?»

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

11.02.

21

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках. Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

1

Карточки с заданиями, предметные картинки.

18.02.

22

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках. Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

1

Карточки с заданиями, предметные картинки, пазлы.

25.02.

23

Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. «Разрезные картинки из 3-4 частей». .«4 - лишний». «Разложи похожее с похожим».

1

Предметные картинки, набор предметов

04.03.

24

Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. «Назови одним словом». «Найди различие (сходство)» Обучение умению отгадывать и загадывать загадки.

1

Предметные картинки, набор предметов

11.03.

25

Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. «Назови одним словом». «Найди различие (сходство)» Обучение умению отгадывать и загадывать загадки.

1

Предметные картинки, набор предметов

18.03.

IV четверть- 9 ч.

26

Развитие и коррекция памяти. «Кто больше запомнил?»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

01.04.

27

Развитие и коррекция памяти. «Запомни и повтори (нарисуй, выложи)»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

08.04.

28

Развитие и коррекция памяти. «Кто внимательнее?»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

15.04.

29

Развитие и коррекция внимания. «Найди ошибку (в суждении, в рисунке, в логическом ряду ДОДОДДОДО)»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

22.04.

30

Развитие и коррекция внимания. «Невербальные аналогии» (продолжи ряд предметов, чередующихся в определенной последовательности)

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

29.04.

31

Развитие и коррекция внимания. «Таблицы Шульте» (с изученными числами, буквами). «спрятавшихся» на рисунке предметов.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

06.05.

32

Развитие и коррекция воображения.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

13.05.

33

Развитие и коррекция воображения.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

20.05.

34

Развитие и коррекция воображения.

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

27.05

3 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Информационное сопровождение

сроки

план

факт.

1 четверть – 8 ч.

1

Развитие и коррекция восприятия цвета. Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6-8 предметов трех-четырех основных цветов.

1

табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями, флажки разного цвета.

04.09.

2

Развитие и коррекция восприятия цвета. Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

1

табл. «Цвет вокруг нас», карточки с заданиями

11.09.

3

Развитие и коррекция восприятия формы. Геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

1

Работа с геометрическим конструктором крупный напольный «Лего», карточки с заданиями

18.09.

4

Развитие и коррекция восприятия формы. Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

1

Предметные картинки , работа с геометрическим конструктором

«Лего», карточки с заданиями

25.09.

5

Развитие и коррекция восприятия формы. Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. Группировка предметов объемных и плоскостных форм. Соотношение объемных и плоскостных форм.

1

Геометрический конструктор, карточки с заданиями

02.10.

6

Развитие и коррекция восприятия величины. Определение величины предметов методом наложения и приложения

1

Предметы разнообразные по

величине, карточки с заданиями.

09.10.

7

Развитие и коррекция восприятия величины  Различение большой - маленький, короткий - длинный, толстый - тонкий.

1

Предметы разнообразные по

длине, высоте, предметы разнообразные по толщине, карточки с заданиями.

16.10.

8

Развитие и коррекция восприятия величины. Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов.

Расположение 3-5 предметов в ряд по величине.

1

Предметы разнообразные по

длине, предметы разнообразные по

толщине, карточки с заданиями.

23.10.

II четверть.- 8 ч.

9

Развитие восприятия пространства. Ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам, «Лабиринт»).

1

Карточки с заданиями.

06.11.

10

Развитие восприятия пространства. Ориентация на теле другого человека и относительно его.

1

Карточки с заданиями.

13.11.

11

Развитие восприятия пространства. Ориентация на теле другого человека и относительно его.

1

Карточки с заданиями.

20.11.

12

Упражнения на развитие и коррекция восприятия времени. Лото «Времена года»

«Когда это бывает» (загадка и картинка времени года).

1

Карточки с заданиями.

27.11.

13

Упражнения на развитие и коррекция восприятия времени. «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

1

Карточки с заданиями.

04.12.

14

Упражнения на развитие мелкой моторики. Работа с мозаикой, пальчиковые игры.

1

Пазлы, мозаика, набор предметов

11.12.

15

Упражнения на развитие мелкой моторики. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

1

Бусинки, шнурок, пазлы

18.12.

16

Развитие общей моторики и координации движений. Упражнения на сочетание речи с движением, работа в парах: «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос»

1

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007,пазлы, массажные мячи

25.12.

III четверть – 10 ч.

17

Формирование наглядно-образного мышления, обобщенные представлений о свойствах и качествах предметов.

1

Дидактические игры: «Найди пару (по цвету)», «Найди похожее (по форме)», «Узнай на вкус», «Что звучит?», «Из чего сделано?», «Что где растет?»

15.01.

18

Формирование наглядно-образного мышления. Игры на овладение действиями замещения: Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Автобус» и др

1

Карточки с заданиями, игры «Перепрыгни ручеек», «Море волнуется раз», «Мы не скажем, а покажем».

22.01.

19

Развитие символической функции мышления

Упражнения на развитие способности к наглядному моделированию

1

Карточки с заданиями, предметные картинки. Плоские геометрические фигуры, различные предметы - кукла, мишка, «сокровища», мячик и т.д.

29.01.

20

Формирование соотношения между словом и образом.

Игры на умение находить предмет по словесному описанию. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

1

Карточки с заданиями, предметные картинки. Иллюстрации.

05.02.

21

 Развитие операций обобщения, классификации

«Назови одним словом», «Лото»

1

Предметные картинки, набор предметов

12.02.

22

Развитие операций обобщения, классификации

исключение лишнего; использование приближенных понятий: одежда зимняя - летняя, овощи - фрукты - ягоды; животные лесные — домашние; птицы дикие - домашние, перелетные — зимующие.

1

Предметные картинки, набор предметов

19.02.

23

Развитие операций сравнения, сопоставления

Упражнения на нахождение различий в резко отличных, затем в мало отличающихся предметах; нахождение сходства сначала в очень похожих, а затем в мало похожих предметах.

1

Предметные картинки, набор предметов

26.02.

24

Развитие операций сравнения, сопоставления

 «Невербальные аналогии» - продолжение рядов чередующихся элементов: 11213141 и т.д. и другие ряды, доступные пониманию детей.

1

Карточки с заданием

05.03.

25

Развитие операций анализа, синтеза. Собирание разрезных картинок из 6-8 частей; собирание кубиков - картинок (6-9); крупные пазлы;

1

Предметные картинки, набор кубиков, пазлы

12.03.

26

 Развитие операций анализа, синтеза

«Дорисуй предмет»; «Поставь заплатку на коврик».

1

Предметные картинки,

19.03.

IV четверть- 8 ч.

27

Развитие и коррекция памяти. «Кто больше запомнил?»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

02.04.

28

Развитие и коррекция памяти. «Запомни и повтори (нарисуй, выложи)»

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями, зрительный тренажёр

09.04.

29

Развитие и коррекция внимания. «Найди ошибку (в суждении, в рисунке, в логическом ряду ДОДОДДОДО)», «Таблицы Шульте» «Найди отличие», «Найди две одинаковые фигуры»;

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

16.04.

30

Развитие и коррекция внимания. «Невербальные аналогии» (продолжи ряд предметов, чередующихся в определенной последовательности) «Расставь значки в фигурах».

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

23.04

31

Развитие и коррекция воображения.

Упражнения «Угадай, что спрятано в мешке»;

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета;

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями

30.04.

32

Развитие и коррекция воображения. Переделывание известных сказок («Добрая баба Яга», «Помоги Колобку» и др.)

1

Предметные картинки, набор предметов, карточки с заданиями.

07.05.

33

Развитие и коррекция мелкой моторики

Работа с шаблонами, вырезывание; выкладывание кнопками на пенопласте; завязывание бантов, шнуровка;

1

Набор предметов.

14.05.

34

Развитие и коррекция мелкой моторики

плетение косичек из ниток; изготовление бус; мозаика, аппликация; плетение ковриков их бумаги.

1

Набор предметов

21.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполн...

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5-9 классах

Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 5-9 классах...