Программа для работы с детьми с ОВЗ
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа
Сосновского муниципального района
Нижегородской области
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора ______________ Т.А. Грошева | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Яковская ОШ _________________ Л.Н. Кузьмина |
Коррекционно-развивающая программа
"Психология общения"
для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья
срок реализации программы
2018-2019 учебный год
Разработала:
педагог-психолог
Ширыбанова Мария Георгиевна
с. Яковское
2018 год
I. Пояснительная записка
1.1. Психологический анамнез: учащиеся 5-9 классов, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вид. Возраст 11-17 лет.
1.2. Психологический диагноз: трудности в организации межличностного общения.
1.3. Психологический прогноз:
– если ситуация улучшается: ребёнок лучше социализируется в обществе;
– если ситуация сохраняется: знакомство с окружающим миром будет идти затруднённо в связи с замедленностью, недифференцированностью, узостью объема восприятия у детей с ОВЗ;
– если ситуация усугубляется: это может привести к снижению уровня коммуникативных способностей, ребёнок может стать «изгоем» в обществе.
1.4. Назначение программы: Данная программа предназначена для решения проблемы низкого уровня сформированности коммуникативных способностей обучающихся.
1.5. Актуальность и востребовательность программы:
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека – во взаимодействии с другими. Особое значение общение имеет для детей с ОВЗ, т.к. общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом:
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
1.6. Методологические и теоретические обоснования программы:
И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
1.7. Принципы отбора содержания и его организация:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип единства коррекции и диагностики.
- Принцип приоритетности коррекции казуального типа.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
- Принцип опоры на разные уровни организации психологических процессов.
- Принцип программного обучения.
- Принцип возрастания сложности.
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала.
- Принцип учёта эмоциональной сложности материала.
1.8. Адресат: учащиеся 5-9 классов, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, (11-17 лет).
1.9. Цель программы: создание условий для коррекции коммуникативных способностей учащихся.
1.10. Задачи программы:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
1.11. Тип программы: коррекционно – развивающая программа, составленная на основе учебного курса Каратаевой Е. «Общение: хочу, могу, умею».
1.12. Формы реализации программы: смешенная.
1.13. Вид программы по времени реализации: долгосрочная.
5 класс – 34 часа (1,2 разделы);
6 класс – 34 часа (3,4 разделы);
7 класс – 34 часа (5,6 разделы);
8, 9 класс – 34 часов (7 раздел).
1.14. Временные рамки продолжительности занятий: 45 минут.
1.15. Место данной программы в воспитательном и образовательном процессе. Достижение общешкольной цели, поскольку гармоничность психоэмоционального состояния учащихся способствует всестороннему развитию личности.
1.16. Ожидаемый результат:
Обучающие должны знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
Обучающиеся должны уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
1.18. Оценка эффективности коррекционной программы:
- Диагностический мониторинг: карта наблюдений Скотта (5 кл.), Методика оценка коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявский, Б.А. Федоршин;
- Активное участие в ролевых, деловых играх;
- Определение и коррекция личностных проблем в общении.
II. Содержание программы
2.1 Реализуемые блоки и их цели:
Раздел 1. Вербальные и невербальные средства общения.
Раздел 2. Что такое "Я"?
Раздел 3. Ценностные ориентиры личности.
Раздел 4. Общение в школе.
Раздел 6. Культура общения и культура речи.
Раздел 7. Культура общения полов.
Раздел 1. Вербальные и невербальные средства общения
Знаковая природа общения. Отличие способов общения человека и животных. Взаимозависимость человека и природы. Восприятие мира.
Язык как средство общения. Функции речи. Развивая речь, человек активно развивает чувства, мышления, получает навыки общения. Речь устная и письменная.
Невербальные средства общения. Развитие умения выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние человека. Влияние зрительного контакта, позы и дистанции в общении. Мимика, жесты, интонация как средства общения.
Возможные типы заданий.
1. Ролевые игры "Иностранец", "Ощупай и нарисуй", "Угадайка", "Изобрази сказку", "Расскажи стихи без слов", "Несмеяна", "Краски".
2. Упражнения на развитие мимических движений "Мимическая гимнастика".
3. Игры по обучению выразительным движениям "Кто это?".
4. Этюды по изучению поз, походки, жестов "Деловые переговоры", "Влюблённые", "Разговор по телефону", "Аэропорт", "Приятели", "Ссора".
5. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по мимике.
6. Эксперимент "Отражает ли речь особенности характера человека?".
Рекомендуемая литература:
1. Кинчер, Дж. Книга о живых знакомых /Дж.Кинчер. – Санкт-Петербург, 1991.
2. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюев, Ю.В.Касаткина. – Ярославль, Академия развития, 1997.
3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
4. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения /А.В.Толстых. – Минск, 1990.
Раздел 2. Что такое "Я"
Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Образ своего "Я" – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе. Позитивные и негативные мысли о своём "Я" и их участие в процессе общения. Взгляд на себя со стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения, темперамента, черта характера). Воспитание чувства собственной индивидуальности и личной уникальности у каждого ребёнка.
Процесс познания самого себя формирует самооценку ребёнка. Важность адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности. Чувство собственного достоинства, помогающее обрести уверенность в себе и своих силах.
Возможные типы заданий.
1. Игра "Что такое Я?", "Положи себя под микроскоп", "Вглядись в себя, сравни с другими", "Интервью", "Прокуроры, адвокаты".
2. Упражнения "Мои сильные стороны", "Автопортрет", "Мои слабые стороны", "Психологический автопортрет",
3. Ролевой тренинг "Три зеркала".
4. Обсуждение поступков героев книг, кинофильмов.
Рекомендуемая литература.
1. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
2. Юрина, А.А. Основы психологического общения в начальной школе /А.А.Юрина, К.В.Шевкуненко. М., 1996.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
4. Кочетов, А.И. Воспитай себя – этика школьникам /А.И.Кочетов. – М., 1982.
Раздел 3. Ценностные ориентиры личности
Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим. Воспитание ответственности за свои поступки, поведение в целом. Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку. Честь как чувство собственного достоинства, основанного на уважении достоинства другого человека.
Возможные типы заданий
1. Психологические задачи-ситуации.
2. Тематическое рисование "Дом Добра", "Дом Зла", "Карикатура".
3. Игры "На кого я похож", "Ромашка", "Копилка добрых и злых слов", "Волшебное кресло".
4. Карусели общения "За что меня любят люди?", "Отчего бывает одиноко?"
Рекомендуемая литература
1. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
2. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
Раздел 4. Общение в школе
Психологические особенности общения учащихся в системах "Учитель – ученик", "Ученик – ученик". Необходимость усвоения понятий о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего характера по общению, правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Создание моделей желательного поведения на определённые черты характера. Развитие способности соотносить особенности своего поведения с нормами и правилами школьного этикета.
Возможные типы заданий
1. Моделирование положительных черт характера (Этюды "Альбом марок", "Так будет справедливо").
2. Моделирование нежелательного поведения (Этюды "Хочу и всё", "Кривляка", "Ябедник", "Эгоист").
3. Игры на сопоставление различных черт характера "Два друга".
4. Сочинения-фантазии "Сочини сказку", "Рассказ по кругу".
5. Игры-импровизации "Мой двойник", "Разговор по телефону".
6. Психологические задачи-ситуации (из школьной жизни).
7. Сюжетно-ролевые игры "Опять двойка", "Педсовет".
8. Тесты-эксперименты.
Рекомендуемая литература.
1. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
2. Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых /Дж.Кинчер. – Санкт-Петербург, 1997.
3. Туткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога /Н.И.Туткина – М., 1994.
Раздел 5. Общение в семье
Особенности внутрисемейных отношений. Именно в семье закладываются основы уважения к старшим, любви к близким, заботы о них. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка.
Возможные типы заданий.
1. Тест "Рисунок семьи".
2. Сюжетно ролевые игры "Вечер в семье", "День рождения", "Приём гостей", "Поездка на дачу".
3. Этюд "Дружная семья", "8-е марта".
4. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.
5. Сочинения-миниатюры "За что я люблю маму".
Рекомендуемая литература.
1. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / С.В.Ковалёв. – М, Просвещение, 1988.
2. Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм – М., 1991.
3. Семейно-бытовая культура: пособие для слушателей народных университетов. – М., 1981.
Раздел 6. Культура общения и культура речи
Культура общения основана на соблюдении определённых этических правил и норм. Эти правила называют этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.
Важнейшая роль в процессе коммуникации принадлежит хорошо развитой речи – средству человеческого общения. Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение с окружающими будет затруднено.
Возможные типы заданий.
1. Игры-драматизации различных ситуаций "Гости", "День рождения", "Экскурсия в музей".
2. Игра "Слово веселит, огорчает, утешает", "Интервью".
3. Конкурс "Умеем ли мы говорить".
4. Праздник добрых слов.
Рекомендуемая литература
1. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости /Л.П.Васильева-Гангнус. – М, Педагогика, 1982.
2. Крыжан, Э. Как себя вести: о правилах приличия /Э.Крыжан, Ю.Орлик. – Братислава, 1970.
3. Формановская, Н.И. Вы сказали "Здравствуйте!": речевой этикет в нашем общении /Н.И.Формановская. – М., Знание, 1989.
Раздел 7. Культура общения полов
Различие между мальчиками и девочками проявляются ещё в дошкольном возрасте.
Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек является одной из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья детей, их возможности полноценно "найти себя" в жизни и способности создать крепкую семью в будущем. В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя "мужские и женские роли", наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся общаться между собой.
Возможные типы
1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний.
2. Анкетирование.
3. Тематическое рисование.
4. Беседы.
5. Упражнения подражательно-исполнительного и творческого характера.
6. Сочинения-миниатюры.
Рекомендуемая литература.
1. Азбука нравственности. – 2-е издание. – М., 1977.
2. Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни – тесты, опросники, ролевые игры: книга для учителя /С.В.Ковалёв. М: Просвещение, 1991.
III. Описание условий реализации программы
3.1. Организационно-методические условия
Основные методы обучения
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры (сюжетно-ролевые, драматизации, словесные, музыкальные, подвижные).
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
11. Свободное и тематическое рисование.
3.2. Психолого-педагогические условия
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с:
Педагогами: участие в малом педсовете педагогов, работающих в 5-9 классах, консультации педагогов по вопросам развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ;
Родителями: выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации.
3.3. Материально технические условия
Кабинет, магнитофон, компьютер, экран, коврики, столы, стулья, канцелярские принадлежности.
VI. Требования к исполнителю программы
Наличие высшего психологического образования.
Раздел | Темы занятий | Количество часов |
1. Вербальные и невербальные средства общения | 1. Восприятие мира (наши органы чувств). | 1 1 1 1 1
|
2.Что такое "Я' | 1. Кто такой "Я" (мой автопортрет). | 1 1 2 2 1 |
3. Ценностные ориентиры личности. | 1. Путешествие в дом добра и зла. | 1 1 1 2 |
4.Общение в школе. | 1. Школьные правила этикета. | 1 |
5.Общение в семье. | 1. Мой дом – моя семья. | 2 |
6.Культура общения и культура речи. | 1. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | 1 1 2 2 1 |
7.Культура общения полов. | 1. Общее и особенное для мальчиков и девочек. | 1 1 2 2 2 2 |
Приложение №1
Тема: Восприятие мира. Наши органы чувств.
Цель: знакомство с различными каналами восприятия
Задачи:
- актуализация зрительного, слухового, кинестетического каналов восприятия
- обучение умению работать в группе
- развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние
Вводная часть. Ритуал приветствия.
Цель: создание положительного эмоционального фона
Психолог: Здравствуйте дети! Наше занятие мы начнём с приветствия. Сейчас мы с вами поиграем в «Паровозик». Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет своё имя. Кто хочет быть паровозиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком, и будет помогать новому паровозику, повторять его имя.
Далее с помощью психолога каждый ребёнок должен побывать в роли паровозика
Основная часть.
1)Игра «Угадай, чего не хватает?»
Цель: актуализация зрительного канала восприятия
Психолог: Видите, какие у нас получились замечательные паровозики. А теперь садитесь на свои места и посмотрите внимательно, что у нас появилось нового.
Дети: Новые игрушки на столе
Психолог: Правильно, у меня на столе несколько мягких игрушек. Давайте назовём их.
Дети: Собака, заяц, рыбка, медведь, слонёнок, кошка,
Психолог: Молодцы! Теперь вы закроете глаза, а я спрячу одну игрушку или поменяю местами. Вам нужно будет определить, что изменилось. Итак, я начинаю.
Психолог: Замечательно, а теперь кто-нибудь из вас хочет быть ведущим?
Далее необходимо всем обучающимся дать возможность побывать в роли ведущего.
В конце игры подводится итог о важности и необходимости зрения.
2) Игра «Угадай, кто говорит?»
Цель: актуализация слухового канала восприятия
Психолог: А сейчас, мы с вами сядем в круг на коврике. Один из нас отвернется, и я ему завяжу глаза, вот этим шарфиком. Каждый из нас будет трогать его за плечо, и обращаться к нему по имени. Наш ведущий должен будет угадать, кто к нему обращается.
В конце игры подводится итог: У каждого из нас особенный голос и мы можем узнать другого человека даже по одному голосу.
3) Игра «Жмурки»
Цель: актуализация кинестетического канала восприятия
Психолог: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Жмурки», только это не совсем обычные жмурки. В наших жмурках нельзя ничего говорить, можно только ощупывать игрока. Итак, кто будет первым?
Психолог во время игры помогает каждому ребёнку правильно угадать партнёра по игре.
В конце игры подводится итог: Мы можем узнать другого человека не только с помощью глаз, голоса, но и с помощью рук.
Заключительная часть.
Ритуал прощания. Большой круг. Выход из круга со словами До-свидания!
Литература
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М. 2003
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.» СПб 2003г.
"Язык, мимика, жесты как средства общения"
ЦЕЛЬ:
Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.
Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Интерактивная.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Не умение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.
ПРИМЕНЕНИЕ: Формирование классного коллектива, в котором каждому ребенку будет комфортно и уютно. Для каждого учащегося построение своей модели поведения в конфликтной ситуации.
ХОД занятия
1 этап Вступительная часть
Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?
Обоснованные ответы детей:
Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.
2 этап. Определение темы и цели занятия
Учитель: - А какие средства общения вы знаете?
Дети: - Речь, мимика, жесты, язык.
Учитель: - Молодцы, это и есть тема нашего занятия. А как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить.
Дети: - С какими людьми общаться легко? А с какими трудно? Как научиться общаться без ссор и крика?
3 этап Язык, как средство общения.
Учитель: - Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом?
/Учитель читает выдержку из толкового словаря значение слова ЯЗЫК/
- Какое значение слова язык подходит к нашему занятию.
Язык – речь, средство общения.
Работа в группах.
- Объясните смысл пословиц:
Слово жжет сильнее огня.
Мягко стелет, жестко спать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
(Можно предложить детям вспомнить другие пословицы по теме)
Учитель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить?
4 этап. Жест, как средство общения.
Учитель: /выдержка из толкового словаря, что такое - ЖЕСТ/
Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.
- Задание по группам.
Пользуясь языком жестов показать:
Тихо.
Подозвать ребенка.
Обрадоваться друзьям.
Учитель: - Жесты так же несут культуру народа. Одни и теже жесты, могут нести разное значение у разных народов.
Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
5 этап. Мимика, как средство общения
Учитель: - Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/
Задания по группам.
Показать графически:
Радостный человек.
Удивленный человек.
Сердитый человек.
Учитель: - С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?
6 этап. Подведение итога
Учитель: - Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?
Учитель: - А как сделать наше общение приятным?
Я предлагаю вам записать правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.
Сначала работа идет в группах, а затем оформляется на один общий плакат в классном уголке.
В воспитанном обществе нельзя!
Кричать.
Размахивать руками.
Ссорится.
Обзывать друг друга.
Показывать на других пальцем.
Смеяться над неудачами товарищей.
и др.
Учитель: - Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости.
"Слово: веселит, огорчает, утешает"
Цели и задачи урока:
формировать умения объяснять и доказывать,
познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,
показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.
Оборудование: учебник “Детская риторика” Т.А. Ладыженской., сценические костюмы, карточки со словами и пословицами.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о значении слова для человека.
2.Проверка домашнего задания.
-Что такое рифмы?
-Кто прочтет свои рифмы, придуманные дома?
Дети зачитывают придуманные ими рифмы, такие как:
Папа ушел в кино,
А я выносил ведро.
Мама любит мыть,
Я люблю мылить.
3. Упражнения для мышц и мимики лица.
Пусть прожужжит пчела (ж-ж).
Пусть прозвенит комар (з-з).
Мимика лица (изобразите радость, грусть, смех).
Упражнение для дыхания (задуем свечу).
4. Говори правильно.
Хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок.
Идет Козел с Козой, а Коза идет с косой (проговаривает каждый).
Разучивание новой скороговорки.
Вымыли мишки миску для мишки (работа в парах).
5. Постановка цели урока.
- Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Проверим, так ли это.
6. Анализ речевых ситуаций.
–Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? Конечно, это клоуны. Они самые веселые люди. А вы знаете, что в старину клоунов называли скоморохами. К нам на урок пришел в гости Петрушка.
Выбегает Петрушка и рассказывает стихотворение.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!
-Как вы думаете, зачем Петрушка рассказал эту нелепицу?
Эти веселые стихи называются перевертышами. Автора у них нет, люди сами сочиняют их.
На доске появляются карточки.
| веселит |
СЛОВО |
|
|
|
Бывают в жизни огорчения.
-Иногда не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью.
Инсценировка из сказки “Буратино”.
(Отрывок Буратино и Сверчок)
Беседа над ситуацией.
- А в вашей жизни вы всегда думаете, прежде чем сказать что-либо обидное, грубое?
- Как вы исправляете свои ошибки?
На доске появляется карточка с пословицей
От худого слова - да навек ссора.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Инсценировка из сказки “Заяц и лиса”.
-Кого вам жаль?
-Почему?
-Какая лиса?
На доске появляется слово.
| веселит |
СЛОВО | огорчает |
|
|
Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но всегда на помощь придет друг или взрослые, которые утешат.
Инсценировка из сказки “Курочка ряба”.
-Какое решение приняла Курочка для деда и бабы. Может деду и бабе не надо надеяться на это яйцо? Как вы думаете?
Работа с учебником (с. 20-21).
-Прочитаем в книге, что им сказала Курочка.
Разыгрывание учащимися ситуации из стихотворения А. Барто “Наша Таня громко плачет”.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…
-Кто утешит нашу Таню?
-Как вы думаете, перестанет плакать Таня?
На доске появляется слово
| веселит |
СЛОВО | огорчает |
| утешает |
На доске появляется карточка со следующей пословицей.
Доброе слово лечит, худое калечит.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как бы вы сказали по-другому?
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали о речи?
- Какое может быть слово?
- Какие слова вам больше всего нравятся?
8. Вывод учителя.
Мы должны запомнить – прежде чем сказать – подумай, чтобы не обидеть словом.
9. Закрепление.
- Раскрасьте добрых героев в вашей книге с. 18-21.
10. Домашняя работа.
1) Учебник с. 22-23. Раскрасьте персонаж, которого вы бы утешили.
2) Работа в парах.
-Придумайте сценку, где бы вы показали, как вы утешаете обиженного.
Какой окраски твой голос? Интонация, темп и тон речи
Цели: познакомить учащихся с речью как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа по теме
– Сейчас, ребята, мы начнем читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о том, что вы узнаете. Слушайте внимательно.
Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.
– Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!
Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:
«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».
«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»
– Эй, Тяпа, сюда! Нука прочитай записку!
Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.
«Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, – решил Федя. – Пусть учится читать».
– Как вы думаете, ребята: почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? Читать и понимать письменную речь может только человек. Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами.) Федя знает буквы, он научился читать – значит, он умеет и писать. Правда, еще не очень хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок.) Но каждый человек может научиться писать.
А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь. Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?
Мы все умеем говорить и слушать – значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.
Тут Тяпа заскулила.
– Тяпа, Тяпочка, – сказал Федя, – что с тобой? – Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.
– Как вы думаете, ребята: чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чемнибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.
Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.)
Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?
Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.
2. Оздоровительная минутка
3. Беседа по теме
– Продолжим чтение рассказов о Феде. Рассказ, который я прочитаю сейчас, называется «На стадионе».
Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой.
– Здравствуй, сынок! Молодец, пришел вовремя. Все в порядке? Проведем время в мужской компании. У нас отличные билеты.
– Здравствуй, папа. Все в полном порядке.
– Вы слышали вежливый разговор.
Что папа сказал при встрече? Что ему ответил сын?
А вы здороваетесь при встрече со своими родителями? Что вы говорите маме, папе, просыпаясь утром?
Какой вопрос задал папа после приветствия? Какой вопрос вы можете задать друг другу после приветствия? Читаем дальше.
Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет «Спартак» – это их любимая команда.
Удар! Мяч летит мимо ворот.
– Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.
– Какой невоспитанный, некультурный мальчик, – тихо произнес сидящий рядом пожилой мужчина, – совсем не умеет вести себя в общественном месте.
– Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным? Что значит «общественное место»? Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?
Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы его речь и поведение были культурными.
4. Игра «Запретное движение»
Звучит веселая, ритмичная музыка. Дети стоят кругом, ведущий в центре показывает несколько движений, одно из которых запретное. Дети должны повторять все движения ведущего, кроме запретного.
Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
5. Беседа по теме
– Разговаривая друг с другом, мы произносим слова с разной интонацией. Поэтому одни и те же слова воспринимаются поразному.
Задание:
– Вспомните сказку Корнея Чуковского «Федорино горе».
Прочитайте с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!» (Вопросительно.)
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито».
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!». (Сердито.)
«Кококо! Кококо!
Жить вам было нелегко!». (Сочувственно.)
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?». (Вопросительно.)
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!». (Жалобно.)
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!». (Сочувственно.)
«Уж не буду, уж нe буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!» (Ласково.)
6. Итог занятия
– Для чего человеку нужна речь? Какой окраски твой голос? Что помогает нам понять друг друга?
Влияние дистанции в процессе общения
Цели занятия:
1. Учащиеся осознают необходимость соблюдения "личного пространства" в общении.
2. У учащихся сформированы представления об основных принципах выбора дистанции в общении.
Рекомендуемая литература:
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
2. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
Ход занятия.
Межличностное пространство - это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем ближе отношения, тем меньше расстояние.
Обсуждение: рекомендуется обсудить с учащимися возможные факторы, влияющие на выбор дистанции в процессе общения.
Выбор оптимальной дистанции в процессе общения зависит от следующих показателей:
• От возраста,
• От пола,
• От статуса,
• От психологических особенностей,
• От национальности,
• От степени знакомства.
Отрицательно сказывается на общении как чрезмерно близкое, так и чрезмерно удаленное расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.
На сегодняшний день общепринятой можно назвать следующую классификацию:
До 0,5 метра - интимное расстояние - соответствует интимным отношениям (спорт, балет).
От 0,5 до 1,2 метра - межличностное расстояние - разговор друзей с соприкосновением и без него.
От 1,2 до 3,7 метра - неформальные социальные и деловые переговоры (верхний предел соответствует более формальным требованиям).
От 3,7 и более - публичное расстояние.
Верно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.
Часто в жизни встречаются ситуации, когда общение происходит через стол (например, при трудоустройстве, сдаче экзаменов). Поэтому необходимо учитывать такие компоненты как угол, под которым партнеры предпочитают воспринимать друг друга и ориентация - это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения "лицом к лицу" до положения "спина к спине".
Рекомендуемые упражнения:
Цели: осознавание важности пространства в общении; установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации.
1. правила: группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя сбоку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении - при удалении.
2. Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему.
Обсуждение: какие испытываем ощущения? Почему неприятно то или иное положение участников группы по отношению к человеку? Где возникают ситуации, когда нарушается личное пространство людей?
Вопросы:
1. Что такое межличностное пространство, личное пространство, межличностная дистанция - в чем сходство, в чем отличие?
2. Как определить, что мы нарушаем чьё-либо личное пространство?
Язык жестов. Жесты походки
Жесты (их значение)
Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) - на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь.указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта /позиция "подождем-посмотрим"/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция "это замечательно!"/. Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест "хорошо, давайте подумаем"/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ - это пауза для размышления.обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Расхаживание. - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.
Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /"Я смотрю на вас, но не слушаю"/.
Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /"в вашем присутствии я чувствую себя уютно"/, у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.
Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения /другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/
Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.
Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или.наоборот, перед тем, как встать и уйти/.
Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.
Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.
Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос.содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.
Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест "купол"/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.
Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.
Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.
Язык тела, выражаемый в походке.
Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!
Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)
Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.
Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.
Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?
Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.
Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).
Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.
Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.
Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.
Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.
Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность – часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.
Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.
Осанка
Хорошая непринужденная осанка – в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.
Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя).
Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений: чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).
Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри «повесить нос»
Сутулая спина: смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.
Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) – если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.
Язык тела - Плечевой пояс и верхняя часть тела
Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, - это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).
Плечи спадающие вперед – чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.
Сжимание плеч вперед-наружу – при сильном страхе, ужасе.
Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.
Отжимание плеч назад – чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.
Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.
Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):
«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.
«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.
Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) – часто плечи спадают вперед:
«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.
«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).
Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.
Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле – стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.
2Психологический тест «АВТОПОРТРЕТ»
Итерпретация 2 (интегративно-оценочная)
Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10×15 см.
Инструкция. Нарисуйте свой портрет.
При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны ктакого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
3) гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
6) ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура программы воспитательной работы с детьми в ОУ
Данной структурой пользовались многие педагоги Омской области. При составлении ее я опиралась на нормативные документы, положения о конкурсах и анализ присылаемых на рецензию материалов...
Программа логопедической работы с детьми с двуязычием
В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...
Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»
Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений сре...
Пробная рабочая программа воспитательной работы с детьми 11-13 лет
Программа воспитания и социализации воспитанниковспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями 11 – 13 лет...
Программа профилактической работы с детьми МАОУ "ООШ №13" г. Соликамск имеющими статус «группы риска» и СОП «Следуй за мной...»
Программа разработана для категории учащихся "группы риска" и СОП...
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ.
На 2 года обучения. Возраст детей 7-18 лет....
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...