Тренинг для родителей детей с ОВЗ
план-конспект по психологии на тему
Психологический тренинг общения,направленный на приобретение знаний,умений и навыков, коррекцию и формирование установок необходимых для успешного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг общения для родителей детей с ОВЗ | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов общения.
Психологический тренинг общения — это вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Начиная работать с ребенком-инвалидом, обследуя его, проводя коррекционную работу, постоянно ищешь контакт, какую-то невидимую нить с родителями больного ребенка. Ведь они первые помощники в реабилитационном процессе. Но чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как необходимы им поддержка и помощь. Впервые специалисты нашей общественной организации и некоторые активные родители решили объединиться, пригласить других родителей и попробовать быть вместе. Цель объединения заключалась в том, чтобы сообща решать наболевшие вопросы, отмечать праздники, проводить свой культурный досуг и просто поддерживать друг друга в трудную минуту.
Такое объединение в группу, с одной стороны, было делом простым, ведь всех родителей сближало общее горе — больной ребенок. С другой стороны, многие родители находились в состоянии депрессии, многие семьи самоизолировались от общества, стесняясь показать людям своего «не такого, как все» ребенка, были семьи, с которыми перестали общаться друзья. Таким образом, изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков. Родители просто разучились общаться, считали, что их никто не понимает, не доверяли никому, о своих проблемах старались молчать.
Как объединить в группу и разговорить этих людей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда? Наиболее подходящим мероприятием я считаю психологический тренинг общения, который проводится на первом этапе работы с родителями в начале учебного года.
Коммуникативный тренинг способствует решению следующих задач:
— знакомство участников друг с другом;
— создание условий для раскрепощения членов группы;
— их сближение и объединение;
— осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
— развитие коммуникативных навыков и умений;
— снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.
Тренинги проводились в атмосфере доверия, что позволило реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность обратной связи между участниками группы. Созданию климата доверия способствовала особая форма проведения занятий, при которой ведущий не противопоставлял себя группе, а выступал одним из участников групповой работы.
Организуя занятия по психотренингу общения, необходимо руководствоваться следующими принципами:
— активность участников группы;
— исследовательская позиция;
— партнерское общение;
— участие может быть только добровольным;
— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;
— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Предположительное количество участников тренинга — 7 человек, поскольку нашим родителям проще поделиться своими чувствами в небольшой группе.
Тренинг состоял из 4 занятий длительностью от 1 до 3 часов и проводился ежедневно в течение недели.
Занятия начинались с ритуала приветствия. Затем психолог знакомит родителей с основными задачами психотренинга.
На первом занятии необходимо было выработать правила, по которым будет существовать группа.
Правила принимались всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.
ПРАВИЛА
1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.
3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
В начале занятий родители всегда скованны, «закрыты», с трудом включаются в работу. Поэтому важным моментом является разогрев, который включает знакомство с участниками группы. Цель такой процедуры — познакомить всех друг с другом, дать освоиться в новой ситуации, сплотить группу, заинтересовать участников. Процедура знакомства позволяет «раскачать» группу, вовлечь ее участников в новые, чуть необычные размышления о себе и о своих личностных ресурсах, о том, как воспринимают участники друг друга. Знакомство также направлено и на выплескивание тревожности, поскольку в ходе процедуры предлагается сообщить о своих опасениях, связанных с предстоящей работой.
Каждому участнику по очереди предлагается сообщить группе свое имя, либо то имя, которым он хочет называться, либо то имя, которое он носил в детстве, либо то имя, которое ему нравится больше всего.
Все по кругу называют свои имена, причем каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, называет все предыдущие. Каждый участник, кроме имени, называет одну свою положительную и одну отрицательную черту, но перед тем как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.
Два последних варианта знакомства позволяют уже обратить внимание на то, как мы слушаем друг друга, как важно быть внимательным друг к другу. После процедуры знакомства можно попробовать вызвать участников на маленькое обсуждение своих впечатлений от знакомства. При этом полезно мягко побудить к высказываниям каждого.
Кроме имени, можно предложить каждому сообщить, высказать:
• свои ожидания по отношению к предстоящему тренингу;
• свои опасения, связанные с начинающимися занятиями;
• какую-либо характерную личную черту;
• какие-либо свои личные ценности;
• хобби.
Иногда практиковались вопросы к участнику после его выступления. Обязательно следует оговорить право каждого не отвечать на вопрос или отвечать так, как ему хочется. Центральным моментом в варианте знакомства является обсуждение.
Чтобы активизировать группу, подготовить ее к совместной работе, используются такие разогревающие упражнения, как «Представление партнеров», «Передача ритма по кругу», «Поменяйтесь местами те, у кого...», «Привет», и др. На первых двух занятиях очень трудно было «раскачать» наших родителей. Им нелегко было забыть на время свою роль взрослого и поиграть свободно, раскованно, непосредственно, как дети. На последующих занятиях напряжение, чувство неудобства снижалось. Об этом можно судить по высказываниям во время обсуждений:
• «Я была так поглощена игрой, что даже забыла о своем волнении»;
• «Мне сейчас стало проще выполнять упражнения, потому что я познакомилась с другими родителями»;
• «На первых занятиях я вообще не понимала, что от меня хотят, а сейчас мне все очень интересно».
В основную часть занятия мы включили упражнения, направленные на вскрытие проблемы и отработку, закрепление навыков поведения, общения. На этом этапе необходимо дать возможность участникам попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе. Задача психолога — поощрять попытки участников отработать полученные навыки, способствовать развитию доверительных отношений.
В первое занятие я включила диагностическую игру «Игрушка». Я уже упоминала, что многие родители не знали друг друга, но и для меня некоторые вопросы, касающиеся личностных особенностей, внутрисемейных отношений участников, тоже оставались закрытыми. Данная игра дает возможность психологу получить определенную информацию, что позволяет лучше строить свою работу. Мною использовались упражнения на развитие умения воспринимать и чувствовать партнера по общению, быть внимательными друг к другу, учились выделять принципы хорошего слушания, приобретали опыт совместной работы всей группы.
В каждое занятие были включены релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния. Такие упражнения можно проводить, используя классическую музыку, звуки природы, можно читать под музыку текст, воздействуя на образное восприятие картины мира (о море, лесе, птицах и т.д.).
Для оценки эффективности тренинга можно использовать следующие методики.
• Обсуждение с персональными высказываниями
По окончании тренинга каждый участник группы высказывается о том, что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Психологу в этом случае необходимо конспектировать отзывы, а затем проанализировать и сделать вывод.
• Заметки психолога
В ходе тренинга психолог записывает, как реагировала группа на ту или иную информацию, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно.
• Дальнейшее участие родителей в группе самопомощи
Я считаю, что если на тренинге по общению группа сформировалась как единый организм, то это будет способствовать эффективной работе родителей в группе самопомощи.
Литература
1. Айви А.Е., Айви М.Б.,Саймек-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники:практическое руководство.М.,2000.
2. Колесникова Г.И.,Психологическое консультирование.Серия «Высшее образование».Ростов-на-Дону:Феникс,2004-288с.
3.Рудестам К.Групповая психотерапия.СПб.,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг для родителей "повышение самоуважения у детей"
для выступления на родительских собраниях и групповой формы работы...
Тренинг взаимодействия родителей и детей
Тренинговые упражнения...
тренинг для родителей+дети
тренинг проходит очень интересно и эффективно, дети и родители в конуе остаются довольными и требуют продолжения)))...
Психологический тренинг для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов об...
Логопедический тренинг для родителей детей с ОВЗ "Давайте поиграем дома с детьми!"
Логопедический тренинг для родителей детей с ОВЗ "Давайте поиграем дома с детьми!"...
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ "Если что, с тобой"
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.Задачи:1. Совершенствовать умение родителей согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;2. Способствовать снижению...