Тренинг взаимодействия родителей и детей
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
- усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
- орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми
- продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
- стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы
Идея программы: сотрудничество
- формирование навыков сотрудничества с ребенком
- признание права ребенка на выбор
- отработка навыков общения
Ценность в группе:
- увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
- отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
- сплочение ДРО «Мы-семья»
Элементы и приемы:
- сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
- игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
- арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)
Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.
Структура занятий:
- приветствие
- разминка
- общий круг
- прощание
- домашнее задание для взрослых
1 день (группа родителей)
Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.
1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
- открытое общение
- активность
- безоценочные суждения
- добровольное участие
- здесь и сейчас
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
- правило 3 П: принятие, признание, понимание
- стремление к сотрудничеству
Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.
4. Ожидания участников от работы.
5. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
6. «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)
8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:
- Без корня и трава не растет.
- Не мы на детей походим, а они на нас.
- Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
- Похвальное слово гнило бывает.
9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.
10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.
11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»
12.Релаксация «Очищение от тревог» (Приложение 3)
13.Обсуждение занятия
14. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми
Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»
Приложение 1
Опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» (ВРР)
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
- 5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
- 4 – в общем да;
- 3 – и да, и нет;
- 2 – скорее нет, чем да;
- 1 – нет (абсолютное несогласие)
- Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
- Я всегда наказываю его за плохие поступки.
- Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
- Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
- Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
- Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
- Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
- Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши отношения с ребенком.
- Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему физические наказания.
- Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
- Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его понимаю.
- Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
- Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
- Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка...) начинает меня упрекать в излишней строгости.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
- Я предъявляю к нему много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
- Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его характер.
- Я часто критикую по мелочам.
- Всегда с готовностью его выслушиваю.
- Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ребенком.
- Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
- Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
- Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает,...
- Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
- Я приветствую его поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка...) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Регистрационный бланк
Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_________
Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________
| Баллы |
| Баллы |
| Баллы |
| Баллы |
| Баллы | сумма | |||||
1 |
|
| 13 |
|
| 25 |
|
| 37 |
|
| 49 |
|
|
|
2 |
|
| 14 |
|
| 26 |
|
| 38 |
|
| 50 |
|
|
|
3 |
|
| 15 |
|
| 27 |
|
| 39 |
|
| 51 |
|
|
|
4 |
|
| 16 |
|
| 28 |
|
| 40 |
|
| 52 |
|
|
|
5 |
|
| 17 |
|
| 29 |
|
| 41 |
|
| 53 |
|
|
|
6 |
|
| 18 |
|
| 30 |
|
| 42 |
|
| 54 |
|
|
|
7 |
|
| 19 |
|
| 31 |
|
| 43 |
|
| 55 |
|
|
|
8 |
|
| 20 |
|
| 32 |
|
| 44 |
|
| 56 |
|
|
|
9 |
|
| 21 |
|
| 33 |
|
| 45 |
|
| 57 |
|
|
|
10 |
|
| 22 |
|
| 34 |
|
| 46 |
|
| 58 |
|
|
|
11 |
|
| 23 |
|
| 35 |
|
| 47 |
|
| 59 |
|
|
|
12 |
|
| 24 |
|
| 36 |
|
| 48 |
|
| 60 |
|
|
|
Домашнее задание №1:Таблица
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке |
|
|
Приложение 2
Приложение 3
«Очищение от тревог»
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
2 день
Материал: Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»
- Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Лена, а тебя? »
- Музыкальное упр. «Ну-ка, все встали в круг» ауд. № 3 Упр. направлено на сплочение группы.
- Работа в д-р паре. «Ласковые слова» Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
- Музыкальное упр. «Хлоп» ауд. № 5 Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в д-р паре.
- «Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.
- Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
- «Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
- Совместное рисование «Волшебный цветок».
Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».
- Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
- Релаксация обнявшись: «Полет бабочки» (Приложение 4)
- Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
- Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»
Домашнее задание: «Сочиняем сказку о своем ребенке»
Приложение 4
Релаксация «Полет бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
3 день
Материал: музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы ( радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).
- Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
- «Цвет твоего настроения» Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего ( ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
- «Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р пара.
- Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами. И/У «Какая(какой), я? » по кругу.
- «Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»
- Параллельная работа: дети рисуют «О чем я мечтаю», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама». (Приложение 5) Разрезанная таблица и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка по его рисунку
- И/у «Апельсин» Участники по кругу без помощи рук передают апельсин.
- Музыкальное упр. «Соседи» ауд. № 23
- И/ у «Комплимент»
- Общий круг «Всем, всем до свидания!»
Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, на следующем занятии рассказать и приготовить атрибуты для игры.
Приложение 5
«Пойми меня»
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
4 день
Материал: косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.
- Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
- И/у «Угадай, родителя по руке».Ребенку по очереди подают руки , а он должен угадать руку своей мамы или папы.
- И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.
- Представление домашних игр.
- «Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.
- Чтение сказок родителей для детей
- Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)
- Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
- Подарки и чай для участников.
- «Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).
От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________
Литература:
- Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.
- Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г
- Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
- Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
- Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
- Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
- Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.
Данная система занятий прошла апробацию в течении двух лет. Занятия проводились как с родителями, детьми массового детского сада, так и с родителями и детьми детского сада компенсирующего вида. По завершении тренинговых занятий 100% родителей высказали желание дальнейшего участия в подобных совместных занятиях. Работа в первый день позволила провести диагностику и самодиагностику проблем семейного воспитания и взаимодействия внутри семьи. Использование образного авторского представления типов воспитания помогает родителям понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий родителей. Понять, почему их ребенок испытывает трудности адаптации, социализации в детском саду.
Из отзывов участников 2007г.:
Елена З., 35л. «Познакомилась с методами воспитания, переосмыслила мое отношение к ребенку»
Светлана К., 30л. «Поняла, что у всех есть те или иные проблемы с ребенком, а не только у меня и от этого легче. Очень интересно было рассматривать картины и сразу все стало понятно»
Вызывает эмоциональный отклик представление «Моя семья в образе кругов», но не сама процедура изображения, а последующее обсуждение другими участниками: дистанции общения, близости, доминирование, размытость представления семьи...
Совместные занятия с детьми и особенно в первый день позволяют увидеть какую позицию в общении с ребенком занимают родители (упр. «Семицветик», «Загадай желание», «Волшебный цветок») в 80% случаев дети доминируют. Обсуждая этот факт многие родители испытывают: шок, разочарование в себе, осознают собственную несостоятельность и потерянность. 100% участников-взрослых затрудняются в выполнении упражнений по типу «Банк поглаживаний»: «Хвасталки», «Расскажи о себе и ребенке», «Комплемент». У детей данный процент значительно ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога, во время часа круга, меньшей подверженности детей различным условностям. Третий день позволяет на невербальном уровне установить контакт, учиться понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям и активизировать внутреннего ребенка взрослого. Все группы взрослых испытывают значительные трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появляется общность «Мы».
Участник 2008г.: Дмитрий Н., 34г. «Понравилось, что сегодня в тренинге не только я и ребенок понимаем, друг друга, но и дети и родители сильно сближаются»
Поэтому именно этот день завершается комплиментами по круг и муз. упражнением «Соседи»: соседей можно потолкать, соседей можно щекотать, соседей можно обнимать.
Говорить и описывать состояние детей нет смысла, глаза их светятся от радости, возможности общаться и играть с любимыми людьми.
Завершение работы в четвертый день: получение тактильных ощущений, ещё раз проработка «Банка поглаживаний», получение уверенности и поддержки от взрослых, сильных людей. Представление домашних заданий: чтение сказок для детей и о детях и игр. У 70% участников выполнение домашнего задания вызвало сопротивление (некогда; не умею сочинять сказки и никогда этого не делал; мы не играем, а только гуляем; он бегает, а я смотрю; а вдруг что-то сделаю не так, ...) и у 25% этот факт отмечен в опроснике, как, то что не понравилось. Это может свидетельствовать о том, что родители уже готовы участвовать в различных мероприятиях и быть ведомыми, но не готовы ещё сегодня к активной проработке своих проблем.
Безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказались все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получила знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе с ним», психолог: возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей
Выступление на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....
Семинар- тренинг "Бесконфликтное взаимодействие родителей и детей"
Семинар- тренинг составлен мной и активно используется в работе с родителями, основной целью которого является профилактика жестокого обращения с детьми....
Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...
Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей
Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств....
Тренинг взаимодействия родителей с детьми
Тренинг взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста 11-12 летПрограмма коррекции детско-родительских отношенийДанная программа является модификацией программы Натальи Григори педагога &nd...
Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».
Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...
Тренинг для родителей и детей младшего школьного возраста
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков...