Совместная работа с психологом
материал по психологии (8 класс) на тему
Методические рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_povysheniyu_motivatsii_podrostka.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! 1. Как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребёнка просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома». 2. Сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что-то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать. 3. Важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения. 4. Важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?» 5. НЕ стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребёнок делает хорошо. 6. НЕ ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребёнка то, что он может сделать сам. 7. Чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка. 8. Пусть ваш ребёнок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним. 9. Соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников. Как может родитель помочь повысить мотивацию обучения у подростка? 1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. 2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу). 3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?). 4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы). 5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …). 6. Разработайте приёмы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию. 7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания. 8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает. а) выучишься- поступишь в ВУЗ; б) «ты же не хочешь огорчить родителей»; в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»; г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ). 9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет. 10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению. |
Рекомендации родителям по выстраиванию эффективных отношений с детьми.
Уважаемые родители!
- Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребёнок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребёнку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.
- При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:
Объясните ребёнку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
Выясните, какую цель преследует ребёнок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребёнок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».
- Проявляйте свою заботу о ребёнке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребёнка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.
- Правил (ограничений, требований, запретов) НЕ должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Предмет разговора с ребёнком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребёнок как личность.
- Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
- Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».
- Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
- Принимая самостоятельность ребёнка, не сводите её к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объём задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребёнком решение.
- Будьте более внимательным к проблемам ребёнка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.
- Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребёнка - два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.
- Постепенно учите ребёнка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
- Помогайте ребёнку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.
- Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
- Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действий:
1. Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребёнка. Уточняет, в чём состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребёнка.
После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю её каждый день?!»).
2. Сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребёнку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.
4. Детализация решения.
После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Рекомендации педагога-психолога
по установлению эффективного взаимодействия с подростками и повышению их школьной мотивации.
Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов и ошибок в общении с подростками.
Основные психологические особенности подросткового возраста:
1.Обострение чувства взрослости;
2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
3. Жажда общения со сверстниками.
МОАУ СОШ № 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками
Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....
Совместная работа психолога, социального педагога и классного руководителя в школе
Презентация к РМО...
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
(выступление на МО классных руководителей)...
Презентация Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
Презентация Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда...