Рабочая программа педагога-психолога 7 класс
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
города Магнитогорска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Заместитель директора по ВР ДиректорМОУ «СОШ № 62»
учителей г. Магнитогорска
Протокол № 1 Заостровская И.А._____________ Афонькина Е.И. ______________
от « » 2018г. 10.09.2018г. 10.09.2018г.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Уроки общения»
для учащихся 7 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Чапарова О.Н.
педагог-психолог
Магнитогорск 2018 год
Пояснительная записка.
Подготовка подростков к жизни в современных социально- экономических условиях занимает особое место среди множества актуализировавшихся в последнее время проблем. К их числу относится определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений. Приобщение к знаниям о человеке имеет важное место на всех этапах школьного образования. В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Настроение подростков подвержено резким перепадам. Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость». Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. В этот период наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.
Рабочая программа «Уроки общения» разработана с использованием авторской программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).
Целью данной программы является помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.
Для достижения поставленных целей необходимо в процессе обучения решать следующие задачи:
1. Создать условия для осознания каждым членом группы уникальности собственной личности, средств реализации межличностного общения посредством актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.
2. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.
3. Содействовать формированию эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усиление «Я» на основе самоутверждения в подростковой среде – с другой.
4. Способствовать расширению самосознания.
5. Способствовать развитию способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении со сверстниками.
6. Способствовать развитию и формированию умения социальной рефлексии и самодиагностики, навыков самоанализа и анализа внешней информации.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
1 уровень - информативный: на нем выясняются представления учащихся и уточняются общепринятые нормы по теме занятия.
2 уровень – личностный: на нем следует способствовать положительному эмоциональному отношению учащегося к теме занятия, желанию применить полученные знания в повседневной жизни. Необходимы поддержка, одобрение, принятие.
3 уровень – осознание: на нем учащиеся учатся осознавать, что с ними происходит, почему они ведут себя, таким образом, отчего возникают подобные эмоции и чувства. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Методы, применяемые в ходе проведения занятий, являются традиционными для групповой профилактической и развивающей работы: информирование и беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, упражнения на повышение точности межличностного восприятия и психогимнастика. Информирование ведущего обычно ограничено включено в групповую беседу: свободную, стандартизированную, групповое интервью. Игровые методы представлены в форме ролевой игры. Психогимнастические упражнения выполняют вспомогательную функцию. Использование элементов психогимнастики позволяет не только диагностировать настроение и готовность группы к занятию, но и параллельно формировать положительный настрой и благоприятную для работы атмосферу. Психогимнастические упражнения используются с целью снятия напряжения в группе.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
- Учебный план МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска от 25.08.2015г. № 120/1
- Положение о разработке рабочих программ учебных предметных курсов, предметов, дисциплин (модулей), элективных курсов. Приказ от 27.08.2014г. № 86.- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»
- Положение о социально-психологической службе МОУ «СОШ № 62».Приказ№123\1 от 28.08.15.
Ожидаемые результаты обучения
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии.
По окончании курса дети должны уметь:
- выражать словами свои мысли и чувства;
- понимать чувства других людей;
- выражать негативные чувства приемлемым в социуме способом;
- контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Данная программа реализуется для обучающихся 7 класса. В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Тематическое планирование.
№ | Название темы, занятия | Кол-во часов | ||
Эмоциональная сфера человека. | ||||
Почему нам нужно изучать чувства? | 1 | |||
Слово и чувство. | 1 | |||
Основные законы психологии эмоций. | 1 | |||
Запреты на чувства. | 2 | |||
Эффект обратного действия. | 1 | |||
Передача чувств по наследству. | 2 | |||
Психогигиена эмоциональной жизни. | 1 | |||
Социальное восприятие: как узнавать другого человека. | ||||
Как мы получаем информацию о человеке. | 2 | |||
Учимся понимать жесты и позы. | 1 | |||
Мимика. | 1 | |||
Жесты. | 1 | |||
Невербальные признаки обмана. | 1 | |||
Понимание причин поведения людей. | 2 | |||
Впечатление, которое мы производим. | 1 | |||
Из чего складывается первое впечатление о человеке. | 1 | |||
Способы понимания социальной информации. | 1 | |||
Влияние эмоций на познание. | 1 | |||
Обобщение темы. | 1 | |||
Межличностная привлекательность: любовь, дружба. | ||||
Привлекательность человека. | 1 | |||
Взаимность или обоюдная привлекательность. | 1 | |||
. | Дружба. Четыре модели общения. | 2 | ||
Романтические отношения или влюблённость. | 2 | |||
Любовь. | 1 | |||
Половая идентичность и её развитие у подростков. | 1 | |||
Что помогает и что мешает любви. | 2 | |||
Обобщение. | ||||
Тренинг «Я учусь владеть собой». | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Кол- во ча- сов | Содержание | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений обучающихся | ||
Эмоциональная сфера человека. | ||||||||
Почему нам нужно изучать чувства? | 1 |
| Обсуждение целей занятий; прослушивание текста и выбор из предложенных чувств, которые прозвучали в тексте; изображение чувств с помощью невербальных средств; разыгрывание ситуации «клиент-психолог»; описание внешности участников группы; рисование; составление рассказа; ответы на вопросы. | Работа в группе, работа в паре, практическая работа, беседа. | ||||
Слово и чувство. | 1 |
| Прослушивание стихов и анализ чувств, вызываемых ими; анализ воздействия слова на чувства; пожелание добрых слов участникам группы; просмотр и обсуждение отрывков из фильмов и мультфильмов. | Беседа, практическая работа. | ||||
Основные законы психологии эмоций. | 1 |
| Исключение слов по заданному признаку; изучение законов психологии эмоций; прослушивание текста и его обсуждение; анализ чувств, которые ассоциируются с заданными предметами; игровая деятельность. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | ||||
Запреты на чувства. | 2 |
| Обсуждение; составление комплексов чувств; изучение запретов на чувства и их внешних проявлений; отгадывание запретов на чувства в заданных высказываниях; рисование вытесненных чувств; анализ чувств людей в заданных ситуациях; разыгрывание ситуации. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | ||||
Эффект обратного действия. | 1 |
| Анализ заданных слов с позиции людей разных профессий; обсуждение чувств подростков и родителей при прослушивании музыкальных композиций разных жанров; изучение эффекта обратного действия; обсуждение; написание мини-сочинения; анализ подростками своих чувств, которые ассоциируются у них с заданными словами. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | ||||
Передача чувств по наследству. | 2 |
| Анализ заданных ситуаций с различных точек зрения; обсуждение чувств, которые испытывают подростки и их родители при просмотре телепередач; нахождение различий у заданных чувств; обсуждение вопроса передачи чувств по наследству; анализ рассказов; изображение чувств при помощи геометрических фигур; анализ часто испытываемых чувств у подростков. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | ||||
Психогигиена эмоциональной жизни. | 1 |
| Анализ заданных ситуаций; анализ чувств, испытываемых подростками и родителями при просмотре телепередач; анализ понятий «альтруизм» и «эгоизм»; обсуждение правил психогигиены; прослушивание и обсуждение текста; ответы на вопросы с позиции полученной роли. | Беседа, практическая работа, работа в группе. | ||||
Социальное восприятие: как узнавать другого человека. | ||||||||
Как мы получаем информацию о человеке. | 2 |
| Анализ чувств, испытываемых подростком, играющим в компьютерные игры и родителями, которые за ним наблюдают; анализ чувств людей в заданных ситуациях; анализ ситуаций и нахождение связи между ними и поставленными вопросами; нахождение проблемы в заданном примере; изучение понятия «невербальная коммуникация»; изображение своего эмоционального состояния на занятии; одновременный подбор слов с разным количеством слогов в паре. | Беседа, работа в группе, работа в парах, практическая работа. | ||||
Учимся понимать жесты и позы. | 1 |
| Анализ чувств людей в заданных ситуациях; подбор чувств к заданным состояниям; изображение чувств с помощью жестов и поз; прослушивание текста и его обсуждение; разыгрывание ситуаций, в которых употребляются заданные жесты; разыгрывание ситуаций с помощью невербальных средств, ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | ||||
Мимика. | 1 |
| Изучение понятия «мимика»; изображение ситуаций с помощью мимики; произнесение фразы с заданным выражением лица; изображение заданного чувства с помощью мимики и ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах. | ||||
Жесты. | 1 |
| Исключение лишних слов; прослушивание текста и его обсуждение; описание состояний, в которых употребляется заданный жест; изображение участников группы с помощью мимики и пантомимики; ответы на вопросы. | Беседа, работа в группах. | ||||
. | Невербальные признаки обмана. | 1 |
| Нахождение закономерностей; анализ музыкальных предпочтений подростков, исходя из особенностей их эмоциональной сферы; изучение признаков обмана; определение искренности высказанных комплиментов; определение искренности рассказов участников группы, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | |||
Понимание причин поведения людей. | 2 |
| Нахождение объединяющего слова для заданной группы слов; анализ телевизионных предпочтений подростков исходя из особенностей их эмоциональной сферы; анализ заданных ситуаций; подбор окончаний к заданным предложениям; анализ ошибок в понимании людьми друг друга; ответы на вопросы в роли задуманного участника; отгадывание мыслей и чувств водящего в игре, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | ||||
Впечатление, которое мы производим. | 1 |
| Обсуждение понятия «первое впечатление»; придумывание примеров, отражающих, как первое впечатление о человеке меняется после более близкого знакомства; обсуждение эффективности вариантов произведения хорошего впечатления; разыгрывание ситуаций, ответы на вопросы. | Беседа, работа в группах, работа в парах. | ||||
Из чего складывается первое впечатление о человеке. | 1 |
| Придумывание решений для заданных ситуаций; обсуждение понятия «впечатление о человеке»; прослушивание и обсуждение текста; выделение в тексте составных характеристик впечатлений; письменное изложение впечатлений об участниках группы; анализ заданной ситуации, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | ||||
Способы понимания социальной информации. | 1 |
| Установление аналогий; обсуждение различий понятий «восприятие» и «понимание»; обсуждение вопроса о том, какая социальная информация лучше запоминается; рисование; придумывание легенд; ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | ||||
Влияние эмоций на познание. | 1 |
| Установление аналогий; нахождение недостающего слова; изучение эмоциональных эффектов, влияющих на запоминание информации; поиск участников группы с заданной мимикой; нахождение общего качества водящего игры и участников группы; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | ||||
. | Обобщение темы. | 1 |
| Размышление на заданные темы; просмотр фрагмента фильма; обсуждение ситуаций, в которых понимают подростков; обсуждение вариантов, при которых можно добиться понимания; наблюдение за участниками группы; придумывание и разыгрывание диалога; отгадывание признака деления группы на подгруппы, ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах, работа в группах. | |||
Межличностная привлекатель-ность: любовь, дружба. | ||||||||
Привлекательность человека. | 1 |
| Подбор синонимов к заданным словам; обсуждение привлекательных черт в людях; обсуждение привлекательных черт участников группы; разыгрывание ситуаций. | Беседа, практическая работа. | ||||
. | Взаимность или обоюдная привлекательность. | 1 |
| Продолженное последовательности слов по аналогии; нахождение слов; обсуждение понятия «взаимная симпатия»; размышление о трудностях проявления симпатии в подростковом возрасте; передача комплимента участникам группы с помощью взгляда; придумывание комплиментов; отгадывание участниками группы автора комплимента; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | |||
Дружба. Четыре модели общения. | 2 |
| Исключение лишнего слова; изучение четырёх моделей общения; ранжирование высказываний по степени значимости; ответы на вопросы; составление обобщённого портрета друга; анализ заданных ситуаций; отгадывание участников группы по тактильным ощущениям; составление вопросов. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | ||||
Романтические отношения или влюблённость. | 2 |
| Продолжение последовательности слов по аналогии; обсуждение понятий «влюблённость» и «любовь»; разыгрывание ситуаций; составление признаний в любви в устной и письменной формах; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | ||||
Любовь. | 1 |
| Исключение лишних слов; продолжение последовательности слов; подбор ассоциаций; подбор примеров отношений любви у известных кино- и литературных героев; прослушивание текста и его обсуждение; составление обобщённых «портретов»; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | ||||
Половая идентичность и её развитие у подростков. | 1 |
| Размышление над заданными вопросами; выбор наиболее значимых высказываний; прослушивание текста; продумывание вариантов помощи; подбор вариантов подарка для участника группы; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | ||||
Что помогает и что мешает любви. | 2 |
| Исключение лишнего слова; продолжение последовательности слов; обсуждение; нахождение качеств, способствующих установлению устойчивых отношений любви; анализ своей реакции в заданной ситуации; анализ ситуаций. | Беседа, работа в парах, практическая работа. | ||||
Обобщение. | ||||||||
Тренинг «Я учусь владеть собой». | 2 |
| Приветствие участников; пожелание добрых слов; обсуждение ситуаций, в которых люди злятся друг на друга; собирание «фигуры» из негативных качеств участников; прослушивание текста и его обсуждение; рисование «листа гнева»; обсуждение вариантов регулирования своего эмоционального состояния; выполнение релаксационных упражнений. | Беседа, практическая работа. |
Список литературы:
1.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе. 5-6 классы», 2010г.
2. Слободяник Н.П. Программа «Уроки общения для младших подростков», 2006г.
3. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность», 1997г.
4. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками» Программы, конспекты занятий, 2009г.
5. Сгибаева Е.П. «Классные часы в средней школе», 2005г.
6. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум, 2008г.
7. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой», 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Рабочая программа педагога-психолога 5 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов...
Рабочая программа педагога-психолога 6 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 6 классов ...
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....