Рабочая программа педагога-психолога 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Чапарова Ольга Николаевна
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

РАССМОТРЕНО                                                                СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ                                  на заседании МО                                                       Заместитель директора по ВР                                                       ДиректорМОУ «СОШ № 62»

учителей                                                                                                                                                                             г. Магнитогорска

Протокол № 1                                                            Заостровская И.А._____________                                                               Афонькина Е.И. ______________                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

от  «     »   2018г.                                                                       10.09.2018г.                                                                                                       10.09.2018г.

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Уроки общения»

для учащихся 6 классов

на 2018-2019 учебный год

                     Составитель:

Чапарова О.Н.

педагог-психолог

Магнитогорск 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». - М.: Генезис, 2006.

Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.

Актуальность. 

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Курс психологических занятий «Уроки общения» изучается в 6 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

  1. Введение в тему.
  2. Развёртывание темы.
  3. Индивидуализация
  4. Завершение темы

Цели изучения предмета

Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 6 классе:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

При проведении уроков психологии в 6 классах необходимо использование следующих технологий:

  1. Личностно-ориентированные технологии.
  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
  3. Диалогические технологии.
  4. КСО
  5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
  6. Коммуникативно-информационные технологии.
  7. Технология учебно-игровой деятельности.
  8. Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы, как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Предполагаемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Рабочая программа составлена на основе следующих  нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

- Учебный план МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска от 25.08.2015г. № 120/1

- Положение о разработке рабочих программ учебных предметных курсов, предметов, дисциплин (модулей), элективных курсов. Приказ от 27.08.2014г. № 86.- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г.  №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»

-  Положение о социально-психологической службе  МОУ «СОШ № 62».Приказ№123\1 от 28.08.15

Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.)
  • самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я- концепции социальной роли ученика и т.д.)
  • смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

Регулятивные УУД:

  • учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников
  • учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их
  • прогнозировать последствия своих поступков,
  • определять и формулировать цели в совместной, коллективной  работе
  • учиться высказывать своё предположение  хода работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе
  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
  • усваивать разные способы запоминания информации        

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению
  • учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его
  • учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов
  • развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.

Тематическое планирование:

Дата

Тема

Количество часов

УУД

Формы работы

«Я повзрослел»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради. «Символ моего Я». «Спрячь игрушку».

«У меня появилась агрессия»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой. Сказка про Рона

«Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбушина). Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?»

«Конструктивное реагирование на агрессию»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Свет мой зеркальце». «Трудно». «Если я сильный...» Работа с притчей.

«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?» «Чем недовольны подростки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой.

Сказка про Крича (М. Кирсанова)

«Учимся договариваться»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф занятия». «На приеме у психолога». «Мои маски». Работа в тетради, «Рисунок маски». Работа с притчей. «Эпиграф занятия». «Маски».

«Зачем человеку нужна уверенность в себе?»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудобна»

«Источники уверенности в себе»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «Копилка источников уверенности». Работа в тетради, «Мои источники уверенности». «Мои ресурсы».

«Какого человека мы называем неуверенным в себе?»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая)

«Я становлюсь увереннее»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Высказывания» Работа со сказкой.

Молодое дерево (К. Ступницкая)

«Уверенность и самоуважение»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой.

На дне моря (Н. Шилова)

«Уверенность и уважение к другим»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой.

«Превращение»,«Подумай».

«Уверенность в себе и милосердие»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «Кто нуждается в милосердии?» «Качества милосердного человека». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы».

«Уверенность в себе и непокорность»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «Портрет». «Закончи

предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой

Сказка про телефончик

«Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице».

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». Работа в тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в конфликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?»

«Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «Основные стили поведения в конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?» Работа в тетради, «Конфликтные ситуации». Работа со сказкой. Сказка про цветной снег

«Конструктивное разрушение конфликтов»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Как выиграть обоим участникам конфликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой.

Подумай обо мне

«Конфликт как возможность развития»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой. Верба (И. Орлова)

«Готовность к разрешению конфликта»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». «В чем выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город

«Что такое ценности?»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф». Работа в тетради. «Я в будущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный

«Ценности и жизненный путь человека»

1

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф», «Ценности и выбор профессии», «Определи ценности», «Переоценка ценностей», Работа со сказкой.

Сказка про еловую шишечку

«Мои ценности»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Эпиграф», «Спор ценностей»…

«Мои желания и чувства»

2

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

«Герб моих ценностей», «Общий герб класса»…

Итого

34 часа

Календарно – тематическое планирование

Темы занятий

1, 2 подгруппы

Кол - во

часов

6-а

1       1

Занятие 1. Я повзрослел.

1

2

Занятие 2. У меня появилась агрессия.

1

3

Занятие 3. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

2

4

Занятие 4. Конструктивное реагирование на агрессию.

1

5

Занятие 5. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

2

6

Занятие 6. Учимся договариваться.

2

7

Занятие 7. Зачем человеку нужна уверенность в себе?

2

8

Занятие 8. Источники уверенности в себе.

1

9

Занятие 9. Какого человека мы называем неуверенным в себе?

2

10

Занятие10. Я становлюсь увереннее.

1

11

Занятие11. Уверенность и самоуважение.

2

12

Занятие 12. Уверенность и уважение к другим.

2

13

Занятие 13. Уверенность в себе и милосердие.

1

14

Занятие 14. Уверенность в себе и непокорность.

1

15

Занятие 15. Уверенность в себе и непокорность.

1

16

Занятие 16. Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице.

2

17

Занятие 17. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

1

18

Занятие 18. Конструктивное разрушение конфликтов.

1

19

Занятие 19. Конфликт как возможность развития.

1

20

Занятие 20. Готовность к разрешению конфликта.

2

21

Занятие 21. Что такое ценности?

1

22

Занятие 22. Ценности и жизненный путь человека.

1

23

Занятие 23. Мои ценности.

2

24

Занятие 24. Мои желания и чувства.

2

Итого

34

Список литературы:

1.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе. 5-6 классы», 2010г.

2. Слободяник Н.П. Программа «Уроки общения для младших подростков», 2006г.

3. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность», 1997г.

4. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками» Программы, конспекты занятий, 2009г.

5. Сгибаева Е.П. «Классные часы в средней школе», 2005г.

6. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум,  2008г.

7. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа педагога-психолога 5 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов...

Рабочая программа педагога-психолога 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 7 классов ...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....