Рабочая программа педагога-психолога 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
города Магнитогорска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Заместитель директора по ВР ДиректорМОУ «СОШ № 62»
учителей г. Магнитогорска
Протокол № 1 Заостровская И.А._____________ Афонькина Е.И. ______________
от « » 2018г. 10.09.2018г. 10.09.2018г.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Уроки общения»
для учащихся 6 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Чапарова О.Н.
педагог-психолог
Магнитогорск 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)». - М.: Генезис, 2006.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.
Актуальность.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Курс психологических занятий «Уроки общения» изучается в 6 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
- Введение в тему.
- Развёртывание темы.
- Индивидуализация
- Завершение темы
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 6 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
При проведении уроков психологии в 6 классах необходимо использование следующих технологий:
- Личностно-ориентированные технологии.
- Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
- Диалогические технологии.
- КСО
- Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
- Коммуникативно-информационные технологии.
- Технология учебно-игровой деятельности.
- Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы, как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Предполагаемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
- Учебный план МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска от 25.08.2015г. № 120/1
- Положение о разработке рабочих программ учебных предметных курсов, предметов, дисциплин (модулей), элективных курсов. Приказ от 27.08.2014г. № 86.- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»
- Положение о социально-психологической службе МОУ «СОШ № 62».Приказ№123\1 от 28.08.15
Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.)
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я- концепции социальной роли ученика и т.д.)
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Регулятивные УУД:
- учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников
- учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их
- прогнозировать последствия своих поступков,
- определять и формулировать цели в совместной, коллективной работе
- учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе
- моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению
- учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его
- учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей
- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов
- развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.
Тематическое планирование:
Дата | Тема | Количество часов | УУД | Формы работы |
«Я повзрослел» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради. «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». | |
«У меня появилась агрессия» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой. Сказка про Рона | |
«Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбушина). Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?» | |
«Конструктивное реагирование на агрессию» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Свет мой зеркальце». «Трудно». «Если я сильный...» Работа с притчей. | |
«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?» «Чем недовольны подростки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой. Сказка про Крича (М. Кирсанова) | |
«Учимся договариваться» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф занятия». «На приеме у психолога». «Мои маски». Работа в тетради, «Рисунок маски». Работа с притчей. «Эпиграф занятия». «Маски». | |
«Зачем человеку нужна уверенность в себе?» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудобна» | |
«Источники уверенности в себе» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «Копилка источников уверенности». Работа в тетради, «Мои источники уверенности». «Мои ресурсы». | |
«Какого человека мы называем неуверенным в себе?» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая) | |
«Я становлюсь увереннее» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Высказывания» Работа со сказкой. Молодое дерево (К. Ступницкая) | |
«Уверенность и самоуважение» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой. На дне моря (Н. Шилова) | |
«Уверенность и уважение к другим» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой. «Превращение»,«Подумай». | |
«Уверенность в себе и милосердие» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «Кто нуждается в милосердии?» «Качества милосердного человека». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы». | |
«Уверенность в себе и непокорность» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой Сказка про телефончик | |
«Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице». | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». Работа в тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в конфликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?» | |
«Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «Основные стили поведения в конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?» Работа в тетради, «Конфликтные ситуации». Работа со сказкой. Сказка про цветной снег | |
«Конструктивное разрушение конфликтов» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Как выиграть обоим участникам конфликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой. Подумай обо мне | |
«Конфликт как возможность развития» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой. Верба (И. Орлова) | |
«Готовность к разрешению конфликта» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». «В чем выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город | |
«Что такое ценности?» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф». Работа в тетради. «Я в будущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный | |
«Ценности и жизненный путь человека» | 1 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф», «Ценности и выбор профессии», «Определи ценности», «Переоценка ценностей», Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку | |
«Мои ценности» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Эпиграф», «Спор ценностей»… | |
«Мои желания и чувства» | 2 | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | «Герб моих ценностей», «Общий герб класса»… | |
Итого | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ | Темы занятий 1, 2 подгруппы | Кол - во часов | |
6-а | |||
1 1 | Занятие 1. Я повзрослел. | 1 | |
2 | Занятие 2. У меня появилась агрессия. | 1 | |
3 | Занятие 3. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 2 | |
4 | Занятие 4. Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 | |
5 | Занятие 5. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 2 | |
6 | Занятие 6. Учимся договариваться. | 2 | |
7 | Занятие 7. Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 2 | |
8 | Занятие 8. Источники уверенности в себе. | 1 | |
9 | Занятие 9. Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 2 | |
10 | Занятие10. Я становлюсь увереннее. | 1 | |
11 | Занятие11. Уверенность и самоуважение. | 2 | |
12 | Занятие 12. Уверенность и уважение к другим. | 2 | |
13 | Занятие 13. Уверенность в себе и милосердие. | 1 | |
14 | Занятие 14. Уверенность в себе и непокорность. | 1 | |
15 | Занятие 15. Уверенность в себе и непокорность. | 1 | |
16 | Занятие 16. Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице. | 2 | |
17 | Занятие 17. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. | 1 | |
18 | Занятие 18. Конструктивное разрушение конфликтов. | 1 | |
19 | Занятие 19. Конфликт как возможность развития. | 1 | |
20 | Занятие 20. Готовность к разрешению конфликта. | 2 | |
21 | Занятие 21. Что такое ценности? | 1 | |
22 | Занятие 22. Ценности и жизненный путь человека. | 1 | |
23 | Занятие 23. Мои ценности. | 2 | |
24 | Занятие 24. Мои желания и чувства. | 2 | |
Итого | 34 |
Список литературы:
1.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе. 5-6 классы», 2010г.
2. Слободяник Н.П. Программа «Уроки общения для младших подростков», 2006г.
3. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность», 1997г.
4. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками» Программы, конспекты занятий, 2009г.
5. Сгибаева Е.П. «Классные часы в средней школе», 2005г.
6. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум, 2008г.
7. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Рабочая программа педагога-психолога 5 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов...
Рабочая программа педагога-психолога 7 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 7 классов ...
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....