ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «Семья и брак»
консультация по психологии (11 класс) на тему
Юношеский возраст – это период осмысления себя в более новом контексте. Молодые люди задают себе вопросы о смысле жизни, о будущем, о личном счастье и семье. Они находятся в активном поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь. При этом, как много они допускают ошибок, за которые сами же и расплачиваются. У многих молодых людей часто сразу же распадаются созданные ими семьи. Они не умеют найти правильное решение в конфликтной ситуации. У них явно искаженное восприятие своей роли в будущей семье, о необходимости создания семьи, так как многие молодые люди выросли в неполных семьях. Поэтому необходимо проводить занятия среди молодежи по подготовке их к семейной жизни.
Цель программы сформировать у молодежи убеждение о важности семьи в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_brak.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«Семья и брак»
Составитель:
Рыжова Ольга Юрьевна
педагог-психолог МОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Балаково
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЮношеский возраст – это период осмысления себя в более новом контексте. Молодые люди задают себе вопросы о смысле жизни, о будущем, о личном счастье и семье. Они находятся в активном поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь. При этом, как много они допускают ошибок, за которые сами же и расплачиваются. У многих молодых людей часто сразу же распадаются созданные ими семьи. Они не умеют найти правильное решение в конфликтной ситуации. У них явно искаженное восприятие своей роли в будущей семье, о необходимости создания семьи, так как многие молодые люди выросли в неполных семьях. Поэтому необходимо проводить занятия среди молодежи по подготовке их к семейной жизни.
Цель программы сформировать у молодежи убеждение о важности семьи в жизни каждого человека.
Задачи программы:
- Дать элементарные знания о семье и браке;
- Развивать чувство ответственности и другие нравственные установки в отношении семьи и брака,
- Сформировать представление о таких понятиях, как психологическая готовность, законный и гражданский брак, климат, функции семьи, совместимость;
- Воспитывать положительное отношение к законному браку.
Данная программа направлена на работу учащимися юношеского возраста, т.е. 10 -11 классов.
Ожидаемые результаты: сформированы элементарные знания о семье и браке, психологической готовности; молодые люди сориентированы на положительное отношение к законному браку; заложены нравственные установки в отношении семьи и брака.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 12 академических часов по 1 часу в неделю, всего 12 занятий. На занятиях будут использоваться: беседы, мини-лекции, дискуссии, разбор и анализ ситуаций, выполнение упражнений, диагностика. По ходу занятий используются притчи, цитаты, афоризмы. В ходе всего курса учащимся будут даваться домашние задания, которые проверяются в форме обсуждения.
Оценка достижений учащихся осуществляется по итогам групповой и индивидуальной рефлексии, результаты психологических исследований, выполнение домашних заданий.
Оценкой достижения является владение учащимися понятийным минимумом.
Программа включает в себя два раздела:
- Проведение вводного анкетирования с целью выявления уровня информированности и воспитанности учащихся в данном вопросе.
- Коррекционно - развивающие занятия с учащимися 10 -11 классов.
3. Проведение итоговой анкеты.
Содержание программы
Каждое занятие имеет стандартную структуру.
№ | Этап занятия | Время | Содержание |
1 | Начало работы | 5 -10 мин | Обсуждение домашнего задания. Введение в проблему. |
2 | Основная часть | 30 -35мин | Беседы, мини-лекции, дискуссии, упражнения, диагностика, рекомендации, обсуждение упражнений и результатов диагностики. |
3 | Завершение работы | 5мин | Рефлексия занятия. Домашнее задание. |
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы работы | ||||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||||
Беседы, лекции | Дискуссии | Диагностика | Упражнения Анализ ситуаций | Домашние задания | |||
Встреча двух миров. | 1 | + | + | ||||
Игры, в которые играют женщины с мужчинами. И наоборот. | 1 | + | + | + | |||
Свобода одиночества или семейные узы. | 1 | + | + | + | + | ||
Что такое готовность к браку. Гражданский или законный брак?! | 1 | + | + | + | |||
Брак и брачный контракт. | 1 | + | + | + | |||
Нравственные основы взаимоотношений супругов. | 1 | + | + | ||||
Брак - семья - дети. | 1 | + | + | + | |||
Основы семейного счастья. | 1 | + | + | + | |||
Психологический климат семьи. | 1 | + | + | + | |||
Основная функция семьи – помощь в преодолении жизненных трудностей. | 1 | + | + | + | + | ||
Семья и конфликты. | 1 | + | + | ||||
Семья - маленькое государство. | 1 | + | + |
Занятие 1. Встреча двух миров.
Цель: развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
- Знакомство и разминка «Имена»: необходимо преставиться тем именем, которое бы хотели бы услышать из уст любимого человека.
- Введение в проблему. Личные взаимоотношения людей. Партнерство, товарищество, дружба и любовь как положительные личные взаимоотношения. Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть как примеры отрицательных личных взаимоотношений. Психологическая совместимость или несовместимость людей.
Вопросы:
- Где и как лучше знакомиться с молодыми людьми?
- Испытывают ли они трудности в знакомстве?
- Кто должен быть инициатором знакомства?
4. Упражнение «Язык телодвижений». Дать характеристику человеку, на основе его мимики и жестов.
5. Расширение кругозора. Как знакомились люди в разные исторические эпохи.
- В славные рыцарские времена: романтический способ знакомства – случайная встреча, способная вызвать пожар любви, воспевание возлюбленной в стихах, балладах, поэмах. Фото возлюбленной хранилось рыцарем в овальной рамке на груди. Прекрасная дама могла быть инициатором знакомства, но делала это так, чтобы мужчина считал себя инициатором знакомства: случайно уронить кружевной платочек.
- В дореволюционной России: дворянская молодежь предпочитала знакомиться на балах, куда их возили родители с 16-летнего возраста; в купеческой среде предпочитали пользоваться услугами свахи; студенты знакомились путем свободного общения, либо знакомством через друзей, на вечеринках, кружках, использовались также брачные объявления; в крестьянской среде были сельские праздник и народные гуляния, посиделки. Судьба молодых людей во всех слоях общества решалась родителями. Главная роль в создании семьи отводилась социальному положению будущего мужа и наличие у него определенного капитала, а для будущей жены – ее приданое.
- В настоящее время: молодые люди свободны в своем поиске и выборе спутника жизни. Какие же сейчас используют молодые люди формы знакомств?
6. Упражнение «Объявление». Каждый участник пишет анонимно или закодировано объявление «Ищу спутника жизни» с подробным описанием своих данных, о которых считают необходимым объявить. Подведение итога: состоялась ли пара?
7.Основные отличия любви и влюбленности
- Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. (Л.Н. Толстой)
- Любить – значит бороться за любимого человека. (М.М. Пришвин)
- Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой. (Ф.М. Достоевский)
- Любить – значит делать доброе. (Л.Н. Толстой)
- Если это любовь, то нас привлекает вся личность целиком, а не только внешность.
- Если это любовь, то ваш роман начинался ровно, медленно и стремится к определенной зависимости, последовательности и предсказуемости.
- Если это любовь, то ваш роман оказывает на вас положительно организующий, творческий эффект.
- Если это любовь, то привносите новое отношение в уже существующее, более раскрепощены, признаете недостатки друг друга.
- Если это любовь, то многие окружающие поддерживают ваши отношения, вы ладите с друзьями и родителями друг друга.
- Если это любовь, то разлука вам не страшна. Ссоры случаются крайне редко.
- Если это любовь, то в своей речи вы используете слова: мы/нам/наш. Чувствуете и думаете как одно целое, пара. Общность.
- Если это любовь, то вы готовы к самопожертвованию, к желанию служить и быть полезным другому, к равной заботе друг о друге.
- Если это любовь, то вы уважаете, понимаете, верите и доверяете друг другу.
8.Рефлексия занятия.
Любовь есть не что иное,
как желание счастья другому лицу…
( Ф.Ларошфуко)
Первый признак истинной любви
у юноши – робость,
у девушки – смелость.
(Р.Гюго)
Занятие 2. Игры, в которые играют женщины с мужчинами.
И наоборот.
Цель: формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
- Введение. «Мужчина и женщина – две неизведанные планеты, между которыми существует поле взаимного притяжения» (Вересаев). Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится – «быть за мужем», т.е. под его покровительством, защитой, как за каменной стеной.
- Упражнение «Психоанализ». Перечислить различие полов по биологическому, психологическому и социальному факторам (записывается в столбик).
- Дискуссия. О понятиях «мужественность» и «женственность». Как женщине совместить роли матери, жены и работника? Современный мужчина: идеал, реальность и тенденция развития.
Если в женщине нет доброты, то она не женщина …
ибо женщина – не просто человек,
но и мать человека и человечества…
и лишенная доброты, она лишается
самого существенного признака пола».
В.А. Сухомлинский
Вывод: женщина – носительница жизни, любви, красоты, мужчина – защитник жизни и красоты. Друг без друга они не могут существовать.
- Упражнение «Скажи НЕТ!». Анализ ситуаций и составление перспектив, отработка приемов безопасного выхода из сложной ситуации. Как отказать, чтобы не обидеть и не вызвать агрессию?
Ситуации:
- После дискотеки знакомый юноша, предлагает вам пойти к нему домой, и продолжить вечер за бутылкой шампанского.
- Вы пришли на день рождение к другу, где познакомились с девушкой. С ней вы танцевали, разговаривали, смотрели видеофильм и незаметно остались одни в комнате. Девушка явно намекает на близость.
- Вы встречаетесь с молодым человеком, который вам нравится. В последнее время он все чаще говорит о сексуальных отношениях между вами.
- Ваша знакомая девушка, с которой вы встречались 1месяц, приглашает вас домой. Вы приходите, видите интимную обстановку, родители уехали на дачу и вы можете остаться до утра.
Рефлексия упражнения: Стоит ли соглашаться на интимные отношения с мало знакомым вам человеком? Стоит ли соглашаться на близость, если ты не готов к этому?
- Рефлексия занятия. Вывод: симпатии мужчины определяются его сексуальной реализацией, а симпатии женщины – подсознательной ориентацией на создание семьи и деторождение. Поэтому для мужчины важны качества, влияющие на его физическое влечение – внешность, а для женщины – черты характера, показывающие мужчину как будущего мужа и отца ее ребенка.
- Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему: «Мужчина и женщина».
Занятие 3. Свобода одиночества и семейные узы.
Цель: знакомство с понятием «психологическая совместимость».
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
- Проверка домашнего задания. Самопредставление рисунков «Мужчина и женщина».
- Упражнение «Ассоциации». Назвать ассоциации на следующие понятия: свобода, одиночество, совместимость.
- Упражнение «Идеальная половинка». Необходимо написать три внешних признака или черт характера, наиболее привлекательных для вас в представителе противоположного пола. Составляется два социально – психологических портрета – идеальных половинки.
- Дискуссия. Разговор о современной семье. Работа в группах: 1)психологическая совместимость темпераментов; 2) функционально – ролевая согласованность.
- Игра – сценки. Проиграть ситуации:
- Один из супругов собирается уйти в выходной из дома.
- Позвонили родители и пригласили в гости, муж - против.
- Женщина возвращается домой поздно, а дома гости.
- Беседа:
- Какую я хочу семью?
- Для чего она мне нужна?
- Если пройдет любовь, что дальше?
- Какое место в вашей жизни будет занимать работа?
- Какое образование вас устроит? Какое образование вашего супруга?
- Ваши заработки? Перспективы? Помощь родителей?
Трудности и ошибки при выборе:
- Отличие в особенностях эмоций и чувств влияют на эмоциональную несовместимость.
- Неправильные взгляды и установки, такие как:
- Главное и единственное условие для брака – любовь.
- Стерпится – слюбится.
- Человек не может быть счастлив без семьи.
- Семья – главное в жизни.
- Нужно выйти замуж до 18-20 лет, а ребенка родить до 25лет.
- Упражнение «Портрет молодой семьи»: деление на две команды – юноши и девушки, которые создают коллаж; представление работ, их сравнение.
- Рефлексия.
- Домашнее задание «Уборка». Описать весь комплекс процедур по уборке своей квартире по вариантам: 1 вариант – уборка в одиночестве, 2 вариант – совместная уборка.
Занятие 4. Что такое готовность к браку.
Гражданский или законный брак?!
Цель: познакомить с понятием «готовность к браку»; формировать представление о формах совместно проживания и культуры интимно – личностного взаимодействия.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Введение в проблему. Брак – это санкционированный обществом союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, к родителям. Виды браков – законный и гражданский. В Древнем Китае для вступления в брак нужно было обязательно заручиться поддержкой свидетелей, которые должны были подтвердить, что мужчина способен прокормить семью, а женщина может веси хозяйство. Также речь шла и о здоровье молодоженов. В нашей стране таких правил нет.
А как вы думаете, какие справки могли бы быть представлены в ЗАГС? И вообще, нужные ли такие справки?
3. Упражнение «Кто ты?». Необходимо угадать по иллюстрации характер людей, их профессию, семейное положение.
4. Дискуссия. Работа в проблемных группах. Проблемный вопрос: какой вид брака необходим для современных молодых людей? Найти и привести аргументы.
Недостаточное понимание собственных потребностей и мотивов в семейной жизни приводят к неправильным выводам. Существуют ложные мотивы вступления в брак:
- Желание вырваться из-под родительской опеки.
- Желание жить взрослой жизнью.
- Давление родственников и друзей.
- Убеждение – «пора создавать семью»
- Иллюзия общности интересов.
- Тщеславие.
- Легкомыслие.
- Физическое влечение.
- Ожидание появления ребенка.
5. Рефлексия занятия.
6. Домашнее задание «Бюджет семьи». Составить бюджет семьи на месяц. Разрешается прибегать к помощи родителей.
Занятие 5. Брак и брачный контракт.
Цель: Формирование у старшеклассников убеждения в необходимости серьезного подхода к созданию семьи, расширение представления об юридической и этической стороне брачного контракта.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мозговой штурм:
- Какой должна быть настоящая семья?
- Каковы функции семьи?
- Какие ценности несет в себе семья?
- В каких семьях возникают конфликты? К каким последствиям они приводят?
Вывод.
- Можно спать под одним одеялом,
но дышать воздухом разных планет.
(Восточная мудрость)
- Семья – это группа людей,
которых соединяют узы крови
и ссорят денежные вопросы.
(Э. Рей)
- Дискуссия. Что такое гражданский брак? Так ли он хорош? К каким последствиям может привести данная форма брака? (обсуждение «+» и «-« гражданского брака). Что такое законный брак? (обсуждение «+» и «-« законного брака). Что такое брачный договор и какова причина, по которой заключается этот контракт? Это юридический документ, в котором оговариваются права и обязанности супругов относительно будущей совместной жизни: количество детей, имущественные вопросы, ссылки на случай развода или вдовства.
5. .Упражнение «Составление брачного контракта». Предлагается составить брачный контракт, заполняя определенные его пункты:
А) отношения с родственниками,
Б) отдых,
В) воспитание детей,
Г) ведение хозяйства,
Д) домашние животные,
Е) семейный бюджет.
6.Рефлексия занятия.
Занятие 6. Нравственные основы взаимоотношений супругов.
Цель: формирование представление об этических нормах и правилах «хорошего тона» во взаимоотношениях супругов.
Ход
1. Ритуал приветствия. Орг. момент.
2. Упражнение «Ассоциации». Необходимо назвать, возникшие ассоциации, на рисунки символы (сердце, SOS, окно с занавеской, рука, мусорное ведро, дорога)
3. Введение в проблему. Незнание особенностей семейной жизни. «Добрачные отношения отличаются от семейных как мир от войны». В чем отличие?
- Праздничность добрачного общения: свидания, нарядность, прогулки, развлечения – «все невесты добрые, откуда же берутся злые жены».
- Формальность добрачного общения не предполагает обсуждение вопросов совместного ведения хозяйства, планирование бюджета, общение с родственниками и друзьями, обязанности.
Моральные и правовые нормы. Долг мужа – оберегать достоинство и честь жены. Долг жены - создание здорового климата в семье. Влияние окружающих на манеру поведения супругов, стиль их общения, отношение к моде, употребление алкоголя, наркотиков, азартным играм и т.д.
- Дискуссия «Культура поведения влюбленных». Проблемные вопросы: ухаживание, взаимовоспитание, такт, деликатность, ответственность, предложение о вступлении в брак.
- Упражнение «Права и обязанности»: обсуждение поговорки «Мужчина – голова семьи, а жена – шея». Работа в командах: написать, что должен делать мужчина, глава семьи, и что должна делать женщина, так называемая хранительница очага. Обсуждение обязанностей. Совместное формулирование прав супругов, нахождение общих прав (право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби).
- Домашнее задание – упражнение «Завтрак, обед и ужин». Составить меню для семьи на 1 день или меню праздничного обеда.
7. Рефлексия занятия.
.
Занятие 7. Брак - семья - дети.
Цель: помочь учащимся осознать роль семьи в жизни каждого человека, в его успешности и неуспешности.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
- Дискуссия. Кто такие «члены семьи»? Зачем человеку семья?
Одна из функций семьи – продолжение рода. Уклад жизни семьи влияет на детей. Авторитет родителей. Методы семейного воспитания. Типичные ошибки воспитания. Проблемный вопрос: Кто в семье должен заниматься воспитанием детей?
- Обсуждение фраз известных людей:
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастит, то потребует много жертв. (П.Буаст)
- Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер – Эшенбах.)
4.Упражнение «Способы построения межличностных отношений в семье». Что вы делают супруги для улучшения взаимоотношений в семье? Деление на команды: девушки и молодые люди. Необходимо разработать варианты построения благоприятных межличностных отношений в семье (варианты ответов записываются на доске, затем обсуждаются).
5.Упражнение «Карусель». Обсуждение проблемными группами:
- Друзья – подруги.
- Верность – измена.
- Личная свобода и принятие решений.
6.Упражнение «Объяснение в любви». Работа в парах: необходимо объясниться в любви, рассказав о его достоинствах, положительных чертах характера, способностях.
7. Рефлексия занятия.
Занятие 8. Основы семейного счастья.
Цель: развитие стремления к преодолению трудностей, возникающих в процессе общения со своими близкими.
Ход
1. Ритуал приветствия. Орг. момент.
2.Введение в проблему. Что является залогом семейного счастья? Что такое любовь и есть ли она вообще? Как отличить любовь от других чувств, например влюбленности или уважения? Можно ли управлять этим чувством? Ловушки любви:
- «Ловушка уязвленного самолюбия» - чувство любви здесь поддерживается тем, что паре приходится постоянно завоевывать друг друга.
- «Ловушка удачи» - чувство везения называют любовью.
- «Ловушка общности интересов».
- «Ловушка взаимного актерства» - когда происходит подражание героям фильма.
- «Ловушка жалости».
- «Ловушка тщеславия» - любовь к «престижному человеку.
Мифы о любви:
- «Любовь можно заслужить».
- «Любого человека можно полюбить».
- «Для каждого существует только один единственный любимый».
- Любовь – это чудодейственная сила, которая в мгновение ока может коренным образом изменить человека».
- «Ревнует, значит любит».
3. Упражнение «Наследство». Неожиданно вы имеете возможность получить огромное наследство, но за него надо заплатить и платой будет одиночество. Вы сможете жить в большом доме, к вашим услугам автомобиль, счет в банке, вас окружает огромное количество слуг, но разговаривать с вами они не имеют права. Что вы предпримите и почему?
4.Игра – сценки. Проиграть ситуации:
- Ремонт квартиры - денег не хватает, ремонт затянулся.
- «Посиди с ребенком!»
- Муж открыто ухаживает за подругой.
5.Упражнение «Диалог»
- Какие отношения должны быть с родственниками?
- Сколько детей вы бы хотели иметь в семье? Девочку или мальчика? Если детей не будет?
- Какая ваша духовная жизнь? Что любите?
- Ваши увлечения. Как собираетесь проводить свободное время?
6.Рефлексия занятия.
Занятие 9. Психологический климат семьи.Цель: знакомство с понятием «психологический климат» и факторами влияющие на него; отработка способов создания благоприятного психологического климата в семье.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг. момент.
2. Упражнение «Такие нежные слова»: передача игрушки – символа (сердечка) участнику занятия, при этом произносятся нежные слова - эпитеты: «Милый… Удивительный…».
3.Введение в проблему. Сущность психологического климата. Характер межличностных отношений. Психологический климат и совместимость. Сходство мировоззрений, идеалов, интересов, планов, совместимость, особенностей темперамента, характера. Толерантность.
4. Дискуссия. Проблемный вопрос: удовлетворенность браком.
5. Упражнение «Карусель». В диалоге найти положительную сторону неприятного происшествия и убедить партнера:
- В магазине длинная очередь, черствый хлеб.
- Менял валюту – обманули.
- Потерял кошелек.
- Опоздал на автобус.
- Очень болен близкий человек.
- Обманул лучший друг
Обсуждение упражнения.
- Упражнение «Комплимент». Необходимо выразить свое одобрение, восхищение.
- Домашнее задание. Упражнение «Любимое блюдо». Описать свое любимое блюдо: состав и количество, стоимость, способ и время приготовления.
- Рефлексия занятия.
Занятие 10. Основная функция семьи - помощь в преодолении жизненных трудностей.
Цель: помочь учащимся осознать роль семьи в жизни каждого человека, в его успешности и неуспешности; развитие стремления к преодолению трудностей, возникающих в процессе общения со своими близкими.
Ход
- Ритуал приветствия. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Анкетирование «Я и моя семья».
- Есть ли в вашей жизни трудности?
- Знают ли ваши родители и близкие о ваших трудностях?
- Знаете ли вы о жизненных трудностях своих родителей?
- Кто помогает вам преодолеть ваши трудности?
- Какие чувства вызывает у вас их помощь?
Анализ и обсуждение результатов.
- Кто такие «члены семьи»?
- Зачем человеку семья?
4.Анализ ситуаций. Обсуждение ситуаций:
- Ваша бабушка беспомощна и требует к себе внимания и ухода. Она живет отдельно.
- Вечером придут ваши друзья, а отец просит помочь ему на даче.
- Родители должны уехать в командировку, но в доме еще маленькая сестра.
- Ваша лучшая подруга все время недовольна вашим младшим братом и требует, чтобы он не входил в комнату, когда она приходит в гости.
- Вы испекли торт, приготовили родителям сюрприз, но они остались недовольны беспорядком в квартире.
- Вам звонят ваши друзья, родители недовольны и говорят, что вас нет дома.
- Родители требуют только отличных учебных результатов.
5.Упражнение «Наш дом – наша защита, наш очаг»: рисование коллаж; представление работ.
- Всем известно выражение «Мой дом – моя крепость». Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Чтобы это было действительно так, необходимо хорошо знать своих родителей, их жизненный путь, трудности и радости. Чем лучше мы их знаем, чем больше вникаем в их судьбу, понимаем их взгляды, убеждения, тем сильнее становится наша любовь к ним. Вывод: родителям очень важно, чтобы дети демонстрировали им необходимость в совете, помощи.
6.Рефлексия занятия.
7.Упражнение – домашнее задание «Стирка». Описать, как и с помощью, каких средств производится стирка одежды.
Занятие 11. Семья и конфликты.
Цель: развивать умение в адекватном оценивании конфликтных ситуаций и умение находить целесообразные способы поведения в семейных конфликтных ситуациях.
Ход
1. Ритуал приветствия. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Упражнение «Телефонный разговор». Три участника. Два разговаривают по телефону на заданную тему, но саму тему не называют. Третий слушает и должен определить, о чем идет речь. Подведение итога игры. Вывод: трудно понять другого человека, если он чего-то не договаривает или вообще не желает говорить.
4. Введение в проблему. Источники нарушения семейных отношений: низкий уровень культуры супругов; стремление одного из супругов к лидерству, неуважительное отношение, потребительское отношение, лень, тунеядство, разобщенность, антиобщественная направленность поступков. Конфликт – средство разрешения противоречий. Типичные семейные конфликты. Развод.
- Упражнение «Диалог». Работа в парах:
- Наши отношения в семье. Ласковые, сдержанные?
- Любите ли вы дарить подарки, какие?
- Что делать, если у кого-то одного плохое настроение?
- Допустимо ли с ссорах ругаться?
- Из-за чего возникают конфликты?
- Как реагировать на обиды, ругань, резкость?
- Кто должен первым мириться?
- При каких условиях вы разведетесь?
Обсуждение. Вывод.
- Игра – сценки. Проиграть ситуации:
- Я пришел поздно, а обеда нет…
- Не ночевал дома…
- Ты опять сидишь у телевизора, надоело, другие…
- Ты меня любишь? А почему не говоришь об этом?
7. Обсуждение цитаты:
Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все.
(Жан Поль.)
8. Рефлексия занятия.
Занятие 12. Семья – маленькое государство.Цель: воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора.
Ход
- Орг.момент. Ритуал приветствия.
- Беседа на тему: «Образ женщины и мужчины в русских народных сказках»: назвать имена героев из сказок, которые были влюблены друг в друга; перечислить качества, характеризующие этих сказочных персонажей.
- Сказкотерапия «Царевна – лягушка»: предлагается вспомнить сказку.
- Было у царя три сына, время шло, сыновья подросли и стали добрыми молодцами, пришла им пора жениться….
- Вспомните, что Иван – царевич сказал лягушке – квакушке при встрече? ( «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!». Но делать нечего, и взял ее во дворец…)
Обсуждение:
- При каких условиях Иван – царевич захотел бы жениться на лягушке?
- Что могла бы предложить лягушка Ивану – царевичу, чтобы он захотел жениться на ней?
- Таким образом, Иван – царевич – это потенциальный жених, супруг, а лягушка – потенциальная невеста, однако она мало привлекательна для него, но если выяснить чего хочет Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем понять, по каким мотивам молодые люди стремятся сознать семью.
- Так чего же ожидают от своих избранниц юноши и что девушки могут им предложить?
- Упражнение «Бегущая ассоциация»: ассоциация на слова «семья» и «государство», сравнение этих понятий: что общего, чем отличаются.
- Рефлексия занятия.
Притча.
Бог слепил человека из глины и у него остался неиспользованный кусок. «Что еще тебе слепить?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье,» - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…
ЛИТЕРАТУРА
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.
- Фельдштейн Д.И. К проблеме социального развития личности.// Вопросы психологии, 1990, №3.
- Фери Уголовная социология.
- Хухлаева О. Счастливый подросток. М.,2000.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности.// Проблемы психологии личности, 1989.
- Лысогорская М.В. Методические материалы проведения занятий с молодежью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. «Научная книга». Саратов -1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое занятие "Семья снеговиков"
Занятие по изобразительному творчеству для старших дошкольников. Работа с разным материалом....
Комплексное занятие : "Семь бед - один ответ."
Даст понятие об этикете,таких понятиях ,как любезность,деликатность,корректность,учтивость....
Занятие "Семья"
Воспитать человека-семьянина, формировать представление о жизненном идеале семьи, о семейных ценностях...
Воспитательное занятие "Семья- ячейка общества"
Тема "Семья -ячейка общества" Цели и задачи: формирование у детей представления об отношении к семье. Дать представление о личной и социальной ценности семьи. Развивать познавательный интр...
конспект внеклассного занятия "Семь раз отмерь, один отрежь"
Внеклассное занятие на возраст учащихся 9-11 лет. Занятие знакомит учащихся с устаревшими словами, с русскими пословицами и пословицами разных народов. Игра развивает интеллектуальные способности. Зад...
Конспект занятия "Семь цветов радуги" (дополнительная общеразвивающая программа "Экоберегоша")
Конспект занятия по экологии для дошкольников...
Занятие Семья. Первая семья на земле
Азбука православной культуры...