Конспект занятия для обучающихся 5 класса
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Довбищук Наталья Васильевна

 повышение мотивации к учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zanyatie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для обучающихся 5 класса

 направленного на повышение мотивации к учебной деятельности

Автор: Довбищук Наталья Васильевна,

педагог-психолог МАОУ СОШ№5 г.Лабытнанги

Практическое занятие для обучающихся 5 класса

по повышению мотивации к учебной деятельности

Цель занятия: способствовать развитию у обучающихся позитивного отношения к обучению.

 Задачи занятия:

  • формирование адекватной самооценки и уверенного поведения;
  • преодоление страхов и тревожности;
  • приобретение навыков работы в группе, сплоченности и взаимопомощи;
  • мотивация на учебу.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Пожелание на сегодняшний день» (участники сидят в кругу).

Психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и выскажу свое пожелание. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. Игра «Волшебная палочка»

Цель: осознание детьми своих желаний, повышение самоуважения.

Психолог: Многие люди мечтают о своей волшебной палочке, которая исполняла бы все желания. Самое интересное – такая палочка действительно есть. Причем – у каждого. Ребята, посмотрите, у меня в руках палочка (показывает палочку) представьте на некоторое время, что она волшебная и ей можно рассказать о трех своих самых заветных желаниях.

После того как дети поделятся своими желаниями, можно спросить:

  • А видели ли вы когда-нибудь чудо?
  • А превратить грусть в радость — это чудо?
  • А зло в добро?
  • А страх в смелость?
  • Если это так, то, может быть, с вами уже случались чудеса?

3. Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Время: 15-20 минут

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Психолог: Ребята, вам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – смелым и сильным.

После проведенного упражнения психолог задает вопросы:

  • Какой человек выглядит симпатичнее?
  • На кого ты сейчас похож?
  • В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
  • На кого ты хотел бы быть похож?
  • Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

4. Упражнение «Что делает ученик?»

Психолог проводит беседу о том, какими действиями наполнен обычный школьный день ученика. Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, подсказывает товарищу и т.д.

Психолог: Каждый из вас пластически, без употребления слов должен изобразить одно из таких действий, а остальные отгадывают, что именно изображается. Старайтесь, чтобы действия не повторялись.

5. Упражнение «Веселый счет»

Цель: развитие мышления и внимания у обучающихся.

Материал: комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду.

Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.

Пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. 

Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

У вас отлично получилось! А сейчас я расскажу вам одну историю...

День испытаний (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев)

Садитесь поудобнее, так как нам предстоит путешествие в далекую страну, где жил мальчик, чем-то похожий на вас. А был этот мальчик индейцем и жил в лесу вместе со своим племенем. Все мужчины этого племени были очень хорошими охотниками и у племени никогда не было трудностей с пищей. Но быть хорошим охотником очень сложно. Для этого надо уметь читать следы, ловка метать копье, замечать каждую мелочь, которая может привести к спрятавшемуся зверю. Научиться всему этому было не так уж просто, поэтому в племени был обычай, по которому все дети должны были с раннего возраста обучаться мастерству охоты. Их наставником был самый старый и самый опытный охотник. Он уже не мог охотиться сам и поэтому занимался подготовкой молодых.

И вот, когда пришла пора, герой нашего рассказа тоже пошел учиться. Он был умным мальчиком и легко схватывал все, но иногда слишком торопился. Ему казалось, что все слишком просто и понятно и даже не требуется подробно выслушивать все объяснения. Поэтому он частенько убегал с урока еще до того, как учитель заканчивал рассказ — ведь мальчику казалось, что он и так все знает. Если учитель делал ему замечание по поводу невнимания, мальчик считал, что к нему просто придираются.

Когда дети подрастали, приходила пора им начинать помогать взрослым, а значит, принимать участие в общей охоте. Но стать настоящим охотником мог только тот, кто действительно познал все тайны леса. Как же узнать это? Тебе, конечно, известно, что и у нас в школах, чтобы доказать, что ты действительно что-то знаешь и можешь вступать во взрослую жизнь, тебе обязательно нужно сдать экзамены. Так вот и в племени, где жил наш мальчик, существовало что-то наподобие экзаменов. Все племя собиралось на специальный праздник, и дети должны были на глазах у всех пройти ряд испытаний и показать все, чему они научились. Надо сказать, что правила сдачи этого экзамена были очень строгие. Дикий лес никогда не шутит, и, если ты чего-то не знаешь, потому что пропустил урок или плохо его выслушал, такая ошибка может стоить жизни тебе или твоему товарищу, который понадеется на тебя. Поэтому если молодой охотник не сдавал экзамен, то он лишался права быть охотником, и когда все мужчины отправлялись на охоту, он должен был оставаться в лагере и помогать по дому женщинам и старикам.

Итак, настал день испытаний для нашего мальчика. Он встал очень рано, так как ему не терпелось поскорее пройти все испытания и стать настоящим охотником. Утро этого дня было просто замечательным. Когда мальчик вышел из своего вигвама (так называются специальные, похожие на шалаши, кожаные палатки, в которых живут индейцы), то он увидел, что солнце еще только встает. Край неба окрасился в розовый цвет и сумрак ночи уже отступал. Мальчик сделал глубокий вдох и запах утреннего леса приятно защекотал ему ноздри. Легкий ветерок принес прохладу еще спящего леса. Мальчик потянулся и в этот момент услышал приглушенный стук барабанов. Это было начало праздника. Вскоре все племя собралось на большой поляне, и испытания начались.

Я уже говорила, что задания были не простые и будущим охотникам надо было показать все, что они умеют, и использовать все полученные знания. Наш мальчик вовсе не был хуже остальных, а во многом был даже лучше, ведь он был и умным, и сильным, и ловким, и смелым, но у него был один недостаток: он всегда очень торопился, когда что-то делал, и из-за этого часто был невнимателен. Так случилось и на этот раз. Выполняя задания, он так торопился, что допускал очень грубые ошибки. Например, когда ему было дано задание отыскать по следу лань, то вместо того чтобы медленно и осторожно распутывать следы, он бегом помчался по тропе и не только потерял следы лани, но и не заметил следов пумы, которая, если бы не помощь охотников, шедших сзади и проверявших мальчика, могла разорвать его. Другим заданием было взобраться на крутую гору и поставить на вершине палатку. Но мальчик, как обычно, очень спешил. Мало того, что он несколько раз чуть не упал, так как не смотрел, куда наступал, так он еще, взобравшись наверх, обнаружил, что в спешке забыл положить в свой заплечный мешок колья для установки палатки. Его невнимательность помешала ему и при выполнении остальных заданий.

Вечером на всеобщем празднике всех мальчиков поздравляли с удачным прохождением испытания и одевали им на шею красивые амулеты, которые были у всех мужчин племени и помогали им во время охоты. Мальчику же объявили, что он не выдержал экзамена и не будет принимать участие в охоте. Вождь племени сказал ему: «Ты не прошел испытания, и мы не можем рисковать, беря с собой на охоту ненадежного товарища. Твоя невнимательность может быть очень опасной и навредить не только тебе, но и другим». Итак, приговор вождя был суровым, но справедливым, — ведь ему приходилось заботиться о благе всего племени, и охотники должны быть уверены друг в друге. Но мальчик его даже не стал дослушивать. Он побежал в лес, чтобы никто не видел, как ему обидно. Он ведь был еще и очень гордым мальчиком. Он так и не понял, что было настоящей причиной его неудачи. Мальчик решил, что просто вождь и другие охотники племени специально придирались к нему. Тогда мальчик решил любым способом доказать всем, что он не хуже остальных.

В этом племени была одна легенда. Точнее, никто не знал, легенда это или так было на самом деле. В общем, старики рассказывали, что много поколений назад в их племени вождем был замечательный охотник. Никто не мог сравниться с ним ни в уме, ни в ловкости, ни в смелости. Кроме этого он отличался очень хорошей памятью и славился своей внимательностью. Иногда он замечал то, что не мог заметить целый отряд охотников. Этот вождь обычно ничего ни делал, не обдумав тщательно решение. Поэтому если он руководил охотой, то она обязательно была удачной. Так вот, этот великий вождь был еще и искусным мастером и изготавливал очень красивые украшения и амулеты. Однажды он сделал амулет, который превосходил по своей красоте все, что ему или кому-либо из его племени удавалось сделать. Вождь решил, что этот амулет должен носить только великий охотник, который будет равен ему по силе, ловкости, внимательности и уму. Но как проверить это? Тогда великий вождь отправился на одну из самых высоких и самых крутых гор, которая возвышалась поблизости и, с большим трудом взобравшись на ее вершину, оставил там свой амулет. Затем он вернулся в деревню и объявил, что тот, кто сможет найти и принести этот амулет, будет таким же великим охотником, как и он сам. Многие опытные воины пытались найти амулет, но никому так и не удалось это сделать. Слишком уж сложно было взобраться на эту гору, a если кто и забирался, то уж найти на вершине амулет не мог никто.

Эта легенда переходила из поколения в поколение, и многие уже считали, что никакого амулета не существует, но наш мальчик все-таки верил в него. После того как он не прошел испытание, он долго бродил по лесу и думал о том, что ему сделать, чтобы доказать всем, каким хорошим охотником он может быть. И вдруг ему в голову пришла идея. «А что если я смогу найти этот амулет? Может, тогда племя примет меня в отряд охотников? Да, это единственный выход, я пойду и найду его!» — так думал он, направляясь прямо к горе. Но недаром только некоторые самые лучшие воины могли взобраться на эту гору. Уж очень она была высокая и почти не имела выступов, за которые можно ухватиться. Дойдя до скалы мальчик, как обычно, сразу начал карабкаться на нее. Но каждый раз падал, поднявшись на высоту нескольких метров. Слишком поспешными были его действия. После нескольких бесплодных попыток мальчик сел и призадумался. «Наверно, я что-то делаю не так. Но должен же быть какой-то другой способ», — думал он. Мальчик начал тщательно рассматривать скалу, медленно и тщательно изучая каждый ее выступ. И вдруг он увидел, что в одном месте выступы встречаются чаще и образуют какое-то подобие лестницы, по которой не так уж и сложно взобраться. «Как же я сразу не заметил ее? — удивился мальчик, — а может, это не так уж и плохо — подумать перед тем, как делать что-либо?». В тот момент он впервые понял, что, может быть, прав был его учитель, когда советовал ему не торопиться.

Итак, он продолжил свой нелегкий путь. Поднявшись до небольшой площадки, он решил передохнуть и уже занес было ногу, чтобы наступить на нее, как вдруг услышал шипение и увидел змею, которая высовывала язык и извивалась, блестя на солнце своей стальной чешуей. Мальчик замер и почувствовал, как холодные мурашки пробежали по его спине. «Что же мне делать? А ведь учитель рассказывал, как себя вести, когда встречаешь змею. Ах, как жаль, что я тогда убежал, не дослушав его до конца. Там на поляне все казалось таким простым и ясным, а что делать теперь?» — думал мальчик. Но ему повезло и змея, успокоившись, уползла. «Когда я вернусь, обязательно попрошу учителя рассказать мне все заново, и на этот раз я буду слушать каждое его слово очень внимательно, чтобы не пропустить ничего важного» — решил мальчик и продолжил свой путь. Наконец, он добрался до самой вершины горы. Великолепный вид открывался оттуда. Зеленое поле леса в некоторых местах разрезалось голубыми полосками рек и ручьев, а поляны казались лишь небольшими желтыми пятнышками. Ветер развевал волосы мальчика. Он очень устал, но помнил, зачем он залез на эту скалу. Немного отдышавшись, он приступил к поискам амулета. Мальчик несколько раз обежал площадку на вершине, но ничего не нашел. Тогда он сел и подумал. Мальчик понял, что ему больше ничего не оставалось, как шаг за шагом исследовать всю вершину еще раз, но по-другому, не так, как он это делал обычно. И мальчик начал очень медленно и очень тщательно рассматривать каждый камень, каждый пучок травы, каждую щель в скале. Вначале ему было очень трудно заставить себя действовать постепенно и не торопясь, ведь он так привык к спешке, но затем ему даже понравилось. Ведь теперь он видел многое из того, на что раньше просто не обращал внимания. После часа таких поисков мальчик обратил внимание на один очень странный камень Он был достаточно большой, гладкий и, наверное, тяжелый, но когда на него попадал луч солнца, то казалось, что он светится изнутри каким-то странным желтоватым светом. Мальчик ухватил камень обеими руками, навалился всей силой, которая только у него была, и перевернул его. Каково было его удивление, когда он увидел, что внутри камня было выдолблено углубление, в котором сверкал великолепный золотой амулет. Радости мальчика не было предела. Он бережно взял амулет и двинулся в обратный путь. Шел он не торопясь и взвешивал каждый шаг. Теперь он знал, что в опасном пути медлительность и неторопливость может быть намного полезнее спешки. Он был очень удивлен тем, как много он увидел на своем пути того, чего раньше даже не замечал. Он никогда не обращал внимание, что на поляне в лесу росли замечательные желтые и голубые цветы, а звук журчащего ручейка на его изгибе был совсем не таким, как в том месте, где он тек прямо, и запах сосны, оказывается, совсем не похож на запах березы. По дороге обратно в племя мальчик долго размышлял и понял, что во многом он был неправ и вождь племени совсем не хотел его обидеть.

Опасное путешествие научило мальчика быть внимательным, обдумывать и взвешивать свои поступки, правильно оценивать свои собственные силы. Он понял, что любой совет и объяснение надо обязательно дослушивать до конца. Когда мальчик вернулся в деревню, он собрал все племя на большой поляне и перед всеми попросил прощения у вождя и своего учителя. Он рассказал, какие трудности встретились на его пути и как много он понял. В конце мальчик попросил, чтобы ему разрешили еще раз попробовать пройти испытание в следующем году. Вождь удивился его рассказу, но поверил ему и позволил попробовать сдать экзамен во второй раз. Весь год мальчик тщательно готовился. Он был самым внимательным и терпеливым учеником и очень старался.

Следующим летом мальчик блестяще прошел испытание и был принят в отряд охотников. Когда наш мальчик вырос, он стал очень опытным охотником, и племя выбрало его вождем. А иногда, когда ему хотелось что-то сделать сразу, быстро, не задумываясь, его золотой амулет напоминал ему, с какими неприятностями в детстве ему пришлось столкнуть именно из-за его торопливости и невнимательности. Он правил мудро и стал одним из величайших вождей племени, о котором было сложено множество легенд.

Вопросы для обсуждения

  • Почему у мальчика не получилось справиться с заданиями?
  • Почему он не мог исправить ошибки, когда их совершал?
  • Почему он всегда считал, что причина его бед — другие?
  • Чему Гора научила мальчика?
  • Чему эта Гора могла бы научить тебя?

6. Игра «Какой я есть и каким бы хотел быть»

Цель: Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ход игры: Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы хотел быть. Работа строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

После рисования проводится обсуждение рисунков каждого ребенка. Психолог должен подвести детей к заключению, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

7. Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты»

Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру (в ходе игры аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее).

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Психолог: Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с обучающимися 7-11 классов по профилактике наркомании

Информационно-просветительское занятие для обучающихся 7-11 классов...

Конспект занятия с обучающимися 1-5 классов "Мы за здоровый образ жизни!"

Расширение и систематизация знаний детей о здоровом образе жизни...

Конспект занятия с обучающимися 1-5 классов «Безопасность в интернете»

Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.Выработать правила безопасного поведения в сети.Выработать необходимость использования в сети общепр...

Конспект занятия с обучающимися 1-5 классов "Мы за здоровый образ жизни!"

Расширение и систематизация знаний детей о здоровом образе жизни....