Выступление "Особенности подросткового возраста"
статья по психологии на тему

Журавлева Елена Федоровна

В выступлении представлен материал, характеризующий подростковый возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie._podrostkovyy_vozrast.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста

      Подростковый возраст - несколько особенный период, со своими трудностями и закономерностями. К тому же, это кризисный период наиболее длительный по времени. В данный период основной задачей подростков становится жизненное самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Поиск своей социальной роли в группе, стремлением к познаниям, бурной активности, стремлением к самосознанию, самооценке и самоутверждению. Это обязательно должно учитываться при организации работы с подростками.

       Для объективной самооценки нужен жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка может быть занижена и поведение подростка, его взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, тогда потребности в самовыражении резко изменяются. С процессом самосознания тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватной самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью демонстративного поведения (драки). Самоутверждение не может происходить без формирования каких-то качеств личности, то есть без самовоспитания, оценивания своих возможностей и способностей. В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники. Их мнения, оценки и потребности в общении, являются одной из ведущих определяющих в подростковом возрасте. В процессе общения подросток становится членом коллектива, группы сверстников, которые являются для него все более авторитетными.

         Психолого-педагогические исследования (Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М.) позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

        Выявленные особенности отражаются в поведении подростков, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростков, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации.

Среди подростков приходится очень часто сталкиваться с агрессивным поведением. На становление агрессивного поведения ребенка, по мнению Е.В Змановской, влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, неконтролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. В подростковом возрасте немалое влияние оказывает и так называемая «улица», референтная группа сына или дочери, где может пропагандироваться агрессивное поведение. В подростковом возрасте в связи с психологическими и физиологическими изменениями агрессивность может увеличиться еще больше и принять крайние формы: избиение слабых или младших, полное непослушание, отсутствие уважения к родителям, грубость и хамство в общении со взрослыми людьми.

Для различных возрастных периодов подросткового возраста характерны разные формы агрессии. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, у девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме агрессии. В возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может демонстрироваться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. В старшем возрасте (14-15 лет) у мальчиков доминирует негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не доминирует уже и у мальчиков.

       Как отмечает В.П. Астапов, в ходе наблюдений выявляется возрастная специфика в реакциях тревоги. Для подростков и юношей (10-18 лет) характерны две основные формы возникновения тревоги -  вербальная экспрессия боли и мышечная ригидность. Высокий уровень тревожности довольно часто отмечается у так называемых «трудных подростков». Многие ученые отмечают взаимосвязь уровня тревожности и особенностей семейного воспитания подростка. Проживание в неполных, распадающихся или распавшихся семьях сказывается на психологическом состоянии подростков. Как правило у этих подростков наблюдается высокий уровень личностной тревожности. В благополучных семьях, где родители уделяют ребенку достаточно много времени, уважают друг друга, уровень тревожности у подростков в 2-3 раза ниже, чем у «трудных» подростков.

       Выявлена связь между тревожностью и повышенной эмоциональностью, склонностью к аффективным переживаниям. Чем выше уровень тревожности у подростков, тем они более эмоционально лабильны, подвержены постоянным переменам настроения, которые и так свойственны данному возрастному периоду. Подобные эмоциональные вспышки могут отрицательно сказаться на жизнедеятельности подростка: мешать в учебе, в отношениях с родителями и сверстниками. Высокий уровень тревожности свойственен ранимым, мягким, чувствительным подросткам. Они зачастую обладают богатым воображением, эстетическим вкусом, любят все утонченное и изысканное. Такие подростки тревожатся по поводу своего здоровья, ждут постоянного внимания и помощи со стороны окружающих людей.

        Тревожность нередко сопровождается страхами. Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх – это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога – это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины. Страхи нередко бывают связаны с возрастом. Подростки больше подвержены страхам, чем младшие школьники. Исследователи отмечают, что у мальчиков чаще отмечается страх болезни, а у девочек – боязнь стихии, замкнутого пространства и высоты. Вообще у девочек этого возраста страхи наблюдаются чаще, чем у мальчиков.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей. В подростковом возрасте поведение по своей сути становится коллективно-групповым. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Основной признак замкнутости – нарушение коммуникации. Ключевые факторы, влияющие на поведение ребенка таковы: природные особенности (например, тип темперамента); социальные факторы (влияние окружающих, семьи). Возникшие в детстве коммуникативные проблемы в подростковом возрасте проявляются еще более ярко. Сверстники становятся для подростка эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, которые должны быть такими, как у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым – главное в общении подростка. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...