Рекомендации по работе с проблемными обучающимися
консультация по психологии по теме

Рябцева Екатерина Николаевна

Рекомендации по работе с проблемными обучающимися:

 

1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

2.Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

3. Обсудите проступок позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.

4.Позвольте ученику "сохранить лицо".

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".

5. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы.

 

 

 

Что же делать педагогу в работе с такими детьми?

  • Главное, чтобы у ребят не появилось отвращение к школе. Ведь никому не хочется идти туда, где ругают.
  • Важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы (методы: поощрение, соревнование, положительные перспективы)
  • Необходимо поднять авторитет в глазах одноклассников. (А для этого нужно не просто выполнять команды учителя, а научиться самостоятельно мыслить).
  • Учить уважать себя и видеть достоинства других. (Для этого нужно провести много классных часов, диспутов, чаепитий, походов, экскурсий и других коллективных дел).
  • Защитить ребёнка от чрезмерной критики учителей, а если нужно, то даже и от своих родителей.
  • Повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. (викторины, познавательные экскурсии, исследовательские и творческие работы, обсуждение книг и новостей.)
  • Вовлекать ученика в интересные дела класса и школы, где вероятны успехи ребёнка. Это повысит самооценку. (Ведь если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка.)
  • Не читать нотаций, лучше просто беседовать.
  • Обучать навыкам самоконтроля и самооценки;
  • Не оскорблять недоверием.
  • Учить делать полезные дела, учить приносить радость другим людям.
  • Учить ребёнка планировать своё время, сокращать непроизводительные потери времени. Учить планировать свою деятельность. Это позволит увеличить время на приготовление домашних заданий, которые он будет выполнять сначала с помощью, а потом самостоятельно.
  • Учить детей думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о призвании человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx14.7 КБ
Office presentation icon trudnyy_klass.ppt737 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

Психологический настрой выпускников в ситуации ЕГЭ зависит и от учителей-предметников, их действий и слов. Вследствие этого представляется необходимой также специальная подготовка педагогов, заключающаяся в обучении приемам создания ситуации успеха.

Прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с методикой подготовки к экзаменам.

  • Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

Дети должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Необходимо показать детям на практике, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

  • Полезно использовать при подготовке такой прием, рак работа с опорными конспектами (схема материала).

Разработайте вместе с учениками систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта на большом листе или на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

  • Подготовку к экзаменам следует начинать заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в ситуациях не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

  • Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее: а) сначала нужно пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; б) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); в) если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

  • Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.

Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

Познакомьте детей с приемами снятия нервно-психического напряжения, саморегуляции эмоционального состояния. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения хорошо подходят релаксационные упражнения, самовнушение и другие методы эмоциональной саморегуляции (см. 2.2.). Освойте эти упражнения сами (взрослым они тоже не помешают!),

  • Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами

И, самое главное, не забывайте об «оптимистической гипотезе», верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудный класс Тематический лекторий для классных руководителей и учителей

Слайд 2

Цель: создание условий для формирования мотивации эффективной работы с «трудным классом». План: 1 . Модель развития классных коллективов. Что такое «трудный класс»? 2. Классификация «трудных классов». 3. Признаки «трудного класса» в его функционировании. 4. Типология и особенности «трудного класса». 5. Методы диагностики «трудных классов». 6. Психолого – педагогическая помощь «трудному классу». 7. Способы реагирования на нарушения дисциплины.

Слайд 3

Модель развития класса (по Стенфорду) 1 этап – ориентационный (формирование представлений учащихся друг о друге. Учитель - лидер). 2 этап – формирование групповых норм. Оформление категории «МЫ». 3 этап – появление межличностных конфликтов и опыта их разрешения. 4 этап – повышение сплоченности класса. 5 этап – появление выраженного чувства «МЫ». 6 этап – эмоциональная активность и преобладание неформальных взаимоотношений. Учитель теряет руководящие права. Класс закрывается для него. 7 этап – «высший этап зрелости», открытость группы.

Слайд 4

Классификация «трудных классов». «Трудные классы» «Трудные классы» «Объективно» трудные классы «Субъективно» трудные классы» «Ситуативно трудные» классы «Устойчиво трудные» классы»

Слайд 5

Что такое трудный класс? «Объективно» трудный класс Его функционирование характеризуется нарушением одного или нескольких признаков эффективной малой группы. «Субъективно» трудный класс Относительно эффективная учебная группа, которая «кажется» «трудной» тому или иному учителю.

Слайд 6

Признаки «трудного класса» в его функционировании Критерии эффективности группы Признаки «трудного класса» 1. Эффективность совместной деятельности Неэффективная учебная деятельность. Неэффективная внеучебная деятельность. 2. Характеристика социально – психологического климата в группе Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе. Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность). 3. Мотивация совместной деятельности Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы. Низкий ранг учёбы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей. 4. Характеристики групповой идентичности и взаимодействия с «аут - группами» Размытая групповая идентичность. Использование самооценочных ярлыков- самоописаний«тупые»,«гении». Неадекватный стиль взаимодействия между классом и представителями «аут-групп» (учителями, родителями и учащимися из других классов).

Слайд 7

Психолого – педагогическая помощь «трудному классу»

Слайд 8

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся «Необучаемый класс» Неэффективная учебная деятельность. Ярлык «тупые»(отражается в групповом самосознании). Несоответствие учебных задач возрастным особенностям. Стиль пед. взаимодействия, не способствующий формированию и развитию познавательной активности Несформированность учебных навыков. Остаточная минимальная мозговая дисфункция. ЗПР, выученная беспомощность, школьная тревожность, низкий темп учебной деятельности.

Слайд 9

Рекомендации создать условия для повышения самооценки учащихся, ориентация на «зону ближайшего развития»; разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью (ситуации успеха для каждого, индивидуальный подход); опора на сильные стороны учащихся; развитие высших психических функций в рамках учебной деятельности; работа с родителями по формированию ответственной позиции.

Слайд 10

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся «Немотивированный класс» Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности. Низкий рейтинг учебы в структуре групповых ценностей, транслируемый родителями. Несоответствие учебных задач возрастным особенностям. Ситуация «хронического»учебного неуспеха, в том числе связанная со спецификой оценивания. Несформированнссть учебных навыков. Остаточная минимальная мозговая дисфункция. Выученная беспомощность. Школьная тревожность. Низкий темп учебной деятельности. Низкий уровань притязаний

Слайд 11

Рекомендации стимуляция личной активности учащихся по поиску новых смыслов учебы и посещения школы в целом; разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью (ситуации успеха для каждого, индивидуальный подход); создать условия для повышения самооценки учащихся, ориентация на «зону ближайшего развития»; обучение с опорой на интересы учащихся.

Слайд 12

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся « Неуправляемый» класс Ярлык «неуправляемые» (отражается в групповом самосознании). Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности (мотив общения). Низкий рейтинг ценности дисциплины в структуре групповых ценностей. Низкий рейтинг ценности дисциплины или статуса педагога, транслируемый родителями. Авторитарный или попустительский стиль руководства со стороны учителя Остаточная минимальная мозговая дисфункция (прежде всего, реактивного типа). Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение

Слайд 13

Рекомендации стимулирование личной активности учащихся по поиску новых смыслов соблюдения правил поведения, закрепление их в системе групповых норм; формирование навыков конструктивного общения друг с другом, с учителями; разрядка отрицательных эмоций, связанных с негативными оценками поведения; создание условий для повышения самооценки учащихся; дифференцированные способы реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин); психологическая поддержка учащихся.

Слайд 14

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся «Внутренне конфликтный» класс Несбалансированность групповой структуры. Провокации учителя и родителей. Типичный стиль отношений в школе (отсутствие адекватной модели разрешения конфликтов) Несформированнссть навыков общения. Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение

Слайд 15

Рекомендации помощь в поиске новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара; создание условий для нормализации групповой структуры; сплочение классного коллектива; создание условий для повышения самооценки учащихся; формирование навыков конструктивного общения учащихся друг с другом; разрядка отрицательных эмоций, связанных с негативными оценками поведения; создание условий для повышения самооценки учащихся; дифференцированные способы реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин); психологическая поддержка учащихся.

Слайд 16

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся «Закрытый» класс Сформировавшийся стереотип групповой экспрессивной деятельности, Сформированный стереотип восприятия школы Интроверсия. Несформированнссть навыков общения. Страх самораскрытия. Тревожность

Слайд 17

Рекомендации стимулирование личной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширение ролевого репертуара; сплочение классного коллектива; разрядка страха «самораскрытия»; формирование навыков конструктивного общения учащихся друг с другом, учителями.

Слайд 18

Типология и особенности «трудного класса» Тип класса Социально – психологические особенности классов в целом Психологические особенности отдельных учащихся «Звездный» класс Ярлык «гении» (отражается в групповом самосознании). Акцентирование «звездности» учителями и родителями Завышенный уровень притязаний. Завышенная самооценка. Неадекватное ролевое поведение. чувствительность к критике

Слайд 19

Рекомендации создание условий для коррекции самооценки учащихся; создание условий для сплочения коллектива; разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным психологическим фоном в классе; стимулирование учащихся к проявлению активности за пределами учебной деятельности и собственного класса; интеграция «звездного» класса в общешкольную жизнь.

Слайд 20

Способы реагирования на нарушения дисциплины Поведение, направленное напривлечение внимания Активное: отвлекает внимание учителя и класса Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Слайд 21

Властолюбивое поведение Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости Пассивное: тихое непослушание. Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях. Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Слайд 22

Мстительное поведение Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) Пассивное: игнорируются все дружественные попытки. Стереотип силового разрешения конфликтов Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Слайд 23

Поведение, направленное на избегание неудач Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи. Пассивное: откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей. Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Слайд 24

Общаясь с подростком, помните: беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона; в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес; лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя; диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают; в процессе общения старайтесь вести диалог на равных; старайтесь инициативу общения держать в своих руках; умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Слайд 25

Работая с «трудным» подростком, нужно Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми обучающимися

В помощь педагогам по работе с застенчивыми обучающимися...

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и Т...

Рекомендации к проектированию самостоятельной работы для учащихся, обучающихся на дому

Самостоятельная работа - организационная форма учебной деятельности в условиях обучения на дому по выполнению домашнего задания,  совершенствованию навыков учебной деятельности, расширению кругоз...

Рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ по изучению истории церкви, жизни и деятельности священноцерковнослужителей

Методические рекомендации предназначены для учителей истории, руководителей краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведени...

Методические рекомендации по работе с родителями обучающихся в авиамодельном объединении

Методические рекомендации, являются результатом многолетнего опыта работы....

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...