Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми обучающимися
статья по теме

Баева Елена Александровна

В помощь педагогам по работе с застенчивыми обучающимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

      Е.А.Баева

                                                педагог – психолог МБОУ «СОШ с                  

                                                     углублённым изучением иностранных

                             языков №4» г. Курчатов

Практические рекомендации педагогам

« Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей которые его окружают.

Портрет застенчивого ребенка

застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками...Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет , когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти

укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху...

« Невидимые» проблемы

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую

же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они

не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети

«кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)

Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.

Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость....

Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...

Личностные особенности застенчивых детей:

Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые

Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!

Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как  застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.

Работа педагога с застенчивым ребенком

- развитие позитивного самовосприятия ребенка

- повышение уверенности в себе и своих силах

- развитие доверия к другим

- работа со страхами

- развитие умения выражать свои эмоции

- развитие навыков коллективной работы

- развитие навыков самоконтроля

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.

Важно:

- создание ситуаций успеха- выбирать такие задания или поручения с которыми ребенок наверняка справится

- обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на ребенке

- просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно , чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением.

- В общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации педагогам для гармонизации эмоционального состояния (от психолога)

Для прочтения и применения, с целью профилактики профессионального выгорания учителя. Способы установления эмоционального равновесия личности. Приёмы эффективной самопомощи: самопрограммирование, само...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа педагога дополнительного образования по комплектованию групп обучающихся...

буклет для педагогов на тему "Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ".

Буклет составлен для педагог по рекомендациям с детьми ОВЗ...

Рекомендации педагогам по работе с обучающимися подросткового возраста (10,11-16,17 лет)

Памятка будет полезна специалистам, работающим в сфере образования, содержит практические рекомендации по работе с обучающимся (10-17 лет)....

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников....

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...