Герасимчик Л.В. Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).
статья по теме
Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, является орудием наиболее высокого уровня мышления. Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).
Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, является орудием наиболее высокого уровня мышления. Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни.
Ребенок пошел учиться в школу и у него возникли проблемы с обучением, трудности в коллективе и с учителем. Различные трудности в обучении учащихся 1 классов отмечаются у 15-40 процентов школьников. Они обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования (Дубровинская Н. В. 2000) Проблемы у детей, возникшие в связи с обучением в школе, имеют важное социальное значение. Это привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов, педагогов, логопедов.
Одна из важнейших причин возникновения школьных проблем-отставание ребенка в речевом развитии, проявляемое в неточности понимания слов, бедности словарного запаса, дефектах произношения. В дальнейшем к этим недостаткам присоединяются нарушения чтения и письма. Ребёнок делает простые ошибки в обыкновенных словах, не может правильно и красиво их написать, плохо запоминает информацию.
Нарушение письма и чтения возникает в результате отклонений в развитии устной речи, несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что часто бывает, недоразвития всех компонентов, участвующих в формировании навыков письма и чтения (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое объяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в логопедии, оно принято также большинством зарубежных исследователей.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Шестилетний Витя, уже достаточно бегло читавший по букварю, при чтении сознательно пропускал все слова с буквой «Р» из-за неумения правильно произносить звук. Шестилетняя Лида из-за плохой речи всегда играла одна, вставала неохотно в пару и при первой возможности отходила в сторону. Как в детском саду в школе, девочка все время молчала, и ее считали умственноотсталой.
В связи с этим большое значение придается школьной адаптации детей, поскольку для детей возраста от 6 лет данный фактор является вторым по значимости после фактора семейного окружения.
Адаптация (лат. Адапто) приспособление к изменениям внешний среды) т.е к школе. Она проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие. Обучение предъявляет особенно высокие требования к качеству речи детей. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Все вышесказанное явилось предпосылкой к созданию логопедического направления, призванного на научной основе с помощью специфических логопедических средств, способствовать формированию необходимых условий для успешной адаптации детей к обучению в школе и для реализации их личностных возможностей.
В рамках психолого-педагогической службы логопедическим направлением, целью логопедического воздействия является создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений учащихся логопедическими средствами. Деятельность логопеда должна быть направлена на содействие успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям школы.
Задачи реализуемого логопедического направления:
•предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
• развитие и совершенствование устной речи учащихся;
• выявление и коррекция нарушений чтения и письма;
• развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики;
• формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений.
В целях решения важнейших проблем нарушений речи и их коррекции логопед опирается на следующие основные принципы логопедии:
- принцип системности (изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений проводят через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяет те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип опоры на онтогенез (разработку методики коррекционно-логопедического воздействия ведут с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип единства обучения и воспитания.
Реализация этих принципов предполагает создание следующих условий: формирование позитивно ориентированной активности, реализация компетентного подхода.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы:
наглядности,
доступности,
сознательности,
индивидуального подхода,
учета соматического состояния ребенка.
С целью активизации коррекционно-развивающего процесса используются разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, что определяет благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений. Логопедическое воздействие должно осуществляется в следующих формах обучения:
• Индивидуальные занятия.
Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
• Подгрупповые занятия.
Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия должны носить опережающий характер и готовить детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
• Фронтальные занятия.
Основная цель – закрепление материала, отработанного на индивидуальных и подгрупповых занятиях, активное использование его в различных формах самостоятельной речи, дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. На фронтальных занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Основные направления и виды деятельности
Основными направлениями работы являются диагностико-коррекционная, профилактическая, консультационно - просветительская и исследовательская деятельность.
Диагностико-коррекционная деятельность заключается в:
• обследовании учащихся 1-4 классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;
• комплектовании коррекционных групп;
• проведении коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, чтения и письма;
• обследовании обучающихся в конце учебного года с целью выявления результатов коррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится по общей схеме и включает в себя:
– тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке;
– логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка;
– анализ и педагогическую оценку всех полученных данных.
Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей помогает определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее можно оказать. Во время логопедического обследования особое внимание обращают на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения.
По данным логопедического обследования проводится анализ речевых нарушений учащихся, и комплектуются коррекционные группы. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1х-2х классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия, комплектуются следующие группы:
– с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с фонетическими нарушениями речи.
Одна из основных задач работы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Важное значение при коррекционно-развивающем обучении первоклассников имеет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. На данном этапе работают над решением следующих задач:
– развитие полноценных фонематических процессов,
– развитие представления о звукобуквенном составе слов,
– развитие навыка анализа и синтеза звукослогового состава слов,
– коррекция дефектов произношения (если они есть).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, которых среди учащихся с речевой патологией большинство.
Еще одну группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи. Коррекционная работа с этой группой детей содержит следующие этапы:
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Содержание работы:
– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов разных частей речи и путем развития умения пользоваться различными способами словообразования;
– уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
– дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания.
Одна из причин школьной дезадаптации - трудности в письменной речи. Коррекционная работа зависит от вида нарушения письма или чтения и от того, на каком этапе овладения чтением или письмом находится ребенок. Методы коррекции дисграфий ориентированы в первую очередь на те навыки устной речи, которые необходимы для письма. Основные усилия направляются на коррекцию звукопроизношения, выработку дифференциации фонем и навыка фонематического анализа.
На каждом этапе коррекционно-воспитательной работы развивают и совершенствовают психологические предпосылки к полноценной учебной деятельности – устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, к переключению, навыки и приемы самоконтроля, познавательную активность.
«Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации школьников. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем».
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта с учителями начальных классов, психологами и родителями.
Большое значение в коррекционно-развивающей работе имеет сотрудничество с психологами. Так как большинство детей с нарушениями речи переживают не столько трудности в овладении ими чтением и письмом, сколько социальные последствия возникшей школьной дезадаптации, этим детям необходима психологическая помощь.
Не менее важным в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество с учителями, обучающими этих детей. Это необходимо как для согласования содержания логопедических занятий со школьной программой, так и для внесения некоторых важных изменений в методику индивидуальной работы с детьми в классе. Очень важным является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда.
Вилы деятельности, для успешной адаптации детей
Профилактическая деятельность
Коррекция речевых расстройств наиболее успешна при ее раннем начале. Но еще более эффективна мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств – их профилактика. Одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Работа заключается :
• обследовании детей 5-6 лет из групп развития с целью выявления имеющихся нарушений устной речи и формировании групп коррекции;
• проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на:
- исправление фонетико-фонематических нарушений;
- формирование функционального базиса чтения и письма.
Содержание коррекционно-развивающего обучения 5-6летних детей реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается, прежде всего, в необходимости предусмотреть специальный (пропедевтический) период по формированию у детей предпосылок к полноценной учебной деятельности. Учитывая психологические особенности 5-6летнего возраста, основным методом первоначального этапа обучения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.
В ходе логопедического обследования дошкольников должны выявляется группы риска, в которые входят дети с нарушениями пери- и постнатального периодов, с поздним и аномальным развитием речи, с выраженной незрелостью изобразительных способностей, с билингвизмом.
На первом году обучения в коррекционной работе основное внимание уделяется устранению нарушений звукопроизношения. Эта работа должна проводится поэтапно в индивидуальной и групповой форме.
1 этап – подготовительный.
Цель его - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному воспроизведению звуков.
2 этап - постановка звука.
Цель - добиться правильного звучания изолированного звука.
3 этап – автоматизация звука.
Цель – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Звук последовательно вводится в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звуков.
Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Параллельно с устранением нарушений звукопроизношения проводится работа по формированию функционального базиса чтения и письма. Эта работа должна проводится на протяжении двух лет совместно логопедом и учителями и включает в себя:
1. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для владения грамотой.
2. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.
3. Формирование изобразительно-графических способностей.
4. Развитие сукцессивных способностей детей.
5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Занятия в группах раннего развития позволяют существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе, успешно стартовать в школьном обучении.
Консультационная и просветительская деятельность
Успешности коррекционной деятельности, направленной на устранение речевой патологии, в немалой степени способствует консультационная и просветительская работа с родителями, учителями и администрацией школы, сотрудничество с учителями-логопедами других образовательных учреждений района, города, области.
Консультационная работа включает в себя:
– консультации для учителей и родителей по коррекционной работе с нарушениями устной и письменной речи;
– консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы;
– консультации для администрации по организации системы логопедической помощи учащимся.
Просветительская работа заключается в:
– проведении семинарских занятий, выступлений;
– организации лекториев для родителей по проблемам речевого развития детей, о роли семьи в развитии и воспитании детей.
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс (до 70%) и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Эти условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. В статье 26 Декларации ООН по правам человека записано, что родители отвечают за конечный результат семейного обучения и воспитания. Желательно, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и сотрудничать с другими людьми по вопросам воспитания, развития детей, обучению их общению. Именно с таких позиций должно рассматривается педагогическое просвещение родителей школы и привлекать к участию в работе школьного психолога, валеолога, социального педагога и медицинских работников.
Исследовательская деятельность
Параллельно с проведением диагностико-коррекционной, профилактической и констультативно-просветительской логопедической работы должно вестись отслеживание ее результатов.
Исследовательская работа проводится по следующим направлениям:
- исследование эффективности системы логопедической помощи обучающимся;
- исследование влияния логопедического воздействия на динамику адаптации младших школьников.
К настоящему моменту полученные результаты исследований логопедов позволяют говорить о практической ценности системы мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений. К концу первого учебного года должно сократится число первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексиям и дисграфиям (в среднем в 4 раза). Продолжение работы во втором, третьем и четвертом классах должны позволить добиться успешного разрешения трудностей школьного обучения, связанных с нарушениями устной и письменной речи. Благодаря возможности вести профилактическую работу с дошкольниками удастся существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволят устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.
Примерная тематика лекториев для родителей
1. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании детей. Роль семьи в речевом развитии ребенка.
3. Подготовка детей с недостатками речи к школе. Профилактика школьной дезадаптации
4. «Поможем, чем можем» - советы родителям в период становления почерка первоклассников
5. Методы педагогического воздействия в семье
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
7. Типичные проблемы семейного воспитания и пути их преодоления
8. Педагогика творчества и сотрудничества в семье
Игры и упражнения, используемые на уроках.
Выдели слово.
Предлагать детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предлагать детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т".
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Словесные речевые игры
Что ты делаешь? (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку».
В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.
Король (Народная игра)
Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
— Здравствуй, Король!
— Здравствуйте! — отвечает он.
— Нужны вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.
Коршун (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов.
Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
— Коршун, что делаешь?
— Ямочку рою.
— Зачем ямочка?
— Денежку ищу.
— Зачем тебе денежку?
— Иголку купить.
— Зачем тебе иголка?
— Мешочек сшить.
— Зачем мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем камешки?
— В твоих детей бросать.
— За что?
— Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.
Угадай, кто мой друг.
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Назови слово
Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.
Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.
Суффиксы существительных
. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .
Приставки
. Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Скажи по-другому.
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
В чем причина?
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить. Главная задача на этом этапе обучения научить детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля» и др.
Игры «Слушай команду», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», « Куда пойдешь?», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) и направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения.
Отработка этих понятий до занятий по теме «Предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении. При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.
Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение», «Чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Так в игре «Человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Работая над предлогами в предложениях, основной задачей является:
-научить детей слышать в речи окружающих предлоги,
- правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагается играть в загадки, отвечая на вопрос «У кого?» Например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «Когда это бывает?», «Найди такое дерево», «Ключи» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».
Формирование словообразования глаголов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),
-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),
-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
-про- (читать - прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в- -вы-, под – от-, при-, у-, пере-, за- - от-, на- -вы-:
Входит – выходит, подходит – отходит,
Влетает – вылетает, подлетает – отлетает,
Въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,
Прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,
Приезжает – уезжает, закрывает – открывает,
Прилетает – улетает, наливает – выливает,
Приходит – уходит, насыпает – высыпает
Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, логопед стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Главная задача на этом этапе обучения научить детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля». Так в игре «Человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Основные задачи стоящие перед логопедом в его работе с детьми при коррекции лексико-грамматических нарушений:
- научить правильному образованию множественного числа существительных;
- научить самостоятельному образованию новых форм слова;
- научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;
- научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;
- научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
- научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов
- научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
- формировать навыки связной речи.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР
- Где был?
- Помоги считать щенку.
- Чего не хватает Тане?
- Лото.
- Кому что дадим?
- Кто чем работает?
- Чья голова, чьё ухо, чей хвост?
- Домики лесных зверят.
- Чем питаются птицы?
- Кормушка.
- Что забыл нарисовать художник?
12. Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище».
13. Игра — сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель».
14. Сундучок.
15. Кто к кому.
16. Назвать животных парами.
17. Один — много.
18. Два брата -ИК и -ИЩ.
19. Чьи хвосты.
20. Подбери картинки.
21. Найди два слова — «неприятеля».
22. Наоборот.
23. Вы хотите? Мы хотим.
24. Поймай - скажи.
25. Как кто передвигается?
26. Кто как ест?
27. Кто как голос подаёт?
28. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы …
29. Холодно — жарко.
30. Домик.
31. Найди флажок.
32. Представлялки.
33. Кто больше.
34. Чудесный мешочек.
35. Волчок.
36. Волшебные часы.
37. Всё наоборот.
38. Прятки.
39. Кто что сделал.
40. Исправь ошибки Незнайки.
- Игра с Петрушкой.
- Солнечный зайчик.
43. Поможем Незнайке.
44. Игра с пингвинёнком Лоло.
45. Что ты любишь.
46. Размытое письмо.
47. Про Потому и Почему.
48. Закончи предложение (слова - антонимы).
49. Закончи предложение (сравнительные прилагательные).
50. Шустрик и Мямлик.
Использованная литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. М., 2004.
2.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учеб. Пособие. М., 1997.
3.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учебных заведениях. М., 1996.
4. Сербина Е. Развивающие игры для детей. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...
Проект "Развитие устной и письменной речи учащихся" /на тувинском языке/
Тыва дыл болгаш чогаал кичээлдеринге чаа технологияларны ажыглап тургаш, уругларның бот-идепкейин кѳдүрүп, аас болгаш бижимел чугаазын сайзырадыры...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".
Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательну...
Методы и приемы развития устной и письменной речи учащихся на уроках истории
Главная проблема, возникающая из-за неумения грамотно формулировать мысли – это непонимание между людьми...