Педсовет «Школа для всех. Обучение детей с ОВЗ».
учебно-методический материал по психологии на тему
Обучение детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет «Школа для всех. Обучение детей с ОВЗ». | 198.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Классификация категорий «детей с особыми образовательными потребностями» дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением поведения и общения; дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум ( ПМПк ). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.
Для чего нужен консилиум? Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе).
Задачи деятельности психолого-педагогического консилиума ОУ в процессе сопровождения учащегося с ОВЗ Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям
Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ: Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося
На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться» (УУД), развитие творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика аддиктивного и девиантного поведения.
2016-2017 учебном году в МБОУ СОШ № 5 35 детей с ОВЗ. Детей инвалидов -7 + ОВЗ
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, включения в работу большинства анализаторов;
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности) максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт; рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
Методы и формы работы На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание; создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем; оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности); в начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом; дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом; обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах; к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к обучению с детьми ОВЗ: 1 . воздействие на все органы чувств; 2. разнообразные виды деятельности; 3. обращение к опыту ребенка; 4. комфортные условия на уроке; 5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; 6. содружество учителя; 7. задания малыми дозами; 8. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педсовете школы "Роль домашнего задания в обучении английскому языку"
Доклад был подготовлен Казаченко В.В. для педсовета средней школы...
Тревожные дети. Выступление на педсовете школы.
СЛОВО «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сиг...
Педсовет. Школа глазами ученика.
Доклад на школьном педсовете подготовлен Коваленко Еленой Николаевной. материалы доклада и презентация использованы в оформлении школьного сайта....
Выступление на педсовете школы № 66 по теме "Компетентностный подход в преподавании"
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не толь...
Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"
Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"...
Методическая разработка на тему: Конспект открытого занятия. Направленность: социально-коммуникативная. Тема: «Лучше всех» для детей 5-12 лет
Конспект открытого занятия для укрепление и развитие братских отношений....
ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению детей ходьбе на лыжах. «Лыжня для всех».
ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению детей ходьбе на лыжах. «Лыжня для всех»....