Выступление на педсовете школы № 66 по теме "Компетентностный подход в преподавании"
учебно-методический материал по теме

Долуда Ольга Геннадьевна

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» В ответ на какие вызовы возник компетентностный подход?

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике.

Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kom_pod.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 

 (слайд №1, 2, 3)

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход (слайд №4)

 

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» В ответ на какие вызовы возник компетентностный подход?

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике.

Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать.

 

Кто заказчики компетентностного подхода?

  • работодатели
  • обучающиеся
  • преподаватели

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники образовательных учреждений, принимаемые ими на работу, были к ней готовы. Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

 

Наиболее востребованные качества и умения (слайд №5)

  • саморазвитие (способность к самообразованию)
  • решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация)
  • работа с другими (сотрудничество)
  • владение информационными технологиями
  • адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

 

Наиболее сложный заказчик – сам обучающийся. Не каждый сможет сходу ответить на вопрос, зачем он учится. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  • золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
  • молодой специалист – выпускник института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объём профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;
  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
  • подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни. Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции

Поэтому было принято решение:

  • выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;
  • довести важность формирования ключевых компетенций до сотрудников ОУ, учащихся и родителей;
  • оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся;

Ключевые компетенции - (слайд №6)

  • универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях;
  • ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе;
  • универсальные способы социальной деятельности 4 элементарные ключевые компетенции: (слайд №7)
  • информационная - готовность работать с информацией;
  • коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
  • кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? (слайд №8)

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  • подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет (слайд №9)

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; · облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)
  • разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Педагог должен уметь: (слайд №10)
  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться в ситуации на рынке труда, ходя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерами для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; (слайд №11)
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;
  • любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;
  • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
  • достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
  • передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
  • мелочных правил и инструкций;

Слайд №12, 13,14

Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической. Сразу же надо внести ясность относительно используемых определений. Различают понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетенция – способность человека следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Учителя в формулу «знания – умения-навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Задача же нашего педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

 

Результатами работы любого учителя являются:

  • ключевые компетенции;
  • воспитанность;
  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя , как врачи не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим необходимо понять, какие компетенции определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(слайд №15)

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечиваю- щих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

 

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечиваю- щих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

 

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

 

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

слайд №16

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания»

Слайд №17

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:

  • Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
  • Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
  • Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Рассмотрим педагогические критерии компетентности учителя.

Педагогические критерии компетентности учителя

(Слайд №18 )

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)

Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это:

  • Учебно-информационные умения
  • Учебно-логические умения
  • Учебно-управленческие умения

Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это т от человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.

 

 Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

  • Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
  • Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Психологические критерии компетентности учителя

(Слайд №19 )

«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.

1. Интерес, мотивация.

Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

2. Сознательное обучение.

Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».

Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:

  • Как на уроке создана установка быть внимательным;
  • Как использованы внешние особенности наглядного материала
  • Как организована смена видов деятельности
  • Как учитываются возрастные особенности
  • Как организована активность учащихся

Личностные критерии компетентности учителя

(Слайд № 20 )

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность

  • интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
  • адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
  • доброжелательность реакции учителя на возбуждение · уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

  • общение с хорошей литературой, искусством, природой
  • общение с интересными людьми, любовь, дружба
  • общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений. К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь и говорить нечего. Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Как часто, посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Мы провели опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы, чтобы определить первостепенность требований к современному учителю. Я думаю, что требования были и будут всегда практически одинаковыми во все времена.

Что же ценят ученики в первую очередь, на развитие каких приоритетов должен обратить внимание учитель? Давайте посмотрим вместе с вами Критерии оценки учителя учениками нашей школы (анкеты с вопросами я раздавала ребятам предварительно, предложив им ряд критериев качеств учителя для того, чтобы они расставили их по степени важности с точки зрения ученика)

Эти критерии:

(Слайд №21)

Стать компетентным в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают

Различные образовательные технологии

(Слайд № 22)

Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Если методика направлена на решение задача: чему учить, зачем учить, как учить, то технология отвечает на третий вопрос с дополнением - как учить результативно! Существует много различных технологий: Каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя.

  • Традиционные технологии
  • Игровые технологии
  • Тестовые технологии
  • Модульно-блочные технологии
  • Интегральные технологии
  • Технологии опорных сигналов
  • Технология адаптивной системы обучения

Говоря о корпоративной этике учителя, надо заметить, что

Функции общения со своими коллегами им выбираются разные.

(Слайд №23)

Например:

1. Информационная – взаимодействие учителя со своими коллегами состоит в обмене между ними информацией.

2. Социально-перцептивная – в этом случае идет восприятие учителем другого участника и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание его проблем. Нам так часто не хватает именно этого общения. Мы черствеем душой, наоборот становимся более жестокими друг к другу.

3. Самопрезентативная - в актах общения осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения. «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».

4. Интерактивная – при общении происходит обмен идеями, образами и действиями.

5. Аффективная - общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция. Предлагаю почаще отдыхать вместе, ходить в бар, на природу.

«Способы регулирования конфликтов и поведенческих стратегий»

(Слайд №24)

Постоянно находясь среди людей, учитель, как никакой другой человек, должен уметь выходить из разных ситуаций, порой самых негативных.

  • Соревнование (конкуренция) – «Акула». Суть этого способа состоит в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношений нет
  • Приспособление – «Медвежонок». Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели нет. Хотят, чтобы их любили и принимали, ради чего жертвуют целями.
  • Компромисс – «Лиса». Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
  • Избегание – «Черепаха». Это стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
  • Сотрудничество – «Сова». Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Практика показывает, что именно ситуация и стратегия «Совы» конфликт разрешает максимально выигрышно для всех его участников.

И, расставаясь с вами, я хотела бы предложить вам несколько Необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились. Думаю, они понравятся и вам.

(Слайд №25)

- Люблю предмет, который я люблю

- Мне такт и интуиция опора

- Я горы вмиг с ребятами сверну

- Я слушаю других – какое чудо!

- Я и творить, и натворить умею

- Свои ошибки детям я прощаю

- Мне юмор в детстве подмешали в молоко

- Я знаю мало, и я это знаю

- Я от души со всеми терпелива!

- Профессия досталась мне от Бога!

Согласитесь, в них что-то есть!

Вдохновенье и талант пусть помогают

Побеждать и покорять вершины вновь,

Ведь учительское счастье составляют

Достиженья и успех учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

Тревожные дети. Выступление на педсовете школы.

СЛОВО «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор од­ной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сиг...

Выступление на педсовете на тему "Компетентностный подход на уроках математики"

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только влад...

Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....