Адаптация первоклассников
консультация по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Основные причины школьной дезадаптации
- Несформированность «внутренней позиции школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении
с взрослыми на новом уровне.
- Слабое развитие произвольности - умение подчинять свои действия правилу, умение внимательно слушать и точно выполнять задания, выполнение заданий по зрительному образцу.
- Недостаточное развитие у ребёнка учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
- Трудности в общении с учителем и другими взрослыми.
- Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми.
- Специфическое отношение к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и результатам (заниженная или завышенная самооценка).
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состояние здоровья и уровень физиологического развития (гиперактивные, леворукие дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
- Конфликты в семье между супругами – ребёнок растёт неуверенным, нервным, тревожным, что отрицательно влияет на учебную деятельность, провоцирует школьную тревожность.
Способы преодоления психологических трудностей адаптации первоклассника:
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому школьному дню.
- Обязательное знакомство с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению.
- Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самодостаточности.
Уважаемые родители!
Поступление в школу – одни из важнейших периодов в жизни детей. Для первоклассника первый год обучения приводит к эмоциональной стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка.
Успешность периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития.
Первый год в школе – сложный период.
Родительское влияние самое сильное и самое действенное. Иногда родители могут спровоцировать школьный стресс, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологических особенностей ребёнка. Главное! Ребёнок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Успехов и терпения вам, уважаемые родители!
Правила для родителей
Правило 1
Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и в какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности погулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом или музыкой кажутся вам необходимой частью воспитание вашего ребёнка, начните водить его туда со второго класса.
Правило 2
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут прервитесь и обязательно дайте ребёнку физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более 1 часа в день – так считают врачи-офтальмологи и неврологи во всех странах мира.
Правило 4
В течение первого года учёбы ваш ребёнок больше всего нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то нет. Именно в это время у ребёнка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.
Советы психолога
- Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
- Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми людьми.
- Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
- Всегда говорите ребёнку правду, даже если это вам невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
- Не добивайтесь успеха силой.
- Всегда выполняйте обещания, данные ребёнку.
- Признавайте право ребёнка на ошибки.
- Помните: ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- Иногда пробуйте поставить себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников
Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....

Адаптация первоклассников к школе
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...