Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода на уроке
статья по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ», г. НАДЫМ

Психолого-педагогическая мультисессия «Здоровьесберегающий урок»

Семинар-практикум

«Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроке».

Подготовили и провели

педагоги-психологи высшей кв.категории:

Градобоева Т.И., Лисицина Т.В.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя через практику дифференцированного подхода в обучении.

Задачи:

  • определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в постоянной педагогической практике;
  • обозначить особенности дифференцированного обучения;
  • совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации дифференцированной работы на уроке с учащимися, имеющими разный предел работоспособности нервных клеток и детей с разной функциональной асимметрией головного мозга.

Ход проведения

Введение 

Уважаемые коллеги, тема нашего семинара «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроке». Наше мероприятие начнется с небольшой сказки.

Сказка о том, как звери в школу ходили

В давние-предавние времена была у животных своя школа. В ней давали ребятам-зверятам самое лучшее образование – по бегу, лазанию, плаванию и летанию. Каждый ученик должен был освоить программу по всем предметам. Ученица Утка плавала отлично. Она умудрилась получить зачет по бегу и летанию. Но в лазании была абсолютно безнадежна. И тогда Утку освободили от плавания, чтобы она могла как следует позаниматься лазанием…Орла считали трудным подростком и ждали от него неприятностей. На уроках лазания он забирался на вершину дерева быстрее всех – пару раз взмахнул крыльями, и уже там. Это было не по правилам. После уроков его заставляли по 500 раз писать: «Жульничать стыдно». И Орлу было стыдно. У него совсем не оставалось времени парить в небесах. Зебра часто прогуливала, потому что пони дразнили ее, издевались над ее полосками. И Зебра не могла вытерпеть насмешек. Кенгуру сначала очень любил уроки бега. Но учитель постоянно делал ему замечания. «Нужно работать всеми четырьмя лапами, – говорил он, – это у вас спросят на экзамене». Кенгуру впал в уныние. Медведя называли лентяем, особенно зимой, потому что ему все время хотелось спать. Летом Медведь много чего делал, но летом были каникулы, и этого  мало кто замечал. Рыбка совсем уплыла из школы. Ей было скучно на всех уроках – ее никто не слышал и не принимал во внимание, никто не понимал. Белка на лазании получала одни пятерки. А вот на летании не могла подняться с земли. Если бы ей разрешили стартовать с верхушки дерева… После бесконечных попыток и падений у нее не было сил бегать и лазать. По всем предметам в ее дневнике красовались позорные двойки. Однако самые серьезные проблемы были у Пчелы. Как бы не пыталась Пчела общаться, она только всех жалила. Каждый из нас встречал в своей школе подобных Пчел, Уток и Орлов. Кто такая наша Утка, отлученная от воды? Это ребенок, который отлично решает математические задачи, но в диктанте делает кучу ошибок. Его заставляют вместо математики заниматься русским языком, и ребенок уже не так здорово решает задачки. А диктант все равно пишет так себе, еле-еле на троечку. Орлы – настоящие оппозиционеры. Они попадают в неприятности, потому что обладают оригинальным взглядом на общепринятые вещи, они думают, действуют своим особенным методом, непонятным окружающим. Орлы так раздражают всех своей необычностью, что просто сами напрашиваются на выговоры и наказания. Медведи есть в любом классе. Они самые надежные и верные наши помощники в любом походе, у них кипучая личная жизнь, масса важных дел по вечерам. Но на уроках они спят. И получают заслуженные двойки. Кенгуру – старательный и послушный ребенок. Он искренне хочет нам угодить и страшно переживает, оттого что не в силах исполнить все требования. Рыбка, очевидно, нуждается в особых условиях обучения. Она не должна мучиться со всеми в общем классе. Но учителя не замечают этого, ведь рыбка всегда молчит и никого не беспокоит своими проблемами.
Пчела. Ох уж эта Пчела. Она столько работает, несмотря на трудности и препятствия. Несмотря на то, что никто в нее не верит.

Каждый ребенок – это уникальный набор талантов, личностных качеств, которые нам предстоит открыть. Каждый неповторим, как отпечатки пальцев, как драгоценный алмаз. Как сделать образовательный процесс комфортным для всех? Как помочь раскрыть себя каждому ребенку? Как сохранить его индивидуальность?

Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности ребенка. Чем полнее учитываются особенности каждого учащегося, тем больше эффективность образовательного процесса. Требования жизни возрастают, поэтому увеличивается объем и усложняется содержание заданий на уроке. При ориентации учителя на «среднего учащегося», дети, как правило, перегружены учебной работой, но и в то же время интеллектуально недогружены. Как наиболее приспособить процесс обучения к каждому учащемуся и сделать его более гибким? Применение дифференцированного подхода в образовательном процессе позволит активно и эффективно использовать потенциальные возможности учащихся.

Теоретический блок

Термин «дифференциация» означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя дифференциация.

Внешняя дифференциация – разделение учащихся по способностям, интересам на группы, в которых различаются содержание, методы и организационные формы обучения. Пример тому классы профильного обучения на уровне общего среднего образования. Такое обучение основывается на принципах дифференциации и индивидуализации, которые обеспечивают условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учеников с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы учащихся внутри класса, по группам, в соответствии с индивидуальными особенностями. Дифференциация обучения также комплекс соответствующих методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий. Дифференцированный подход способствует у учащихся развитию познавательного интереса, учебной мотивации, способностей и осознанному выбору направления профильного обучения.

Принципы дифференцированного подхода:

- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;

- выявление у учащихся склонностей и способностей к определенному виду деятельности;

- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;

- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;

- формирование положительной мотивации школьников;

- вовлечение во все виды деятельности;

- постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе выполнения задания, усвоения им материала.

Дифференцированный подход на учебном занятии способствуют созданию условий здоровьесбережения, профилактике утомления, снижению психо-эмоциональных нагрузок и  нервных срывов учеников.

Тема нашего семинара «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроке».

Сегодня мы рассмотрим 2 категории учащихся, нуждающихся в дифференцированном подходе. Это дети, имеющие разный предел работоспособности нервных клеток (с сильной и слабой нервной системой) и дети с разной функциональной асимметрией головного мозга (лево- и правополушарные школьники).

Сила нервной системы характеризуется пределом работоспособности нервных клеток, то есть способностью выдерживать, не переходя в состояние запредельного торможения, либо очень сильное, либо длительное возбуждение.

В зависимости от свойств силы-слабости нервной системы учащиеся по-разному ведут себя в различных моментах учебной деятельности, особенно в сложных, напряженных ситуациях (контрольная работа, ответ у доски). Если учитель постоянно замечает, что при напряженной работе на уроке или на занятиях ученик быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал, то его можно охарактеризовать как представителя слабой нервной системы.

Характеристика учащихся с разным типом нервной системы

Слабый тип нервной системы

Сильный тип нервной системы

Деятельность по алгоритму

Без напряжения работают в течение длительного времени

Трудности работы в дефиците времени

Легко справляются с напряженной работой за ограниченный промежуток времени

Заранее планируют свою работу

Не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка.

Много раз перепроверяют работу

Менее чувствительны к замечаниям учителя, его оценкам.

Способны к более глубокому и усвоению содержания учебного материала

В сложных напряженных ситуациях меньше волнуются, проявляют большую уверенность в себе, в своих знаниях, возможностях.

Предпочитают внешние опоры (графики, рисунки, таблицы)

При однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия, отвлекаются, мешают остальным ученикам.

Допускают меньше ошибок в работе при правильном подходе учителя

С трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону

Необходимость в небольших перерывах в процессе выполнения задания из-за утомляемости

Не склонны к работе, требующей систематизации, не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание, из-за этого допускают ошибки.

Практический блок

Опираясь на характеристику учащихся с разным типом нервной системы, предлагаем вам заполнить таблицу: «Учебные ситуации при которых возникают трудности у учащихся с разным типом нервной системы и пути их преодоления»

Слабый тип нервной системы

Сильный тип нервной системы

Учебные ситуации

Пути решения

Учебные ситуации

Пути решения

На уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал

Использование схем, алгоритма, наглядности. Материал преподносить по частям. Опираться на аудиальную, визуальную, кинестетическую модальности учеников. Перерывы в работе

Нарушения дисциплины на уроке при однообразной монотонной работе

Давать дополнительные задания творческого или логического характера, повышать познавательный интерес.

Ответственная, требующая нервно-психического напряжения работа при ограничении времени

Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, дать время на обдумывание и подготовку

Ошибки в заданиях из-за отсутствия проверки

Тренировочные задания «Нахождение ошибок в тексте», взаимопроверка.

Учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа

Снизить темп деятельности, давать время на обдумывание

Не всегда учитывает замечания педагога, выполняет задания по-своему

Акцентировать внимание на важность соблюдения инструкции при выполнении задания

Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой

Поэтапная работа, работа по алгоритму. Сначала использовать один дидактический материал, потом – следующий.

Трудности планирования, в работе по алгоритму

Предложить роль организатора в группе при планировании и распределении работы, с оказанием помощи в при подготовке

Работа после неудачного ответа, ссоры с одноклассником

Эмоциональная поддержка, подбадривание, недопустимость критики личности ребенка

Трудности углубления в тему, проблему урока, потребность найти быстрый ответ на вопрос

Наводящие вопросы, акцентирование внимания на проблеме, опора на жизненный опыт ребенка

Работа в шумной неспокойной обстановке

Создание спокойной рабочей обстановки, индивидуальные задания, работа не в группе, а в паре

Самоуверенность, отстаивание своей точки зрения

Воспитание терпимости к мнению оппонента, развитие умения слушать, обучать технологии диалога, дебатов.

Дифференцированное обучение предполагает разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу, регуляцию деятельности и адаптацию человека к среде. Так правое полушарие головного мозга управляет левой половиной тела и доминирует у “левшей”. Левое полушарие управляет правой половиной мозга и доминирует у “правшей”.

Правое полушарие отвечает за зрительно-пространственное восприятие, интуицию, музыки, интонационных особенностей речи. Оно обрабатывает информацию одномоментно, почти не понимает глаголов, абстрактных терминов (таких как здоровье, злоба, радость, религия), не способно на ложные высказывания, хорошо понимает юмор.

Левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, самосознания, арифметического счета, аналитического мышления, музыкальной композиции. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные “высказывания”, плохо понимает юмор.

Предлагаю вам определить свое ведущее полушарие

Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

/ вариант

1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

// вариант

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

/// вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Характерные особенности лево-и правополушарного ребенка.

Характерные особенности

Правополушарне

учащиеся

Левополушарные учащиеся

Интеллект

Невербальный Интуитивный

Вербальный Логический

Память

Непроизвольная

Наглядно-образная

Произвольная

Знаковая

Эмоциональный фон

Экстравертированнось Отрицательные (страх, печаль, гаев, ярость)

Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Характерные ошибки

Зеркальное отражение букв при письме. Нарушение чтения. Ударные гласные Ошибки в словарных  словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы

Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания

Движения глаз при поиске ответа

влево

вправо

Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на уроке должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Поэтапное создание ситуации успеха на уроке

Этапы

Правополушарные

учащиеся («левши»)

Левополушарные

учащиеся («правши»)

Пространственная и цветовая организация

Рабочая полусфера — левая. Светлая доска — темный

мел

Рабочая полусфера — правая. Темная доска — светлый мел

Создание мотивационного настроя к учебной деятельности

Упор на престижность положения в коллективе. Мотив самопознания и познания окружающих. Привлекает эстетическая сторона предмета. Характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой».

Упор на познавательные мотивы. Привлекает сам процесс усвоения знаний. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Проверка изученного материала

Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

Восприятие материала

Целостное. Интонационная сторона речи

Дискретное (по частям). Смысловая сторона речи

Переработка информации

Быстрая Мгновенная

Медленная. Последовательная

Самостоятельная деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории  

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски

Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала

Применение дифференцированного подхода на уроках математики и русского языка.

Предлагаем вам решить логическую задачу. После ее решения объясните, каким способом вы ее решали.

  • Лягушка встречала гостей. Осёл пришёл раньше Барана, Волк позже Зайца, Баран раньше Зайца, Ёжик позже Волка. В каком порядке пришли гости?

Способ выполнения задания у людей с разной функциональной асимметрией головного мозга – разный.

Левополушарные

Правополушарные

Задачу делим на части: условие, вопрос.

Прочитайте задачу. Рисунок к задаче.

Разбиваем на составляющие и решаем

О чем говорится в задаче, что общего?

В качестве примера заданий по русскому языку предлагаем просмотреть иллюстрации из книги Е.Н. Дзятковской «Русский язык для правополушарных»

hello_html_67328624.png

Мыслеобраз.

Между предложениями (отдельными мыслями) в письменной речи есть пауза, остановка. Как будто рука делает вдох и начинает следующее предложение.

Точка в письменной речи – как камень на пути мотоциклиста, который нельзя объехать.

Он прерывает плавность движения.

Следует глубокий вдох, мотоциклист устремляется ввысь (большая буква), затем опускается на землю и снова движется до следующего препятствия.

Схема: точка – препятствие, препятствие – взлет,

взлет – большая буква.

Частица не с глаголами

hello_html_m1383c171.png

Правило: ЧАСТИЦА НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

Мыслеобраз.

С какой формой ассоциируется у вас глагол ? С кубом, а может быть с конусом или параллелепипедом? Глаголы означают движение, изменение,

потому и форма у них должна быть динамичной. Лучше всего это качество выражено у шара. Но вот дружить шар с частицей НЕ, скорее всего, не будет.

Рефлексия

Наш сегодняшний семинар подошел к завершению. Сейчас для подведения итогов прошу каждую команду педагогов охарактеризовать семинар одним словом, записав его на бумаге:

1 группа называет существительное-синоним,

вторая – прилагательное (образ, сравнение),

третья – глагол (наши действия),

четвертая – наречие (как поработали). Проговорить то, что получилось.

Мы желаем вам успеха в применении полученных знаний. Сегодня мы только затронули верхушку айсберга по проблеме дифференциации. В ваших школах есть специалисты, к которым вы можете обратиться за помощью и совместно попытаться создать для каждого ребенка комфортные условия. А сейчас предлагаем Вам посмотреть видеоролик о том, что все дети разные и к каждому необходимо найти индивидуальный подход. 

Видеоролик «Облака и аисты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Организация индивидуального подхода к учащимся на уроках французского языка. Представлен материал из опыта работы, обобщенный для научно-практической конференции май 2011 года МГОСГИ "Работа с учащими...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Главные задачи современной школы  –  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурент...

Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"

Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры

Индивидуально-дифференцированный подход  на уроках физической культурыс учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Доклад на методическом объединении "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения"

Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальнойкоррекционной школе VIII   вида предполагает учёт индивидуальных особенностейучеников. Это соответствует совреме...