ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по французскому языку по теме
Организация индивидуального подхода к учащимся на уроках французского языка. Представлен материал из опыта работы, обобщенный для научно-практической конференции май 2011 года МГОСГИ "Работа с учащимися с особыми потребностями"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Боровикова И.В.
Зам. директора по НМР,
МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенск, Московская область
Школа является одним из важнейших факторов в развитии способностей любого ребенка независимо от степени его одаренности. Мы считаем, что если ребенок умственно здоров, то он уже одарен от природы определенным набором способностей, проявляющихся по-особенному. Вообще, довольно часто забывается, казалось бы, очевидная вещь, что в школе учатся конкретные учащиеся, дети, а не классы, группы, единицы отчёта школы. И у этих конкретных детей есть особенности, продиктованные задатками, возрастом и индивидуальным опытом жизни в обществе. Всегда педагогический процесс определялся как общение учителя и ученика, в ходе которого происходит обучение и воспитание, а о каком общении можно говорить, когда учитель обращается не к человеку по сути, а к некой общности: классу? Есть поговорка: за деревьями не видит леса, а современная педагогическая система, наоборот, лес хорошо увидела, а вот деревья, кустарники по родам и видам до сих пор различать не умеет. И поливает она, наша школа, всех одинаково, одинаково подкармливает и обрезает, ну может, наобум, наглазок, иногда подбрасывает особенные добавки: те, кто хотят и могут – возьмут. Вот и «вымирают» у нас отдельные виды живого, разумного и прекрасного. А ведь каждый человек, сам по себе есть ценность, причём для всего мира, по закону экологии.
В гимназии №1 г. Воскресенска Московской области, под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии МГОСГИ А.А. Аксёнова, проводится экспериментальная работа, направленная на определение психологических и педагогических механизмов организации индивидуальность-центрированного обучения и воспитания. [1]
Индивидуальность нами понимается как уникальная система индивидных, личностных и субъектных качеств человека, отличающая его от всех остальных. [2]
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому мы считаем, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
На наш взгляд, любая школа – это школа для всех. И здесь должна обеспечиваться успешная социализация детей как с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, которые имеют самые комфортные жизненные или семейные условия. Главное, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, по-разному организовать обучение на начальной, основной и старшей ступени. И обязательно учитывать личные ценности и потребности ребенка.
Это не так просто осуществить при изучении иностранного языка, особенно если в школе имеются первый и второй иностранные языки.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык становится не просто востребованным, а фактором успешности личности. Социализация и субъектная состоятельность человека существенно ограничивается без знания иностранного языка. А если выпускник знает несколько иностранных языков – это повышает его конкурентоспособность в обществе, позволяет работать с культурными знаковыми системами разных народов, общаться с ними, а может и привносить в них что-то новое. Кроме того, изучение иностранных языков – это способ развития толерантности, через освоение и осознание языковой культуры разных народов. Понимая это, многие родители стараются отдать своего ребенка в филологический класс, считая его особо одаренным, забыв подчас о реальных возможностях ребенка и не обращая внимания на его желания. Не всякий ученик хотел бы изучать углубленно иностранный язык, а тем более два.
Получив социальный заказ, школа теперь – сфера образовательных услуг, учитель обязан в рамках одного класса научить всех, сидящих в нем за партами, то есть практически выстроить индивидуальную траекторию развития детей с учетом их способностей и возможностей: научить одних, показать, как творить другим, отправить в полет третьих, дать соответствующий базовый уровень знаний предмета тем, кто оказался в классе случайно.
Главное в иностранном языке – это общение: устное, письменное через различные виды речи – диалогическая, монологическая. Важно научить детей общаться на чужом для них языке, научить коммуникации. Особенно, если ребенок страдает речевыми нарушениями, логоневрозом (заикается). В наши дни не редкость, что такие дети часто хотят научиться иностранному языку. Такие люди по-особенному чувствуют потребность научиться общаться со своими сверстниками полноценно. Мы специально для таких детей подбираем задания, чтобы помочь им осознать себя полноценными «говорящими» субъектами и объектами общества: поём песни на иностранном языке, готовим компьютерные презентации, создаём психологически комфортные условия при ответе. Ребенку с проблемой заикания – письменный пересказ, песенное задание – караоке, задание – презентацию с наложением звука в послеурочное время (снимается состояние напряжения, не давят временные рамки урока, появляется возможность выбора нужного рабочего ритма). Такая форма работы у нас называется – выполнение лабораторной работы и степень сложности подобной работы – высшая.
Хотя урок по-прежнему остается основной формой учебной работы, важно найти новые подходы к обучению, обеспечить самостоятельную активность в освоении нового материала на уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не усвоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти.
Первое и самое главное на наш взгляд – выяснить степень заинтересованности ребенка в уровне получаемых им знаний путем диагностики личности школьника (направленность личности: потребности, интересы, ценности: иностранный язык нужен для будущей профессии, для общения в интернете, прочитать литературу и т.д.); второе: определить уровень его возможностей (познавательные и учебные навыки, здоровье и физическое развитие); третье – просчитать возможную перспективу его развития (характерологические особенности: темперамент, воля, память, способности, привычки, работоспособность, целеустремленность). Далее, планируя урок, исходя из темы, целей и задач урока подбирается соответствующий дидактический инструментарий: мы подбираем задания, дифференцируя их по сложности, индивидуальной потребности, по способностям. Например, ученикам со средними способностями предлагаем задания базового уровня, одаренным и мотивированным – повышенной сложности; одаренным – задания проблемного характера с применением самоконтроля с намёткой на выход этих детей на творческий уровень овладения знаниями и умениями.
Не забываем и особенности восприятия ученика: кинестетикам предложим выполнить упражнение в письменной форме на интерактивной доске с использованием графических форм. Визуалам можно предложить постановку драматических сцен на иностранном языке, а аудиалам – задания, выполнение которых требует получения информации через прослушивание аудиозаписей, чтение диалогов в парах или аудирование. Учитывая современный уровень оснащения кабинетов иностранного языка это возможно. А, кроме того, это существенно обогащает уроки и делает их разнообразными и более интересными. Работа по УМК или по рабочей тетради одним, лингафонный диск – другим, тест – третьим, развивающее задание повышенной сложности четверым.
Лабораторную работу ребята особенно любят, т.к. выполняется на ноутбуке или нэтбуке, интерактивной доске, допускается выход в интернет, позволяет экспериментировать с дизайном. Данный вид работы доступен так же ученикам с высокой мотивацией или одаренным детям. Презентация позволяет им закрепить навыки речи (письменной), сформировать умения информативно – речевого воздействия, совершенствовать язык и стиль (многократная переделка текста слайдов, подбор шрифта, доведение до образцовой формы), расширить словарный запас, выйти за рамки темы. С обязательным коллективным (групповое, парное) общением, обменом мнений, порой драматизацией смоделированной ситуации в конце работы.
И очень важное на наш взгляд – создание ситуации успеха по возможности на каждом уроке: предлагая задание, учитель должен быть уверен, что ученик его выполнит и выполнит хорошо. Иначе нет смысла предлагать задание ребенку. Суть задания, пути его выполнения должны быть хорошо понятны ученику. Но нельзя при этом занижать планку трудности задания. Наоборот, ее нужно приподнимать с каждым уроком, чтобы ребенок чувствовал свой прогресс, даже, если он не такой большой. Если ученик с низким уровнем мотивации, низкой работоспособностью то нужно быть готовым к оказанию скрытой помощи ученику – для него важно преодолеть чувство неуверенности в собственных силах, робость, боязнь самого задания, самое главное оценки окружающих более сильных учеников. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности конференции, семинары научно – практические конференции и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Интересно то, что реализуя принципы индивидуальность-центрированного подхода в обучении и воспитании, приобретаешь радость от общения с детьми больше, чем работая традиционно или по другой системе, потому что постоянно и действительно общаешься с конкретными людьми. Это общение многогранное, многоаспектное и соответствующее интересами и индивидуальным особенностям учащихся. Дети чувствуют себя понятыми и в атмосфере поддержки и потому не могут не раскрыться навстречу такому общению. Возникает обратная связь в виде написания стихов, рассказов, изобразительных художественных работ и многого другого. Это показатели эффективности такого образовательного развивающего подхода, универсального и индивидуального для всех детей.
Литература:
- Аксёнов А.А. Эмоциональные факторы формирования нравственного сознания человека: Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России: сб. науч. статей/ под ред. И.М. Ильичёвой, Р.В. Ершовой – Коломна, МГОСГИ, 2011. – С.94 – 98.
- Аксёнов А.А. Технология индивидуализации развивающей среды гимназии как основы современного эффективного образования…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогическ...
Деятельностный подход на уроках иностранного языка как средство активизации овладения учащимися иноязычной речью
из опыта работы...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурент...
Реализация ФГОС и использование системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка
Выступление на семинаре учителей иностранооного языка...
Статья на тему "Деятельностный подход на уроках иностранного языка"
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в услов...
Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка
Тема по самообразованию "Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка"...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»
В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...
Комментарии
В данной статье