Конфликтная ситуация на уроке.
учебно-методический материал по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

Практикум с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnaya_situatsiya_na_uroke_praktikum.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

(в рамках муниципальных мероприятий месячника молодого специалиста

в системе образования муниципального образования Надымский район)

Конфликтная ситуация на уроке

педагог-психолог высшей кв.категории Градобоева Т.И.

  1. Самопрезентация. Участники оформляют бейджик: пишут свое имя и профессиональное качество: какой я педагог. По очереди представляют себя (в какой школе работают, стаж работы, преподаваемый предмет, увлечения и т.д.).
  2. Разминка «Я – учитель». Участники передают по кругу мяч. Тот, кто берет мяч красной стороной, продолжает фразу «Учителем быть хорошо, потому что…», «Учителем быть сложно, потому что…». Ведущий подводит итог, что профессия «Учитель» несет в себе радость открытий, любовь детей, постоянный поиск и стремление к саморазвитию, но она и сложна тем, что требует ответственности, профессионализма в работе с детьми и родителями, высокой самоотдачи. К сложностям педагогической профессии относится выстраивание конструктивного взаимодействия с учениками, в том числе и так называемыми «трудными» учениками и воспитанниками. У каждого педагога в профессиональной деятельности встречаются «трудные» дети. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала, создавать конфликтную ситуацию. В основе конфликтов учеников с учителем,  как правило, лежит человеческий фактор. Дети не всегда бывают послушными, а их наставники — терпеливыми.

Конфликт в педагогической деятельности проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. (Пример линейка и мячик)

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «…Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива»

Фрагмент «Улица со встречным движением»

Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Итак, мы сегодня поработаем с проблемой: конфликтная ситуация на уроке (фиш-технология): проблема, этапы ее решения и результат выстраиваются по ходу работы.

  1. Работа с таблицей «Проблемы дисциплины на уроке»

Скажите, встречались ли вы в своей работе с конфликтными ситуациями на занятиях? Кто может рассказать одну из них? Существует несколько видов «плохого» поведения ребенка на занятии, которые создают конфликтную ситуацию. Мы сегодня подробно рассмотрим 4 часто встречающихся: «Привлечение внимания», «Властолюбивое поведение», «Мстительное поведение»,  «Избегание неудачи.

 «Привлечение внимания» Активное поведение: Ученик делает то, что отвлекает внимание учителя и класса (стучит, выкрикивает, топает).

Пассивное поведение: ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

Какой будет реакция учителя на подобное поведение?

Какой будет реакция ученика в ответ?

Чтобы понять, как не допустить конфликт на уроке, обратимся к причинам привлечения внимания: эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению, дефицит внимания к ребенку. А существует ли сильная сторона подобных проявлений? Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем, но не умеют выразить свое желание в приемлемой форме. Какие мы сможем применить меры, чтобы не допустить конфликта на уроке?

«Властолюбивое поведение»

Активное поведение: Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивное поведение: Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. 

Какой будет реакция учителя на подобное поведение?

Какой будет реакция ученика в ответ?

Причинами могут стать мода в окружении ребенка на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного взаимодействия. Гиперопека или Авторитарный стиль воспитания в семье.

Что является сильной стороной подобных проявлений? Ученик демонстрирует лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.

Меры, которые можно применить?

«Мстительное поведение»

Активное поведение: ученик вредит всеми силами учителю, проявляет агрессивные действия. Пассивное поведение: Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта со стороны учителя.

Какой будет реакция учителя на подобное поведение?

Какой будет реакция ученика в ответ?

Причины: Ребёнок пытается защитить себя от боли и обид нарушением поведения. Отражение роста насилия в социальной среде ребенка, стиль «силового» решения конфликтов.

Сильная сторона подобных проявлений? Ученик демонстрирует высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.

Меры, которые можно применить?

«Избегание неудачи»

 Активное поведение: ученик теряет контроль над собой, может порвать тетрадь, выкрикнуть, заплакать, закатить истерику. Пассивное поведение: Откладывание на потом. Не доводит работу до конца.

Какой будет реакция учителя на подобное поведение?

Какой будет реакция ученика в ответ?

Причины: завышенные требования учителей и родителей, трудности в усвоении образовательной программы. Заниженная самооценка, тревожность ребенка. Ребёнок не желает пробовать что-то новое, потому что всё равно не получится.

Сильная сторона подобных проявлений: Ученики хотят успеха, но разочарованы, потому что ничего не получается.

Таким образом, важно, чтобы нарушение не оставалось незамеченным, но и не вызывало конфликта между учеником и учителем. Излишняя суровость ранит чувствительную душу ребёнка, вызывает озлобление, отрицательное отношение к учению и отсюда, возможно и более серьёзные проступки. Правильная оценка поступка ученика, справедливое наказание и соответствующие разъяснения, доброжелательное при этом отношение учителя приводят к тому, что ученик стремится исправить своё поведение. Следует иметь в виду, что оценивать следует поступок, а не личность ребёнка.

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко. В ОУ существуют социально-психологические службы и службы примирения, специалисты которых помогут вам грамотно разрешить конфликт. Чаще всего конфликт с учеником бывает, если педагог не смог взять под контроль свои эмоции, повел себя непрофессионально, встал на один уровень с ребенком в ссоре и не сумел проявить коммуникативную компетентность. Особое внимание хотелось бы обратить на такую характеристику личности как конфликтоустойчивость – т.е. способность педагога контролировать свое эмоциональное состояние. К методам снятия эмоционального напряжения относят релаксацию, конструктивный выплеск гнева, юмор, внешние изменения (одежда, прическа), сравнительная терапия... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, - писал А.Чехов в шуточном рассказе ”Жизнь прекрасна!”, - даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что «могло быть и хуже», Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше.

  1. Упражнение «Обида»

Часто причиной срыва педагога является чувство обиды. Рисуем на бумаге образ своего обидчика, вложите при этом в рисунок всю силу своих эмоций.  А сейчас, дорисуйте обидчику нелепый бант, воздушный шарик, красный нос. Сделайте его смешным. Насколько изменились теперь ваши чувства?

  1. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций на уроке, необходимо выстраивать образовательный процесс с учетом возрастных особенностей детей, а также применением современных технологий, ТСО, АМО. Поделимся друг с другом, знаниями в этой области. Одним из показателей качества профессиональной подготовки педагога сегодня  является коммуникативная компетентность: конгруэнтность, чувство юмора, использования Я-сообщения, а также знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов.
  2. Синквейн «Трудный ученик», «Я-учитель», «Наш семинар», «Моя профессия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с мультимедийной презентацией по теме: "Разрешение конфликтной ситуации" для обучающихя 8 класса

Представленная Вашему вниманию методическая разработка урока английского языка по теме: Разрешение конфликтной ситуации для 8 класса по УМК Spotlight ("Английчкий В фокусе") содержит пояснит...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НА ТЕМУ «АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В ТОРГОВЛЕ»

В повседневной жизни мы часто совершаем походы в магазин и порой, зайдя в магазин в целью покупки мы выходим  ни с чем. Не редко в магазине или на рынке становимся невольными зрителями конф...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.

Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...

Курсовая работа на тему: «Конфликтные ситуации на уроках физической культуры, пути и средства их решения»

 Курсовая работа на тему:  «Конфликтные ситуации на уроках  физической культуры,  пути и средства их решения»...

Тест "Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"

Тест "Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...