Путешествие в мир самопознания
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Дубасова Татьяна Николаевна

Согласно ФГОС ООО существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование определенных универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять самостоятельный осознанный профессиональный выбор. Работа напрпалена на активизацию процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, формирование умения планировать необходимые шаги для реализации своей цели, развивать познавательные, личностные и коммуникативные способности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Профориентационный тренинг «Путешествие в Мир самопознания»

Рабочий? Строитель? Учитель?

Кто нужен стране сейчас?

А, может быть, врач-исцелитель

Сегодня важнее для нас?

Быть может нужней инженеры? Возможно, ученый важней?

А, может, нужней офицеры,

Чтоб армию сделать сильней? Отбросьте ненужные споры

О том, кто важней для страны. Знайте, ребята: для нашей страны

Профессии все нужны и важны.

                                Ф.С. Махов

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование определенных универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять самостоятельный осознанный профессиональный выбор.

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • формировать умение планирования необходимых шагов для реализации своей цели;
  • развивать познавательные, личностные и коммуникативные способности учащихся.

Целевые группы: учащиеся 9 - 11-х классов, оптимальное количество участников в группе 10 - 15 человек.

Оборудование: просторное помещение; столы, стулья, магнитная доска, магниты, ручки, бумага для записей.

Материалы: карточки с инструкциями и условиями выполнения упражнений; листы с названиями типов профессий; набор листьев, цветков и плодов, желтого, зеленого, красного цветов; магнитное дерево, листы бумаги, цветные карандаши.

Продолжительность занятия: 40 минут.

I. Вступительная часть

Психолог. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир самопознания.

        1. Упражнение «Сигнал». Для перемещения воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева и так по кругу..

Психолог. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец», – советовал И. А. Крылов. Вряд ли кто-нибудь не согласится с советом классика. Но как узнать, к чему ты «сроден»? Путешествие в Мир самопознания позволит нам получить ответы на некоторые вопросы.  

II. Разминка.

Психолог. В начале занятия проведем интеллектуальную разминку. Игра «Цепочка» - продолжите ряд слов: Педаго г – г еоло г – г еогра ф – ф ельдше р … - р…

III. Основная часть

Психолог. Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая при этом и свой жизненный путь.

1.Упражнение «Это я!» Кто вы, какой вы, какая вы личность? Знаете ли вы, что вам больше свойственно? Используется «Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности» Стюзен Деллингер (приложение 1). 

Инструкция. Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!»

Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.

http://www.psylist.net/praktikum/i/geo.gif

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

  • «Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.
  • «Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
  • «Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
  • «Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
  • «Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.

Психолог предлагает разделиться в зависимости от принадлежности той или иной геометрической фигуре

2. Упражнение «Линия жизни»  

Психолог. Проведите линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром по середине, на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет заходить на верхнюю половину, это будет связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, это будет отображать неудачи, горе, негативный опыт. Нарисуйте линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее – ближайшее и отдаленное, а также отметьте точку сегодняшнего дня.

Обсуждение. Обращается внимание, на что ориентировано расположение линии: находится больше в верхней или нижней части листа, на сколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта – это трудности и радости, но это и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко», т.е. достичь цели.

3. Упражнение «Достижение целей»

Работа в группах.

Задание: составить схему построения образа профессионального будущего.

Высказывание представителей от группы и составление общей схемы. Обсуждение.

Подведение к мысли о том, что достижение цели должно быть поэтапным.

Схема построения образа профессионального будущего (работа на доске), беседа в ходе построения схемы.

  • Дальняя профессиональная цель (мечта).
  • Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

  • Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).
  • Знания путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
  • Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
  • Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
  • В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.

4. Упражнение «Уровень притязаний»

Психолог.  Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех; успешный.

Определение значения слова успех: удача в достижении чего-нибудь, общественное признание,  хорошие результаты в учёбе, работе; успешный – сопровождающийся успехом, удачный. [1] 

Вопросы для обсуждения:

  • Что для каждого из вас является успехом?
  • Какого человека можно назвать успешным?
  • Что, по вашему мнению, обеспечивает успех человека?

Подведение к мысли о том, что успешность является следствием адекватной самооценки и соответствия уровня притязаний уровню достижений.

Психолог. Уровень притязаний - тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Выполняется тест «Уровень притязаний» (приложение 2).

Цель - активизация самопознания.

Методика позволяет исследовать способность достижения цели.  

Инструкция. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать в первой таблице за 10 секунд. Это число укажите рядом с табл. 1 {УП 1 = ...}.

Теперь по сигналу начинайте рисовать «плюсики» (10 секунд). Подсчитайте их количество и запишите рядом с табл. 1 (УД 1 = ...).

Учитывая ваш опыт рисования «плюсиков», подумайте, сколько вы сможете нарисовать их во второй таблице, укажите это число (УП 2 = ...).  По итогам выполнения запишите результат (УД 2 = ...).

Процедура повторяется для 3-й и 4-й таблиц. Длительность выполнения третьего задания - 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи).

Уровень притязаний вычисляется по формуле:

УП  =

(УП 2 -  УД 1) + (УП 3 - УД 2) + (УП 4 - УД 3)

3

Оценка результатов:

  • 3,1 и выше - очень высокий уровень притязаний  (человек берется за непосильное);
  • от 1 до 3 - высокий  УП  (постоянно стремится к улучшению результатов);
  • от —1,4 до 0,99 - умеренный УП (решает поставленные задачи, но не стремится улучшить результат);
  • -1,5 и ниже — низкий УП (ставит слишком легкие цели).

 Обсуждение результатов.

Психолог. Сильнейшее препятствие на пути к успеху – это страх неудачи. Обычно люди боятся неудач, так как не понимают их важности. В жизни нельзя преуспеть, не переживая неудач. Если вспомнить примеры из жизни великих людей, можно убедиться: всем большим успехам предшествовали большие неудачи.

Достижению успеха могут помочь различные технические приемы, например, умение ставить цели.

Не имея целей, человек плывет по течению. Цель направляет энергию, позволяет делать больше за меньшее время. Цели, касающиеся разных областей (профессиональной карьеры, личной жизни, сферы самосовершенствования), должны гармонировать друг с другом и с основными жизненными ценностями. Важно развить в себе способность ставить и достигать одну важную цель. Достигнув ее, переходить ко второй и т.д. При этом цели должны быть желанными, реальными: вы должны верить, что у вас есть возможности для их достижения; но они не должны быть легкими, нужно рассчитывать на более высокий уровень достижений.

Подведение к мысли о том, что реальный уровень достижений способствует получению тех ценностей, на которые человек претендует.

5. Упражнение «Ценности»

Психолог. Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Выбирая профессию, мы рассчитываем приобрести какие-либо ценности. Для начала определимся: что такое ценность? В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы людей, общества.

Инструкция. Необходимо проранжировать эти ценности с точки зрения того, какие из них позволяет реализовать образ жизни одного из следующих профессиональных/социальных стереотипов:

  • домохозяйка;
  • учитель;
  • верующий человек;
  • бизнесмен;
  • рабочий;
  • представитель шоу-бизнеса;
  • безработный;
  • студент;
  • пенсионер;
  • политик.

Каждой команде предлагаются на карточках следующие ценности:

  • здоровье;
  • интересная работа;
  • наличие хороших и верных друзей;
  • слава, признание окружающих;
  • познание, интеллектуальное развитие;
  • общественная и политическая активность;
  • развлечения, приятное времяпрепровождение;
  • свобода, самостоятельность;
  • счастливая семейная жизнь;
  • творчество;
  • обладание модными и престижными вещами;
  • бескорыстная забота о благе других;
  • жизнерадостность, чувство юмора;
  • умение логично мыслить, принимать обдуманные решения;
  • твердая воля, умение не отступать перед трудностями;
  • терпимость к взглядам и мнениям других;
  • честность;
  • трудолюбие.

Далее участники по очереди вытягивают карточки с ценностями и называют профессии, в которых есть наибольшие возможности для реализации указанной ценности.

Подведение к мысли о том, что ценности являются общими для большинства профессиональных/социальных стереотипов.

Психолог. Наше путешествие по Миру самопознания подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир самопознания нас снова принял через некоторое время, нужно оценить значимость полученных знаний.

Условие. Взять лист - если было неинтересно путешествовать - вы все уже знали; взять цветок - если узнали что-то новое; взять плод - если готовы путешествовать дальше.

Психолог предлагает цветы, листья, плоды разместить на дереве на магнитной доске.

6. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

IV. Заключительная часть.

7. Упражнение «Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества. На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все участники благодарят друг друга.  

V. Рефлексия

8. Упражнение «Прогноз погоды»

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Какое время суток? Какая температура? (температура отмечается в интервале от 0 до +10 ◦С). Затем каждый участник поочередно  рассказывает о своем душевном, эмоциональном состоянии, а последний признак этого состояния  - температура - психолог отмечает маркером (мелом) на листке бумаги (доске). После того как высказались все участники, психолог соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

Психолог. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям и мнениям ваших одноклассников. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в профессиональном самоопределении.

Домашнее задание. Необходимо он-лайн определить связь акцентуации характера с выбором профессии (Приложение 3. Метафора «Шесть рек»)

9. Упражнение «Корзина пожеланий»

Психолог. А теперь пришло время поблагодарить друг друга.

Каждый участник пишет на листе бумаги какое–либо пожелание на будущее в достижении профессиональных целей, сворачивает листок и кладет его в коробку. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг, и затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Психолог. Всем спасибо!  Исполнения пожеланий!

Библиографический список

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. К., 2001, с. 46.
  2. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. - М., 2003.
  3. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации. Пермь, Структура. 2006.
  4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск. Петроком, 2002.
  5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ  Сфера, 2005.
  6. Прощицкая Е.Н., Дж. Голланд о выборе профессии // Школа и производство. –2003 - №4.
  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: ВАКО, 2005.
  8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: Первое сентября, 2004.
  9. Прыгин Г.С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. М., 2007., с. 45-50.
  10. Резапкина  Г.В. Психология и выбор профессии. М: Генезис, 2006.
  11. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М: ЦГЛ,2004.
  12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М: Владос Пресс, 2004.
  13. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения. М: ВАКО, 2005.

 


[1]    Словарь Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Психогеометрический тест

Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г.

Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это - Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:

1. «Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.

2. «Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

3. «Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

4. «Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.

5. «Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Инструкция:

«Посмотрите на пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - "Я"! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

http://www.psylist.net/praktikum/i/geo.gif

Интерпретация

Первая фигура – является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.

Краткая психологическая характеристика основных типов личности

Квадрат

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали. Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффективного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники — честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом "высоком" уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих противников. Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "зарвавшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носит" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" —всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например. Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление—более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса. Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" — Треугольника и Квадрата.

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени. Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а... к... я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе.

Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны ("режут правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).



Предварительный просмотр:

Приложение 2

 Уровень притязаний

Цель - активизация самопознания.

Методика позволяет   исследовать способность достижения цели.  

Каждому участнику  раздается  4 таблицы 10 х 3 см с ячейками 1 см2.

           

             

        УП1=      УД1=           УП2=      УД2=            УП3=      УД3=        УП4=     УД4=

                   УП - уровень притязаний, УД - уровень достижений.

Инструкция. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать в первой таблице за 10 секунд. Это число укажите рядом с табл. 1 {УП 1 = ...}.

Теперь по сигналу начинайте рисовать «плюсики» (10 секунд). Подсчитайте их количество и запишите рядом с табл. 1 (УД 1 = ...).

Учитывая ваш опыт рисования «плюсиков», подумайте, сколько вы сможете нарисовать их во второй таблице, укажите это число (УП 2 = ...).  По итогам выполнения запишите результат (УД 2 = ...).

Процедура повторяется для 3-й и 4-й таблиц. Длительность выполнения третьего задания - 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи).

Уровень притязаний вычисляется по формуле:

УП  =

(УП 2 -  УД 1) + (УП 3 - УД 2) + (УП 4 - УД 3)

3

Оценка результатов:

  • 3,1 и выше - очень высокий уровень притязаний  (человек берется за непосильное);
  • от 1 до 3 - высокий  УП  (постоянно стремится к улучшению результатов);
  • от —1,4 до 0,99 - умеренный УП (решает поставленные задачи, но не стремится улучшить результат);
  • -1,5 и ниже — низкий УП (ставит слишком легкие цели).

 



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Акцентуации характера в профориентации (Метафора «шесть рек»)

Оптимальный выбор той или иной профессии должен строиться не только с учетом личностных предпочтений и взглядов выбирающего относительно, например престижа и востребованности будущей профессии, но и с учетом особенностей его характера и яркой выраженности отдельных его черт. Для этих задач в профориентационной работе целесообразно использовать методику «Шесть рек», в которой акцентуации характера ассоциируются с течением воды в природе - с реками. Ведь каждая река имеет свой характер, неправда ли?

1. Стремительный, смывающий все на своем пути бурный поток

Представители данного типа характера характеризуются импульсивностью, большой силой влечений и чувств.

2. Широкая, могучая полноводная река

Представители данного типа характера отличаются длительностью переживаний, медленным угасанием эмоций. Они постоянны, упрямы и упорны.

3. Порожистая горная речка – быстрая и шумная

Представители данного типа характера обычно находятся в приподнятом настроении, оптимистичны, активны, часто переоценивают свои возможности.

4. Извилистая речка с крутыми берегами

Представители данного типа характера характеризуются быстро меняющимся настроением, артистизмом, демонстративным поведением.

5. Разветвленная река с большим количеством протоков

 

Представители данного типа характера отличаются неуверенностью в своих возможностях, колебаниями при выборе решения.

6. Очень глубокая река с медленным течением

Представители данного типа характера склонны к пониженному настроению, склонны к глубоким привязанностям, преданы своим близким и своему делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самопознания и культуры общения

Программа "Основы самопознания и культуры общения"...

самопознание

урок по обществознанию в 7 классе....

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....

«Путешествие по стране «Самопознания»»

Разработка конспекта урока,введение в предмет...