Возрастные особенности четвероклассников» Методическое объединение учителей 4-х классов
методическая разработка по теме
ознакомить учителей с необходимостью учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Возрастные особенности четвероклассников»
Методическое объединение учителей 4-х классов
Цель: ознакомить учителей с необходимостью учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД.
Оборудование: презентация
Слайд 1.Четвертый класс — последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста.
Слайд 2.
Новообразования – качественные особенности психики, которые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка: его отношение к среде, внутренней и внешней жизни.
Слайд 3. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.
Слайд 4.Однако, следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.
Слайд 5. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются к стадии препубертата (отрочества, предподросткового возраста). Их поведение заметно меняется. Осознанными становятся права и обязанности ребенка: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. При этом необходимо, чтобы ребенок перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Поэтому необходимо уделить особое внимание теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
Слайд 6.Все эти изменения происходят в рамках учебной деятельности, поскольку она в этом возрасте – ведущая.
Слайд7.Прежде всего, у четвероклассника в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Именно развитие словесно-логического мышления перестраивает все другие познавательные процессы, нужно отметить формирование произвольности внимания, памяти. Овладение понятийным мышлением ведет к развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий.
Слайд 8.Словесно-логическое мышление – это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий.
Щелчок1
Рефлексия - это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний, которая является новообразованием подросткового возраста, но возникает к концу 4 класса.
Развивается познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.
Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте, происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Четвероклассник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
Второй важный момент – в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.
Произвольность: способность к волевой регуляции своего поведения
От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, ребенок переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения.
Щелчок 2.Новый уровень произвольности – это второе новообразование младшего школьного возраста.
Четвероклассники умеют сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, возрастает настойчивость, они способны в результате борьбы мотивов отдать предпочтение мотиву долженствования.
Главная особенность четвероклассников — появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто преобладает над мнением значимых взрослых.
Щелчок 3.То есть, третье новообразование – ориентация на группу сверстников. Развивается сотрудничество, способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками. Для детей приобретают значимость такие личные качества как самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возросшей роли сверстников свидетельствует тот факт, что четвероклассники значительно острее, чем младшие дети, переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми. Эти изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое учителями осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом является для ребенка мощным психотравмирующим фактором.
Слайд 9. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. Во внеурочной деятельности дети этого возраста охотно берут на себя роль ведущего, нередко перенося ее и в реальную жизнь. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом классе больше внимания следует уделять детской инициативе, отводить детям активную роль в подготовке внеклассных мероприятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы.
Слайд 10.Существенно меняется характер самооценки ребенка. Она становится более устойчивой. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
Если раньше самооценка складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались, в основном, учебы, то теперь на характер самооценки все больше влияют другие дети. Причем, их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растет количество негативных самооценок. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности. Поэтому для четвероклассников актуальна потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми
Слайд 11. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.
Слайд 12.Четвертый класс - это период «завершения детства — перехода к взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.
Слайд 13.Самое важное свойство этого возраста — особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него. Поэтому для четвертого класса важны беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.
– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:
оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
определять важные для себя и окружающих правила поведения;
выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
отделять оценку поступка от оценки самого человека;
определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:
внутренняя позиция школьника;
личностная мотивация учебной деятельности;
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)
Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)
Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)
Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)
Планировать цели и пути самоизменения (Р)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)
При работе в группе учитывать мнение товарищей (К)
Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)
Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)
Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)
Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)
Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П)
Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).
Конспект мероприятия, задачи котрого:– оказать помощь родителям в общении с подростком;– побудить родителей задумать...
Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).
Задачи:способствовать просвещению родителей восьмиклассников;оказать помощь родителям в общении с подростком;побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка;научить н...
"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
«Возрастные особенности четвероклассников»Методическое объединение учителей 4-х классов
ознакомить учителей с необходимостью учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД....
Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».
Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...