Экология детства и процесс воспитания
статья по психологии на тему
«Экология детства и процесс воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zubkova_statya_ekologiya_vospitaniya.doc | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ___ «Экология детства и процесс воспитания».
Ф.И.О.___ Зубкова Вера Владимировна
Школа___ МОУ СОШ №12 г.о. Жуковский
Москва – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Тема «Экология детства и процесс воспитания».
Цель и задачи исследования.
3
I 1.Воспитание - сущность, назначение. Появление
современной идеи «экология детства». 3
2. Как понимать воспитание в современном мире? 4
3.Возникновение проблемы «экология детства». 5
4.Экология детства и права человека. 6
5.Экология детства в свете современной парадигмы
воспитания. 7
II. Обострение проблемы «экология детства» в период рыночных
отношений и пути ее разрешения.
1.Проблема «враждебной» для ребенка окружающей среды
и экология детства. 8
2.Актуальность экологии детства и пути решения проблемы
в «Школе радости» В.А.Сухомлинского и в
Вандейской Департаментской Школе Исторического,
Культурного и Природного наследия – сравнительный анализ. 9-19
Заключение. 19-22
Список литературы 22
Тема «Экология детства и процесс воспитания» на настоящий момент является довольно новой и мало разработанной в области образования, но все более актуальной.
Цель исследования – определить суть проблемы «экология детства» в образовании, ее развитие в настоящее время и пути ее практической реализации.
Задачи исследования заключаются:
- в выявлении истории возникновения проблемы «экология детства» в образовании,
- в разрешении проблемы «экология детства» через законодательство,
- в определении места проблемы в современной парадигме
воспитания,
- в описании обострения проблемы «экология детства» в период рыночных отношений,
- в проведении сравнения наиболее успешного опыта решения этой проблемы в отечественной и зарубежной педагогиках.
I.1.Воспитание: сущность, назначение и появление современной идеи «экология детства»
Автор учебного пособия «Теория и методика воспитания» Маленкова Л.И. говорит об огромной роли воспитания с самых ранних времен: «Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца
жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании»(1,с. 9)
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
2. Как понимать воспитание в современном мире?
Маленкова Л.И. освещает особенности воспитания в современных условиях: «Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г.Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое главное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника:
- «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»;
-«научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»;
- «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»;
- «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»;
«понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»;
- «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка». (1, с.10)
3.Возникновение проблемы «экология детства».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматриваются гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями, и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.
Как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка, чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».
Вот почему в "последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспитания, экологии духовной жизни растущего человека. Известно, что экология (греч. yikos -«дом, жилище, местопребывание») - наука об отношениях организмов с окружающей средой. Чаще человечество озабочено влиянием последствий НТР на природу. Но педагогам известно, что для нормального развития ребенка важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, микросреда, то есть родители, педагоги, ближайшее
окружение других людей - друзей, сверстников на улице, других взрослых... И взаимоотношения со средой — залог их нормального развития.
4.Экология детства и права человека.
В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходимость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека. Насущные права ребенка, как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.)*. Приведем здесь лишь две выдержки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:
«Ребенок имеет право на получение образования... которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества» (из «Декларации прав ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г.).
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях...» (из «Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).
Этой же идее отвечает и складывающаяся идея полисистемности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.
В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа - островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего,
гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.
5.Современная парадигма воспитания.
Маленкова Л.И. отмечает, что особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.
- Ребенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.(1, с.14)
- Назначение и позицию воспитателя хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
- Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной
творческой деятельности. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. На этом основании строится система воспитания
II. Обострение проблемы «экология детства» в период рыночных отношений и пути ее разрешения.
1.Проблема «враждебной» для ребенка окружающей среды и экология детства.
Отказ общества от прежних идеалогических схем обусловил возникновение духовного вакуума, заимствование в этих условиях традиций западной культуры, имеющих свою специфику и ментальность, часто не совпадающую с ментальностью российского общества.
В настоящее время, часто личностно-неориентированное школьное обучение, спонтанное «обучение» средствами массовой информации привели к появлению нового педагогического субъекта-объекта, экологию которого в годы детства, отрочества и юности определяют:
- не работающий больше в СМИ принцип: «Сеять разумное, доброе, вечное. Не травмировать ранимую детскую душу»,
- СМИ переполнены злом, насилием и пошлостью,
- отсутствие в СМИ и Интернете (основных источников информации в современном мире) высоких идеалов и положительных авторитетов, нормы нравственного поведения, образца прекрасных человеческих отношений,
- усталость от школы и взрослых как источников отторгаемых детьми предложений и советов;
- отсутствие среды конструктивного общения;
- отсутствие условий для позитивной самореализации;
- отсутствие литературы, материалов СМИ просветительского и интеллектуального характера по тематике личностного и профессионального становления на доступном для подростков уровне;
- отсутствие примеров-иллюстраций продуктивной профессиональной деятельности людей;
- безыдейность, бездуховность, невысокие этические и эстетические эталоны жизни.
В этих условиях начинает преобладать тип «среднего» ребенка, которого характеризуют:
- отсутствие интереса к учебе и всякого познавательного интереса,
- искаженные представления о труде людей и мире профессий;
- неуважение как к умственному, так и к физическому труду;
- отсутствие авторитета старших и неприятие даже их советов;
- отсутствие отношения к собственной судьбе и жизни как к ценности;
- замусоренность сознания различным информационным хламом;
- узкий круг случайного чтения.
* В условиях доминирования экономических рыночных ценностей наш мир все более дегуманизируется, обнаруживаются противоречия между обогащением интеллекта человека и разрушением его духовности, потеря религиозного миросозерцания человеком, следствием которой является разорванное сознание, направленное на расчеловечивание человека («без бога в душе, без царя в голове»).
Таким образом, можно сказать, что отмечается не только экология детства, но также экология духа и совести в России, а может быть, и в мире.
2.Актуальность экологии детства и пути решения проблемы.
Помочь ребенку противостоять «враждебной» окружающей среде, привести его в мир красоты и справедливости, окружить его добром и любовью, поставить перед ним высокие светлые идеалы, дать ему счастье бытия и
радость познания и самоодоления в труде, сформировать чувство собственного достоинства будущего гражданина любимого Отечества - призвана экология детства, встроенная в процесс воспитания.
Из известных мне школ, наиболее отвечающим этим задачам, хотелось бы отметить две: одну отечественную, всем хорошо знакомую не только в нашей стране, но и за ее рубежами, – «Школу радости» В.А.Сухомлинского, - другую – малоизвестную, зарубежную – Вандейскую Департаментскую Школу Исторического, Культурного и Природного Наследия (ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции.
В чем эффективность и ценность опыта этих школ, которые не зависят друг от друга, но у которых есть много общего? Ответу на этот вопрос будет посвящено небольшое исследование.
Несколько слов о Вандейской Департаментской Школе Исторического, Культурного и Природного наследия. Это департаментская программа («ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel», - Vendee, Conseil General, 2005),о создании которой в 2000 году, Генеральный Совет Вандеи провозгласил: «Будущее Вандеи – в руках молодых поколений. Поэтому Генеральный Совет вправе считать, что сегодняшние дети и подростки будут любить Вандею, если будут хорошо ее знать. Роль данной программы – оживить исторические и природные места, предлагая детям и их педагогам не только их посещение, но методическое изучение истории, культуры и географии Вандеи в их естественном декоре. Таким образом, дети могут стать рыцарями в средневековом замке или монахами–переписчиками готического текста, натуралистами в Доме птиц, а может быть, мастерами – стекольщиками в Центре ремесел. Цель этой программы - направить юных вандейцев на дальнейшее процветание их малой родины».
В Вандее мне посчастливилось проходить стажировку в июле 2005 года и побывать на части маршрутов, предложенных Вандейской Департаментской Школой Исторического, Культурного и Природного наследия.
а) Полезность опыта вышеназванных школ - в определении ребенка наивысшей ценностью, личностью, пусть маленьким, но уже гражданином своей страны.
По Сухомлинскому - «цель воспитания – всестороннее развитие, нравственное совершенство личности» (3), а процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.
б) Каждый из педагогов должен быть личностью, высоконравственной и широкообразованной, но не только: «Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине – действенным служением Родине» (4, с. 114), - учил В.А.Сухомлинский.
Преподаватели и руководители маршрутов Вандейской Департаментской Школы Исторического, Культурного и Природного Наследия – настоящие пассионарии - люди заинтересованные, увлеченные патриотической идеей
в) Обе школы ставят задачу охраны детства.
Больше всего волновало и тревожило Василия Александровича, чтобы школа не забрала у малышей их "детских радостей", детства, чтобы школа не стала для детей "бесконечной, внешне увлекательной, но пустой игрой", чтобы не превратилась в "нудное обучение".
Актуальными и созвучными сегодняшнему дню являются взгляды В.А. Сухомлинского на экологию Детства, охрану школьников второго периода детства от умственной перегрузки. По этому поводу он писал: "Мы не допускаем увлечения такими приемами "эффективного", "ускоренного
обучения", в основе которых лежит взгляд на ребенка как на электронный механизм, способный бесконечно усваивать и усваивать. Ребенок – живое существо, его мозг – самый тонкий, самый нежный орган, требующий
внимательного и осторожного отношения. Дать начальное обучение за три года можно, но только при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормального развития детского организма" [5, с. 127].
Детство – это целая страна, империя, это особенный детский мир, который образно назвал В.А. Сухомлинский "Сказочным дворцом", где дети живут своей детской жизнью, своими представлениями о Добре и Зле, о Чести и Бесчестии, о человеческом Достоинстве. У них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью [6, с. 8].
Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия также тонко понимает мир детства, отражает его мировосприятие, сотрудничает с программами общеобразовательных школ и в образе сказочного персонажа (Алионоры Аквитанской - французской королевы, матери будущего короля Ричарда Львиное Сердце) за руку ведет ребенка - в исторических одеждах, с достоверными инструментами в руках - в сказочный мир родного края: в средневековый замок, в стены монастыря, на руины собора. В Вандее, которая в силу исторических событий в течение 200 лет чувствовала себя обособленно от всей Франции, необыкновенно сильны традиции и религиозность, нравственность и духовность. Здесь крепкие семьи, любовь к детям, трепетное отношение к детству.
г) В.А.Сухомлинский учил, чтобы дети росли благодарными и помнили о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за их счастливое будущее: «Долг перед Отечеством – святыня человека»… «В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Чем значительнее материальные и духовные блага, которые дают детям старшие поколения, тем важнее озарять их мыслью о людях, отдавших свою жизнь за народ…Особенно это важно в младшем
возрасте, когда в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии».(7, 82)
Дети Вандеи, в зависимости от возраста, изучают суровую историю своей малой родины ( Столетняя война, религиозные войны, Вандейская война) в классе, в музее, на поле сражения под открытым небом. Они участвуют в исторических реконструкциях. Они ухаживают за многочисленными памятниками павшим за родину.
Манера подачи исторического материала о кровопролитных войнах, о бесчисленных жертвах, об исторической несправедливости - пронзительная и щемящая – напомнила мне строки из книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: «В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь» (8, 232).
д) Эффективность вышеназванных школ несомненно в блестящем решении досуга детей.
В.А.Сухомлинский говорил о «гармонии педагогических воздействий». Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. Он считал, что «подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Нельзя сводить духовный мир маленького человечка только к учению. В Павлышской школе детям прививали любовь к природе, к музыке, чтению, живописи, а также к труду по благоустройству школьной территории, в мастерских, в поле, на делянке…Здесь открываются возможности для постоянного совершенствования, для движения вперед.
Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия предлагает детям в соответствии с программой
общеобразовательных школ увлекательные экскурсии и интересные дела по разным предметам на разнообразных маршрутах:
- Дом Реки, Дом Птиц – изучение в качестве натуралиста чудесного мира природы: флоры и фауны: наблюдение и занимательный труд (домики и кормушки для птиц, макет крыла стрекозы…)
- Ведение народного хозяйства в гармонии с природой: посещение устричной фермы и соляных чеков, участие в благоустройстве старой шахтерской деревни, изучение эволюции электростанции от ветряной и водяной мельницы к угольной ТЭЦ и к электростанции океанических приливов и отливов.
- Тысяча и один способ изучить историческое и культурное наследие малой родины в старинных костюмах под руководством Алионоры Аквитанской (французской королевы, матери будущего короля Ричарда Львиное Сердце):
- изготовление витражей и натуральных растительных красок, написание готического шрифта гусиным пером при монастыре,
- изучение жизни монахов: роль в развитии цивилизации, трапеза и медицина,
- практические занятия по архитектуре: стили, технология строительства скульптура,
- старинная музыка на старинных инструментах,
- изучение суровой истории родного края от стоянок эпохи неолита к религиозным войнам и Вандейской войне,
- участие в исторической реконструкции местечка Пюи-дю-Фу (Puy-du-Fou).
е) Ценность опыта вышеназванных школ - в выборе игровой формы на том или ином этапе процесса воспитания.
В.А.Сухомлинский считал роль игры в жизни ребенка огромной: «Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(9, с.77)
Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия предлагает для школьников экологические игры в зеленых классах в Школе птиц, в Школе Реки, на маршруте Биологического заповедника Налье-Музей (Nalliers-Mouzeuil),
мастерские искусств, игровые уроки по Наследию и Окружающему миру в музее, в средневековом замке, в монастыре, в шахтерском центре, в центре Алионоры Аквитанской, - под руководством исторических персонажей, по занимательным сюжетам и в исторических костюмах.
ж) Опыт обеих школ полезен выдвижением на первый план понятия «малая родина». В.А.Сухомлинский считал, что детство – это ежедневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познаванием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Родины. Закономерно, что познание мира начинается у ребенка с того, что его окружает, то есть с «малой родины», и ученый уделял этому первостепенное внимание:
- изучать природу родного края,
- показывать ее мудрость и красоту,
- благоустраивать местность, в которой живешь:
«Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства.
За 20 лет мы превратили в тучные нивы и цветущие сады 40 гектаров неплодородной глинистой почвы.
Возникли дубрава и чудесная сиреневая роща, яблоневый сад вокруг стадиона, а перед школой аллея из роз».(10, с. 109).
Для жителей французского департамента Вандея первостепенность малой родины – дело принципиальное. Любовь к многострадальной Вандее прививается здесь с раннего детства:
- к труду на родной земле,
- к благоустройству родного края,
- почтение к старым камням (здесь сохраняются строения со времен средневековья),
- уважение к памятникам и могилам (при въезде в каждый городок, в каждую деревню памятники павшим в войнах – среди них и наши соотечественники – участники французского сопротивления - и памятные плиты утопают в цветах),
- участие в празднике малой родины - в исторической реконструкции местечка Пюи-дю-Фу (Puy-du-Fou).
- Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия строит свою программу на ознакомлении молодого поколения с богатством и красотами родного края с ее различными уголками, в разнообразных формах – ярко, наглядно, познавательно.
з) Ценность опыта обеих школ – в понимании огромной роли природы в воспитательном процессе. Природа, окружающая среда – это незримые, по мнению В.А. Сухомлинского, помощники педагога, способствующие решению множества сложных проблем в воспитании и обучении детей. Он был глубоко убежден, что чем раньше ребенок прикоснется к Красоте и Величию природы, тем более глубокими будут природные корни взаимосвязи внутреннего мира ребенка с окружающей его средой.
Именно поэтому такой оригинальной, уникальной и инновационной для ХХ в. стала авторская Павлышская школа сельского учителя – педагога В.А.
Сухомлинского – "Школа на лоне природы", "Школа охраны детства". Девизом первой встречи Учителя с шестилетками было приглашение их к
сотворчеству в природе: "Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу" [5, с. 30].
В работах В.А. Сухомлинского описаны пути развития детского мышления среди природы. Формы и методы занятий детей на природе созвучны с Программой Вандейской Департаментской Школы Исторического, Культурного и Природного Наследия:
- это наблюдения и экскурсии в природу, которые дают возможность детям послушать, посмотреть, понюхать, потрогать на ощупь окружающий ребенка мир,
- изучение разнообразия родного пейзажа: лес, лесостепь, равнина, болото, Атлантическое побережье,
- это встречи восхода и захода Солнца, "путешествие облаков", слушание хора птиц, цикад, шелеста листьев, наблюдения ночного неба, стада животных,
-"путешествие в мир труда взрослых", во время которых дети переживали чувство гордости за человека, своих родителей.
По вандейской программе школьники заняты в экологических играх в зеленых классах в Школе птиц, в Школе Реки, на маршруте Биологического заповедника Налье-Музей (Nalliers-Mouzeuil), в изучении преобразования болота Пуатвен (Marais Poitevin).
Такое познание мира не только влияет на разум, но и на чувства, вызывает глубокие эмоциональные переживания, способствует детскому фантазированию.
и) Эффективность опыта вышеназванных школ – в обязательности включения труда в процесс воспитания.
В.А.Сухомлинский учил: «Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд – это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов – вот что должно быть трудом для школьника.(11) Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (8, с.210)
Особенно важен труд производительный, общественно-полезный, долгосрочный с видимым для ребенка результатом.
Для такого труда в Павлышской школе - широкие возможности:
- собранная руками учеников детская электростанция,
- мастерские с созданными ребятами станками и моделями,
-гаражи с машинами и механизмами,
- плодовый сад, виноградник, аллеи цветов, роз,
-школьные делянки в поле.
Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия включает в свою программу на всех маршрутах во время разнообразных занятий обязательный ручной труд, как бы вторя В.А.Сухомлинскому, что ум ребенка – на кончиках его пальцев:
- в Доме Реки, в Доме Птиц, на маршруте Биологического заповедника юные вандейцы в качестве натуралистов не только наблюдают и изучают флору и фауну родного края, но изготовляют своими руками домики и кормушки для птиц и размещают их на природе,
- они участвуют в благоустройстве старой шахтерской деревни,
- изучают эволюцию электростанции от ветряной и водяной мельницы к угольной ТЭЦ и к электростанции океанических приливов и отливов и мастерят модель экологического ветряка,
- в средневековом центре при монастыре готовят шоколад по старинному рецепту, делают натуральные растительные краски, в течение ½ дней изготовляют витражи (наносят рисунок, обжигают стекло, вставляют его в свинцовую рамку), пишут гусиным пером и тушью готический шрифт,
- участвуют в практических занятиях по скульптуре, архитектуре, изучают стили, принципы и элементы строительства,
- долгосрочный труд для школьников Вандеи – это ежегодное участие во время летних каникул в программе Пюи-дю-Фу: исторической реконструкции этого местечка в форме спектаклей со времен эпохи Юлия Цезаря до II-ой Мировой войны. В вечернем спектакле «Киносцения» (Cinescenie) наряду с профессиональными артистами выступают 3000 любителей – родителей и детей, школьников близлежащих деревень
Заключение.
Подводя итог нашего исследования по теме: «Экология детства и процесс воспитания», мы еще раз заостряем внимание на актуальности этой проблемы в наше время – в эпоху рыночных отношений. Со времени ухода В.А. Сухомлинского, ситуация не улучшилась, но еще более усугубилась: сейчас речь идет не только об экологии природы, об экологии детства, об экологии человека, но также об экологии духа и совести в России, а может быть, и в мире.
Не удивительно, что именно сегодня, в ХХI столетии, учение В.А. Сухомлинского относительно экологии детства, перекликается с современной зарубежной педагогической системой «Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного
наследия» (ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции.
Никак не связанные между собой, они, тем не менее, имеют много общего, так как, наверное, несут главные необходимые истины, «рациональное зерно», и следовательно, востребованы современностью. Другими словами, они оказались наиболее ценными и эффективными, потому что отвечают на насущные вопросы времени.
Обе школы во многих их аспектах служат миллионам воспитателей юного поколения. Но в тоже время, считаю, что и сегодня, и в будущем недопустимым было бы использование этого опыта догматически и бездумно, но уместно и творчески. Главное, как писал еще К.Д. Ушинский, не сам по себе практический опыт, а идеи, вытекающие из опыта, из педагогических фактов. Книги В.А. Сухомлинского не могут быть сборниками универсальных педагогических рецептов на все случаи жизни. Труды выдающихся педагогов, прежде всего, учат мыслить, вдумчиво подходить к планированию учебно-воспитательных задач, учитывать своеобразность и неповторимость конкретных педагогических явлений, положительные традиции каждого учебного заведения, требования современности.
Таким образом, нужно не формальное, а разумное понимание, научное осмысление и творческое использование ценнейшего опыта по охране и экологии детства в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. А также в его неожиданном современном отголоске – зарубежной педагогической системе «Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия»(ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции, которая несет молодому поколению любовь к отечеству и кажется французской национальной идеей.
Идея Экологии детства широко представлена в опыте нашей школе МОУ СОШ №12 а.о. Жуковский (в 2005 году победитель в областном конкурсе «Лучшие школы Подмосковья»):
- это, прежде всего, в постановке обучающегося в центр процесса воспитания, в определении ребенка наивысшей ценностью,
- внимательное и осторожное отношение к ребенку, охрана детства – с целью защиты прав и здоровья ребенка, в школе работает психолог;
- забота о здоровье детей: добавлен 1 час физкультуры; в учебный процесс внедряются здоровьесберегающие технологии, в школе работает бассейн, где дети оздоравливаются во время уроков и на дополнительных платных занятиях;
- патриотическое воспитание детей: в духе любви к Родине, в почтении к тем, кто отдал свои жизни в борьбе за их счастливое будущее. В нашей школе ведется Книга Памяти земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны;
-«гармония педагогических воздействий»: для удовлетворения разнообразных интересов и увлечений учеников в школе работают многочисленные кружки и секции: ИЗО, ритмики, студийный театр, бисероплетение, Детская железная дорога и др.;
- практикуются игровые методы в воспитании и обучении, например, начальные классы называют себя ул.Лесная, ул.Цветочная, ул.Радужная… – и выполняют совместный проект по ИЗО: «Осень»;
- экологическое воспитание (бережное отношение к природе) пронизывает все учебные предметы, дети следят за чистотой классов, школьной территории,
- любовь к малой родине прививается через изучение природы и экономики родного края (походы, экскурсии, поездки в музеи, театры и на пред-приятия);
- обязательное включение труда на уроках технологии в процесс воспитания; - дети, работающие в кружке Малая железная дорога, проходят летнюю практику на Кратовской Малой железной дороге в качестве помощников диспетчеров, помощников машиниста, проводников и др.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского «Экология детства» неисчерпаемо: его надо изучать, осмыслять и творчески применять в учебно-воспитательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Маленкова Л.И. «Теория и методика воспитания». Учебное пособие.- М. Педагогическое общество России, 2002 - 480 с.
2.ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel – VENDEE, Сonseil General, 2005
В работе использованы следующие труды В.А. Сухомлинского:
3.Вижу человека! «Литературная газета», 27 сентября 1967г.
4.Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971.
5.Воспитание коммунистического отношения к труду. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
6.Нравственный идеал молодого поколения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963
7.Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радяньска школа», 1965.
8.Сердце отдаю детям. Киев, «Радяньска школа», 1969.
9.Духовный мир школьника. М., Учпедгиз,1961.
10.Павлышская средняя школа. М., «Просвещение», 1969.
11.Гармония трех начал. «Журналист», 1970, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников
Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...
Взаимодействие с родителями- ключ к эффективности процесса воспитания
Одной из приоритетных задач сегодняшнего образования является воспитательная. Основная роль в решении данной задачи принадлежит семье. Именно родители, создают условия для всестор...
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа ...
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» на III Всероссийская с международным участием конференция «Обучение на основе движения: целевые ориентиры, технологии, образовательные результаты». Мастер-класс Карповой В.А.
laquo;Использование методов Образовательной кинезиологии в коррекционо-развивающей работе психолога с людьми старшего возраста»....
Доклад на тему: «Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании».
Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, п...
Институт изучения детства, семьи и воспитания. (ссылка)
Азбука семьи 30 видеолекций для родителей30 сценариев встреч (родительских собраний)30 презентаций30 памяток для родителей...