Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
методическая разработка по психологии на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Данный материал может быть использован для проведения профилактической работы с педагогами и родителями. Форма проведения лекция, родительское собрание.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 ) Несформированное понимание смерти В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2) Отсутствие идеологии в обществе Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии. 3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. 4) Дисгармония в семье В первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации. 5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) 6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста , особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. 7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе , таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания, которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Слайд 3

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; - частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; - постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; - ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - погруженность в размышления о смерти; - отсутствие планов на будущее; - внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Слайд 4

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»; Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»; Много шутить на тему самоубийства; Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Слайд 5

1 . Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2 . Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: - в еде – есть слишком мало или слишком много; - во сне – спать слишком мало или слишком много; - во внешнем виде – стать неряшливым; - в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; - замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3 . Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Слайд 6

Формы психопрофилактической работы Организация социальной среды Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Социальная реклама по формированию установок на здоровый образ жизни.

Слайд 7

Форма лекций, бесед, распространение специальной литературы или видео- и телефильмы. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Слайд 8

Реализуется в форме групповых тренингов. 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Слайд 9

Личная ответственность за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Слайд 10

Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Слайд 11

Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Слайд 12

Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты Анализ полученных данных, выявление причин отклонений. Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Слайд 13

диагностическая карта

Слайд 14

Направления работы Групповая работа Ответств Индивидуал. работа Ответств Отметка о выполнении, примечания План работы с ребенком на месяц Ф. и. ребенка ________________________________________ Месяц _______________

Слайд 15

Модели профилактики: Я - ребенок Родители Работа Зам. по ВР Работа социального педагога Работа классного руководителя Работа психолога

Слайд 16

Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Авансирование личности Прощение Проявление огорчения Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка

Слайд 17

Для профилактики суицидальных настроений проводят систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении прогнозировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы, СМИ. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения протестной реакции и д.р.

Слайд 18

Программа профилактики суицидального поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей; нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством; обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения; тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.



Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Чтение происходит на фоне слайд-шоу):

Человеку даруется жизнь.
Перед ним открывается вечность,
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.
Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут. И всего этого много, много и невыносимо тяжело.
Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг…
Он ушел, он…а Вы…Вы остались. 
(пауза)

«…Черным стал февраль в школе № 7 республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»

«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте»

«В конце февраля в одной из школ Правдинского района Калининградской области повесилась школьница 15 лет…»

   Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  таким фактам.

   Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.

   В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Напоминаю, что данное поведение  относят  к одной из  форм девиантного  (отклоняющегося) поведения, а конкретно аутодеструктивному  поведению.  

Выделяют 3 основных типа подростковых самоубийств:

  • Аффективные - покушение на свою жизнь в состоянии сильного душевного волнения. Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  • Демонстративно-шантажные - путем имитации самоубийства решить свои проблемы, получить выгоду. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
  • Истинные – мотив лишить себя жизни. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. 

        Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Работа в группах: - Обсудите в группах причины ухода из жизни детей (в течение 3 мин).

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1) Несформированное понимание смерти 

  •  В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2) Отсутствие идеологии в обществе 

  •  Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3)  Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям 

  •  При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

   4)  Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.

5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) 

6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

 Можно выделить 3 фактора суицидального поведения:

-проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;

-проблемы в школе, которые чаще связаны с личностью учителя (авторитарный или попустительский), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой), личностными отношениями к успеваемости, фактором жизненных перспектив;

-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение.

7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. В младшем школьном возрасте «маска» депрессии нередко представляет собой сочетание вялости, быстрой утомляемости  и снижения побуждения, нарастающей идеаторной заторможенности, которая постепенно блокирует способность ребенка усваивать новый учебный материал, создается впечатление нарушений памяти, формирования картины «псевдодебильности». Нередко наблюдаются школьные фобии, конфликты с родителями, школьная дезадаптация. Часто бывают жалобы на  недомогание, неприятные ощущения в теле, повышенную утомляемость. Дети капризны, раздражительны, плаксивы. Отмечаются нарушения сна, аппетита. В высказываниях звучит недовольство собой и окружающими, жалобы на скуку.

Для детей более старшего возраста (10-14 лет) характерен вариант депрессии, замаскированной девиантным поведением. Характерно обилие несвойственных ранее подростку нарушений поведения широкого спектра: от грубости, конфликтности с домашними и пропусков школьных занятий до бродяжничества, противоправных поступков, алкоголизации, наркотизации, сексуальных эксцессов. Аффект тоски выражен незначительно.

   Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Родителям и педагогам важно понимать вербальные и невербальные ключи - ранние маркеры-предвестники, свидетельствующие о риске совершения суицида:

Изменение эмоций:

  • - потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • - частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • - постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • - ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку;
  • - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • - погруженность в размышления о смерти;
  • - отсутствие планов на будущее;
  • - внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • Много шутить на тему самоубийства;

Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Изменение поведения:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".

Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...