Адаптация пятикласников
консультация по психологии на тему

Белоусова  Ольга Алексеевна

При обсуждении проблемы перехода из начальной школы в среднюю нельзя не сказать о том , что этот период совпадает с концом детства- достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в своей жизни  . Они гордятся тем, что«уже не маленькие». Но это событие связано с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pyatiklassnikov.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников.

При обсуждении проблемы перехода из начальной школы в среднюю нельзя не сказать о том , что этот период совпадает с концом детства- достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в своей жизни  . Они гордятся тем, что«уже не маленькие». Но это событие связано с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в 1 классе.

Резкое изменение условий обучения- кабинетная система и необходимость смотреть расписание, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями ( требования разных педагогов могут быть абсолютно противоречивы: кто-то хвалит за собственное мнение, а кто-то требует изложение параграфа, сколько тетрадей по какому предмету и как их вести),необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, даже смена позиции « старшего» в начальной школе на « самого маленького» в средней-все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника .

 В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или ,напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Может появиться снижение интереса к учению и успеваемости.

Что нужно знать родителям прежде всего , чтобы ребенок благополучно адаптировался к обучению в среднем звене? Прежде всего вам нужно понимать, что необходимо обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: как дела в школе?. Внимательно беседуйте. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам. Используйте их в дальнейшем, чтобы начинать подобные беседы. Спрашивайте ребенка об одноклассниках, делах в классе, предметах.

 Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Используйте возможность, чтобы узнать, как он учится, и чему его учат.

Если у ребенка дела в учебе идут хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.  Ругаем мы чаще,чем хвалим. Очень помогает общее положительное отношение к себе и своим возможностям.

 Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашнюю работу. Хорошо, если привычка уже выработана. Если нет, то еще не поздно ее сформировать.

У детей появляется «чувство взрослости», что является особенностью этого возраста. Это потребность равноправия, уважения, самостоятельности, серьезного доверительного отношения со стороны взрослых. Помощь родителей в выполнении домашней работы в пятом классе нередко нужна, даже если в начальной школе ребенок делал все сам , и в преодолении трудностей в учебе, которые иногда возникают на первых этапах обучения в средней школе. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

як допомогти пятикласнику

як домогтися якнайкращого запамятовування вивченого матеріалу .Допомога учням 5 класу....

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Адаптация пятикласников

Разработка родительского собрания для родителей пятикласников...

посвящение в пятикласники

- содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению на II ступени;- способствовать сплочению классного коллектива, развитию у пятиклассников умений планировать, осуществлять, а...