Особенности общения в группе дошкольников
статья по психологии на тему
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развиваться. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obshcheniya_doshkolnikov_shchedrenko.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения в группе дошкольников
Ребенок-дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых и родителей. Следует отметить, что группа сверстников также оказывает огромное влияние на развитие личности, на его социализацию.
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развиваться. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
В детском возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые могут стать источниками серьезных будущих проблем дошкольника. Систематическое общение ребенка со сверстниками становится обязательным условием полноценного формирования его личности.
В отличие от общения со взрослыми, общаясь со сверстниками, ребенок может стать действительно равноправным партнером в общении. При этом он осваивает коммуникативные навыки, приобретает умение согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре или иным занятиям, осознает свои качества на основе сравнения с качествами других детей. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере.
Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздерживаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремиться заслужить их положительное отношение.
Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое отражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешность и т.д. Не всегда по поведению и реальному общению детей мы можем в полной мере судить об их симпатиях. Дети не всегда имеют возможность играть с теми, кто им нравится. Также на популярность ребенка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу.
«Популярный» ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Такие дети, как правило, ловкие, умелые, смышленые и опрятные. К «непопулярным» детям зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В отношениях с «непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть.
Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего возникает на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен сверстникам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо- или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания. Другой широко распространенный вариант «непопулярного» дошкольника – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам. «Непопулярные» дети тяжело переживают свою невключенность в совместные игры сверстников, что в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства уважения в целом.
Работая в студии раннего развития «Солнечный город» Центра внешкольной работы «Галактика» с детьми старшего дошкольного возраста я обратила внимание на проблемы общения между ребятами. Особенности реализуемой мной дополнительной общеобразовательной программы «Азбука здоровья» в том, что она предназначена не только для того чтобы расширить знания о строении организма человека, его жизнедеятельностью посредством исследовательской деятельности. Решая основные предметные задачи, я использую разнообразные формы работы с детьми, такие как: экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, викторины, в которых очень значим уровень развития социально – коммуникативных навыков. Во время образовательной деятельности между учащимися сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складываются благополучно, особенно это актуально для детей, не посещающих дошкольное учреждение: не умение договариваться, слушать, принимать чужие победы и свои поражения. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают образовательному процессу в целом.
Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску решений в конфликтных ситуациях, учить их выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием его успешной социализации.
Для изучения избирательных отношений в подготовительной группе мной была использована социометрическая методика Я.Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной, в основу которой положен принцип «выбор в действии». С помощью данной методики я смогла выявить референтные группы, статус каждого ребенка, что в дальнейшем мне позволило правильно выстроить работу со всеми детьми, особенно с «непопулярными», определить какими чертами отличаются «популярные » дети.
Изучение показало, что наиболее важными чертами «популярных » детей в старшем дошкольном возрасте является не интеллект, не творческие способности, а те качества личности, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. У детей, которые отвергаются сверстниками, напротив, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении заключается, в доказательстве своего превосходства или защите своего «Я». Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает трудности в общении: от яркой агрессивности до полного ухода в себя (замкнутость).
В своей работе над развитием коммуникативных компетенций дошкольников, опираюсь на авторские методики В.А. Недоспасовой, М.А.Панфиловой, коррекционно-развивающую программу С.И. Семенака.
Следует отметить, что усвоение нравственных норм общения у дошкольников происходит в различных ситуациях:
- в вербальном плане;
- в реальных житейских ситуациях;
- в отношениях по поводу игры;
- в сюжетно-ролевых отношениях
Отношение со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевых отношений оказывают существенное влияние в коррекции коммуникативных нарушений ребенка. Поэтому особое место в работе уделялось именно сюжетно-ролевой игре. Чему же обучается ребенок в такой игре?
- Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых.
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
- Осознавать свое реальное место среди других людей.
- Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в свои силы.
Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.
Сюжеты игр используются согласно основным задачам предмета такие как: «В больнице», «Магазин», «Скорая помощь», «Пир у Бабы-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры» и т.п. В дальнейшем сюжеты игр усложняются проблемными ситуациями, например: «посетители кафе пересолили суп» и т.п., также в играх использовалось противопоставление ролей (терпеливая мама и капризный ребенок, Красная Шапочка и серый Волк, добрый и злой волшебник и т.п.).
Наряду с сюжетно-ролевыми играми для коррекции поведения и научению детей общению использовались следующие приемы:
- Дискуссии;
- Чтение и обсуждение художественных произведений (особое место отводится сказкам);
- Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- Игры, направленные на развитие положительных эмоций, снятия напряжения и агрессии, например: «Клубочек», «Печем пирог», «Дождь в лесу» и т.п.
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- Игры, на сплоченность группы, например: «Рисуем всей группой», «Волшебный стул», «Недотроги» ит.д.,
- Игровые этюды, направленные на оживление и очеловечивание разыгрываемых ситуаций (игра «Оживший холодильник», переиначивание сказки, игра в волшебника, игра «Салат из сказок»);
Опираясь на результаты повторного обследования отношений в группе, можно отметить положительную динамику: уменьшилось число «непопулярных» детей, которые в свою очередь стали более уверенными в себе, стали активнее выражать свои потребности в общении; группа стала более сплоченной; в поведении детей наиболее часто проявляется тенденция к сотрудничеству и компромиссам.
Для получения положительных результатов также важную роль сыграли проводимые с родителями консультации на тему: «Особенности общения детей в старшем дошкольном возрасте», беседы о роли родителей в развитии полноценной личности ребенка.
Список используемой литературы
- Андреева Г.М Социальная психология. М.: Аспект Пресс,2000.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис – пресс,2006.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
- Недоспасова В.А. Растем, играя. М.: Просвещение, 2004.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: Аркти, 2003.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.,2000.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной си...
Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"
В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....
Особенности развития игровой деятельности дошкольников
В статье описываются особенности развития игровой деятельности дошкольников...
методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.
Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизиро...
Уланова Л.С. Формирование паралингвистических средств общения у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В статье рассматриваются вопросы диагностики и методики поэтапного формирования паралингвистических (невербальных и интонационных) средств общения у детей старшего дошкольного возраста со стертой диза...