Темперамент и его виды.Определение темперамента моих одноклассников
презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему
Автор: Ивлева Яна Вячеславовна
Ученица и обучающаяся 9 "б" Класса МОУ СШ№3
Города Тутаева Ярославской области
Руководитель:Черепанова Татьяна Вячеславовна
Учитель биологии МОУ СШ№3
Данная исследовательская работа была представлена на защиту проектных исследовательских работ учеников 9 классов в соответсвии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_issledovatelskaya_rabota_po_psihologii_ivleva_yana.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Узнать, что такое темперамент, каких типов он бывает, определить типы темперамента моих одноклассников. 2.Формировать знания о влиянии темперамента на профессиональное становление человека. 1.Познакомиться с типами темперамента и их характеристиками. 2.Изучить методику определения типа темперамента человека. 3.Выявить тип темперамента одноклассников с помощью теста. 4. Соотносить свой тип темперамента с предполагаемым выбором будущей профессии. Цели: Задачи :
это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств, индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов. Темперамент-
Изучение и объяснение типов темперамента учеными
Физиологические основы темперамента. Иван Петрович Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он считал, что темперамент- врождённые особенности человека.
Свойства нервной системы и темперамент по И.П. Павлову
Психологическая характеристика холерического темперамента «Боевой, задорный, легко и скоро раздражающийся» И.П. Павлов Холерик вспыльчивый, но отходчивый, его деятельность быстрая, но не продолжительная, у него не хватает выдержки, чтобы выполнять длительно какую-либо работу. Страсть холерика — честолюбие, он берется за общественные дела, чтобы его громогласно хвалили, он любит блеск и пафос, часто берет под свою защиту других, чтобы выглядеть великодушным, хотя делает это только из любви к себе, чтобы стать «центром вселенной».
«Флегматик- спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». И.П. Павлов Флегматиков стоит называть миротворцами. Это не конфликтные люди, которые быстро приспосабливаются к любым условиям. Их всегда все устраивает. Они могут долгое время находиться без общества, однако любят и умеют дружить. Вывести из равновесия флегматика практически невозможно. Он всегда счастлив и спокоен. С такими людьми просто договориться. Они всегда идут на компромисс. Психологическая характеристика флегматического темперамента
«Сангвиник- горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение» И.П. Павлов Это живой и подвижный человек с богатыми и быстро сменяющими эмоциями, выразительной мимикой и быстрой реакцией на все события. Он не склонен к страхам и тревоге, чаще оптимист, довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник очень продуктивен в работе, особенно когда ему интересно. Психологическая характеристика сангвинического темперамента
«Меланхолик, попадая в новые условия жизни, очень теряется» И.П.Павлов Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. У него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. Психологическая характеристика меланхолического темперамента
Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные свойства Тип ученика ПЛЮСЫ МИНУСЫ Холерик Активность, энергичность, увлечённость, оптимистичность, трудоспособность, целеустремлённость Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, беспокойность, непостоянство Сангвиник Мобильность, оптимизм, жизнерадостность, общительность, отзывчивость, успешность в делах, трудоспособность, лидерство Склонность к зазнайству, разделению работ на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность Флегматик Устойчивость, постоянство терпеливость, надежность, осмотрительность, миролюбивость Пассивность, медлительность, невыразительность Меланхолик Высокая чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствие Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, тревожность, пессимистичность
В опроснике 4 блока, в каждом из которых 20 свойств, характерных для представителей каждого темперамента. Напротив них ставится знак «+»или «-». Обработка результатов по формуле: 1. Подсчитать количество «+» по каждому блоку. 2. Вычислить % положительных ответов. Х=( А х :А )*100; С=( А с :А )*100;Ф=( А ф :А ) х 100; М=А м :А )*100, где Х, С, Ф, М- виды темперамента Ах, Ас, Аф , Ам - число положительных ответов А - общее число положительных ответов по четырём блокам. Метод психолога Александра Белова.
Чётко выражен (более 40%)доминирующий тип темперамента у 7 человек. 1
Достаточно ярко (30-39%)выражены типы темперамента у 16 человек.
Показатели типа темперамента по результатам исследования.
В процентном отношении класс состоит из: Флегматическому и меланхолическому темпераменту более подвержены девочки, у мальчиков более преобладает сангвинический темперамент.
Результаты тестирования № п / п Имя ученика Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик 1. Даша Л. 25,8% 30,5% 3,2% 40,5% 2. Саша А. 25% 20,8% 37,5% 16,7% 3. Алина П. 19,6% 28,3% 30,4% 21,7% 4. Костя Н. 40,2% 25% 16,6% 18,2% 5. Илья Д. 26,2% 38,1% 30,9% 4,8% 6. Аня С. 13,6% 20,6% 23,6% 42,2% 7. Соня К. 23,1% 28,2% 41% 7,7% 8. Наташа С. 25% 22,2% 33,3% 19,5% 9. Иван Б. 33,3% 51,5% 6,1% 9,1% 10. Саша Р. 27,5% 36,4% 27,1% 9,0% 11. Андрей Г. 24,4% 22,2% 29,2% 24,2% 12. Илья З. 20% 25,7% 31,4% 22,9% 13. Сергей К. 27,5% 22,9% 27,1% 22,5% 14. Влад Б. 17% 20,8% 32,1% 30,1% 15. Денис К. 30,8% 42,4% 19,2% 7,6% 16. Яна И. 23% 26% 20% 31% 17. Алина К. 19% 21% 26% 34% 18. Аня Л. 26% 15% 42% 17% 19. Матвей С. 18% 30% 39% 13% 20. Полина М. 28,9% 33,3% 30% 7,8% 21. Женя Х. 22% 32% 28% 18% 22. Даша К. 21,3% 24,2% 30,3% 24,2%
ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ ОТВЕТОВ ОДНОКЛАССНИКОВ СО СТАНДАРТОМ . Вопрос Ответ Анны Л. (флегматика) Настоящий флегматик Ответ Анны С.(меланхолика) Настоящий меланхолик 1.Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Как вы среагируете на данное замечание? Примет к сведению и исправится Отреагирует спокойно, исправит замечание Извинится за внешний вид и придёт в школьной форме. Расстроиться, замечание может вызвать обиду и слезы, но примет к сведению 2.Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Ваши действия. Дослушает до конца Ответственный человек, ему трудно сказать «нет», Дослушает до конца, а потом уже уйдёт. Глубоко чувствителен к друзьям, хороший слушатель 3.Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваши действия. Спокойно попросить перестать разговаривать Тактично и осторожно попытается остановить говорящих. В конфликт вступать не будет. Вежливо попросит говорить тише или пересядет на другое свободное место Никогда не вмешается в конфликтную ситуацию, т.е не примет никаких действий. 4.Вы спешите домой, а учитель предлагает вам остаться для выполнения конкретного задания. Ваши действия. Быстро согласится Останется, не говоря ни слова. Попытается объяснить учителю, почему не может остаться Проявляет неуверенность 5.Вы пришли в столовую, а там очередь из первоклашек. Ваши действия. Встанет в очередь и будет спокойно ждать Проявит терпение и будет ждать своей очереди Встанет в очередь или уйдет и придет в другое время. Расстроиться, что впереди много народа, но без очереди не пройдет 6. Как вы будете вести себя в незнакомой обстановке. Будет спокойна и попытается побыстрее адаптироваться. Спокойно присматривается вокруг, с решениями не спешит, но решение будет правильным Спокойно присмотрится к происходящему, с решением не спешит. Трудно приспосабливается к незнакомой обстановке 7. Как поведёте себя в опасной ситуации? Подумает и примет какое-либо решение. Мобилизируется, действует обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время. Растеряется В этих случаях самая опасная личность, т.к. может удариться в панику. \ .
Вопрос Ответ Ивана(сангвиник) Настоящий сангвиник Ответ Константина (холерика) Настоящий холерик 1.Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Как вы среагируете на данное замечание? Скажет «Нет, вы не правы», будет спорить с учителем Отношение к замечанию спокойное, хотя виноватым себя не признает ,. Извинится, но на следующий день придёт в той же одежде. Резко реагирует на замечания, демонстрирует желание поступать по-своему. 2.Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Ваши действия. Прервёт его и скажет, что ему пора уйти Если ему интересен разговор- он дослушает до конца, если нет- может прервать собеседника и уйти. Прервёт его, извинится и уйдёт. Во взаимоотношениях резок и прямолинеен, сразу прервет собеседника . 3.Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваши действия. С сарказмом попытается прервать их разговор, надавливая на совесть. Конфликтовать не будет: сгладит обстановку и умело выйдет из положения Попросит их не мешать или говорить тише. Будет громко возмущаться 4.Вы спешите домой, а учитель предлагает вам остаться для выполнения задания. Ваши действия. Будет возмущаться Быстро соглашается Останется, не говоря ни слова Возмущается 5.Вы пришли в столовую, а там очередь из первоклашек. Ваши действия. Пройдет без очереди С шутками, прибаутками попытается пройти без очереди. Скажет, что торопится на урок и пройдёт без очереди. Ожидание может вывести их из себя, начинают опережать события и суетиться. 6. Как вы будете вести себя в незнакомой обстановке. Будет спокойно присматриваться к происходящему вокруг. В любой обстановке сможет легко и быстро адаптироваться. Проявит максимум активности, легко и быстро сориентируется, Активен, проявляет повышенную возбудимость 7. Как поведёте себя в опасной ситуации? Будет действовать решительно. Мгновенно мобилизируется , действует решительно но может принять неправильное решение. Будет срочно принимать какие-либо меры. Совершенно непредсказуем. Он может стать лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации
Будете ли Вы учитывать свой тип темперамента при выборе будущей профессии? Как Вы считаете, повлияет ли тип темперамента на Вашу успешность в профессии? Результаты опроса учеников с доминирующим типом темперамента по учёту темперамента и будущей профессии.
Диагностика профессионального самоопределения учащихся с доминирующим типом темперамента по методике Е.А.Климова. Имя Тип темпе- рамента «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-Т» «Ч-Х» «Ч-З» Предпочтение Отрицание Костя Холерик +6/-2 -8 +8 -8 +3/-5 «Ч-Т» «Ч-П», «Ч-Х» Иван Сангвиник +3/-5 -8 +1/-7 +3/-5 +5/-3 «Ч-З» «Ч-П» «Ч-Т» Денис Сангвиник +8 +1/-7 +4/-4 +5/-3 +2/-6 «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-З» Аня Флегматик +3/-5 +5/-3 +1/-7 +3/-5 +7/-1 «Ч-З» «Ч-Т» Даша Меланхолик +6/-2 -8 -8 +4/-4 +3/-5 «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-Т» Аня Меланхолик +8 +4/-4 +3/-5 +7/-1 +2/-6 «Ч-Ч» «Ч-З» « + » - сумма положительных ответов « - » - сумма отрицательных ответов
Рекомендации для наилучшего общения с людьми с разными типами темперамента. При общении с холериком: -если он на вас кричит, помните, что на самом деле он вовсе не кричит, а так разговаривает; -не обманывайте его, он не прощает обман; При общении с сангвиником: -хотите понравиться сангвинику- удивляйте его; -чаще обсуждайте различные темы и поддерживайте его шутки; При общении с флегматиком: -не шутите остро в их адрес; -не требуйте от него быстрых решений и действий; При общении с меланхоликом: -как можно чаще хвалите его, поддерживайте и поощряйте; -грубость, резкость и повышенный тон в общении с ним недопустимы;
Темперамент с древности был предметом исследования многих ученых. Темперамент занимает одно из центральных мест в структуре личности. Темперамент представляет собой единственную личностную особенность человека, от него зависят действия и поступки людей. Важно учиться видеть и знать не только свой темперамент, но и окружающих тебя людей. В результате исследования выяснилось, что на 100% одним типом темперамента не обладает ни один ученик моего класса. Вывод
1.Каждый человек должен знать свой тип темперамента, как биологический фундамент, на котором формируются социальные качества личности. 2.Знание типа темперамента необходимо для лучшего установления межличностных контактов, адаптации человека в социальной среде. 3.При учете своего темперамента и его свойств достаточно легко сделать правильный выбор будущей профессии, что особенно важно, так как перед нами, выпускниками девятого класса, стоит важная задача- выбор пути трудовой деятельности. Практическая значимость.
1.Воронин Л.Г.,Колбанский В.Н., Маш Р.Д.,Физиология высшей нервной деятельности и психология,2-изд.;перераб.М., «Просвещение»,1997-223с. 2.Дубравина И.В., Данилова Е.Е, Прихожан А.Н., Психология: учебное пособие, 2-е изд.; стереотип.-М : издат.центр «Академия» 2003-464 с. 3.Лукацкий М.А., Остромкова М.Е.. Психология:учебник-М.:Эсмо , 2007-416 с.( образоват.стандарт ХХ I ) 4. Немов Р.С., психология, книга 1. Москва «Просвещение « Владос » 1994 –576с. 5. Словарь: психология (под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд , испр и доп.)- М.Политиздат 1990г. 6.Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Биология.Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций , М., «Издательство «Просвещение»,2016-143 Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темперамент. Типы темперамента.
Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....
Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"
Данная работа - результат учебного проекта, подготовленного учениками 6 класса. Работа сопровождалась показом презентации. Дальнейший выход -окружная конференция....
Темпераменты во внешности и поведении, профориентация темпераментов
Материал содержит презентацию и теорию для проведения классного часа...
Происхождение и значение фамилий моих одноклассников
Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников" ...
Исследовательская работа "Имена моих одноклассников"
Исследовательская работа "Имена моих одноклассников"...
Питомцы моих одноклассников.
Данный материал можно использовать в урочное и внеурочное время....
Урок по русскому языку в 8 классе "Виды определений"
Урок-обобщение изученного по теме "Определение. Виды определений". Вспоминаем, обюобщаем, что знаем об определении. Отличаем его от других членов предложения. Учимся использовать в речи....