Доклад на тему «Роль жестового языка в социальном развитии глухих детей: обзор зарубежных публикаций»
проект по психологии на тему
В статье представлен обзор зарубежных психологических исследований, касающихся жестового языка как средства коммуникации глухих. Рассматривается вопрос влияния владения жестовым языком на познавательное развитие, эффективность и позитивную окрашенность общения с родителями, повышение уровня учебных достижений глухого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 218.67 КБ |
rol_zhestovogo_yazyka_v_sotsialnom_razvitii_gluhih_detey.docx | 180.16 КБ |
doklad.docx | 84.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья как фактор развития ребенка с проблемами слуха Одним из важнейших условий когнитивного развития ребенка является его ближайшее социальное окружение. В семье ребенок получает первые знания о мире, о людях и отношениях между ними. О тношения , которые строят с ребенком его родители непосредственно влияют на его развитие. Адаптация к нарушению слуха у ребенка протекает в разных семьях по-разному, однако исследователи выделяют несколько общих стадий: шок, защитное отрицание, агрессия, депрессия и признание нарушения
Уровень стресса у слышащих матерей, имеющих детей с нарушениями слуха, зависит и от уровня социальной поддержки, и от уровня дохода семьи. Важными условиями, влияющими на уровень стресса, также являются: степень потери слуха у ребенка, наличие дополнительных нарушений, задержка темпов речевого развития и нарушение детско-родительского взаимодействия. Слышащие матери чаще пессимистично оценивают будущие достижения своего ребенка и его коммуникативные способности По мнению Вернона и Валльаберштайна , « совладание с горем возможно только после полного принятия и понимания сути диагноза. Тогда родители начинают понимать потребности ребенка, видеть, что ему действительно нужно (какое общение, обучение). Одним из показателей стадии понимания является готовность родителя перейти от устного общения к тотальной коммуникации, которая зачастую в значительно большей степени способствует развитию ребенка
Роль родителей в обучении глухих детей В скандинавских странах, США и Великобритании работа по раннему вмешательству включает тренинги для родителей, направленные на минимизацию негативных переживаний по поводу рождения глухого ребенка, основанные на культурно-лингвистической модели глухоты (глухие рассматриваются как особое сообщество со своими культурными традициями и собственным языком). Эти тренинги предполагают знакомство родителей с языком жестов и формирование представления о нем как о полноценном языке со своей грамматикой; знакомство с глухими взрослыми, которые рассказывают слышащим родителям о своей жизни, возможностях получить образование, работу, о своих развлечениях и планах; знакомство с особой культурой общества глухих. В результате такой работы с семьей у родителей часто формируется позитивное представление о своем глухом ребенке и его возможностях, что несомненно, влияет на семейный климат и эффективность детско-родительского взаимодействия
Возможные вследствие нарушения слуха вторичные нарушения эмоционального, социального и когнитивного развития могут предопределить ограничения в развитии личности глухого. В Голландии было проведено исследование 238 глухих детей в возрасте от 4 до 18 лет. По данным, полученным от родителей, 41% детей имели эмоциональные и поведенческие проблемы. Наибольшее число детей с такого рода трудностями воспитывались в семьях, характеризующихся обедненным детско-родительским общением. С возрастом у таких детей все чаще наблюдались тревожные и депрессивные состояния
Согласно данным, полученным Ледерберг и Эверхарт , в общении глухого ребенка со слышащей матерью нарушен скорее содержательный аспект, чем эмоциональный. Глухие дети достаточно внимательны к сигналам матерей, стараются проявлять инициативу в общении, однако им сложнее, чем слышащим, удается поддерживать тему, они чаще дают указания своим матерям, чем задают вопросы. Большинство различий, обнаруживаемых в общении слышащих матерей со слышащими детьми и слышащих матерей с глухими детьми, по мнению этих исследователей, связаны скорее с нарушением речевого развития детей, чем с недоразвитием коммуникативных навыков
Исследования Розмари Калдерон глухих детей в возрасте от 9 до 53 месяцев и их семей показали, что коммуникативная компетентность и активное участие родителей в программах раннего вмешательства являются также важными условиями раннего речевого и социально-эмоционального развития, будущего развития чтения и академической успеваемости . По мнению Натсон , Джонсон и Салливан , «ребенок с коммуникативными проблемами подвергается большему риску физического насилия даже в собственной семье ». Особенное раздражение слышащих матерей, по данным, полученным Эллисом и Пакульски , вызывают глухие дети с неразборчивой устной речью
Обучающий потенциал жестового языка Мидоу в своей статье «Влияние жестового общения в раннем возрасте на интеллектуальное развитие и на становление социальных и коммуникативных навыков» пишет, что «самым важным в речевом развитии ребенка является не словарный запас сам по себе, а, скорее, возможность ребенка выражать с его помощью мысли и чувства... Слышащий ребенок уже к четырем годам имеет словарь объемом в 2—3 тысячи слов, а также умеет грамматически правильно построить из этих слов осмысленные высказывания, в то время как глухой пользуется лишь отдельными словами... Жестовый язык, который используется в большинстве семей глухих родителей, позволяет глухому ребенку общаться успешно и способствует его интеллектуальному и социальному становлению
По данным Салливан и Шатл , полученным с помощью теста Векслера, глухие дети глухих родителей имели значимо более высокие вербальный и невербальный IQ, чем глухие дети слышащих родителей. В последние несколько лет стали очень популярными исследования формирования модели психического у детей с нарушением слуха. Важным представляется тот факт, что у глухих детей слышащих родителей (которых выделяют в группу поздно овладевших жестами — только в школьном возрасте) наблюдается значительная задержка в развитии модели психического, по сравнению с глухими детьми глухих родителей. Эти данные нашли широкое подтверждение в других исследованиях, например, Петерсон и Сигал, рассматривают этот вопрос на материале 11 работ. Кроме работ, обосновывающих пользу применения жестового языка в обучении и воспитании глухих, существуют исследования, результаты которых указывают на благоприятное воздействие обучения жестовому языку на интеллектуальное и лингвистическое развитие слышащих детей
Заключение Среди западных специалистов постоянно идут дискуссии об эффективности традиционных и новых программ обучения глухих. Хорошо известно, что глухие дети испытывают особые трудности в формировании навыков чтения, и особенно в понимании письменного текста. Заучивание слов и составление предложений из них — один из традиционных подходов к обучению чтению, который современные зарубежные психологи и педагоги признают малоэффективным. Исследования показывают, что эффективность запоминания и узнавания слов, а также понимания письменной речи, значительно повышается при использовании жестовой речи параллельно с чтением текста, а также видео-переводов рассказов, предназначенных для чтения. В связи с этим разрабатываются специальные программы обучения чтению при поддержке жестового языка. Жестовый язык в западных странах признается важным инструментом получения информации и приобщения к культуре детей с нарушениями слуха. Все чаще встречаются видео-варианты детских книг на жестовом языке Однако продолжается активная разработка новых учебных программ, производится оценка их эффективности. Особенно важной представляется нам заинтересованность западного общества и государства в результативности обучения глухих детей и взрослых, когда вопросы образования глухих могут обсуждаться на уровне парламента. Политики обращают внимание на уровень школьной успеваемости глухих, на эффективно обучающих программ и необходимость поддержки жестового языка в обучении
Предварительный просмотр:
Роль жестового языка в социальном развитии глухих детей: обзор зарубежных публикаций
В статье представлен обзор зарубежных психологических исследований, касающихся жестового языка как средства коммуникации глухих. Рассматривается вопрос влияния владения жестовым языком на познавательное развитие, эффективность и позитивную окрашенность общения с родителями, повышение уровня учебных достижений глухого ребенка
Семья как фактор развития ребенка с проблемами слуха
Одним из важнейших условий когнитивного развития ребенка является его ближайшее социальное окружение. В семье ребенок получает первые знания о мире, о людях и отношениях между ними. Отношения, которые строят с ребенком его родители непосредственно влияют на его развитие.
Адаптация к нарушению слуха у ребенка протекает в разных семьях по-разному, однако исследователи выделяют несколько общих стадий: шок, защитное отрицание, агрессия, депрессия и признание нарушения.
Уровень стресса у слышащих матерей, имеющих детей с нарушениями слуха, зависит и от уровня социальной поддержки, и от уровня дохода семьи. Важными условиями, влияющими на уровень стресса, также являются: степень потери слуха у ребенка, наличие дополнительных нарушений, задержка темпов речевого развития и нарушение детско-родительского взаимодействия. Слышащие матери чаще пессимистично оценивают будущие достижения своего ребенка и его коммуникативные способности
По мнению Вернона и Валльаберштайна, «совладание с горем возможно только после полного принятия и понимания сути диагноза. Тогда родители начинают понимать потребности ребенка, видеть, что ему действительно нужно (какое общение, обучение). Одним из показателей стадии понимания является готовность родителя перейти от устного общения к тотальной коммуникации, которая зачастую в значительно большей степени способствует развитию ребенка.
Роль родителей в обучении глухих детей
В скандинавских странах, США и Великобритании работа по раннему вмешательству включает тренинги для родителей, направленные на минимизацию негативных переживаний по поводу рождения глухого ребенка, основанные на культурно-лингвистической модели глухоты (глухие рассматриваются как особое сообщество со своими культурными традициями и собственным языком). Эти тренинги предполагают знакомство родителей с языком жестов и формирование представления о нем как о полноценном языке со своей грамматикой; знакомство с глухими взрослыми, которые рассказывают слышащим родителям о своей жизни, возможностях получить образование, работу, о своих развлечениях и планах; знакомство с особой культурой общества глухих. В результате такой работы с семьей у родителей часто формируется позитивное представление о своем глухом ребенке и его возможностях, что несомненно, влияет на семейный климат и эффективность детско-родительского взаимодействия.
Возможные вследствие нарушения слуха вторичные нарушения эмоционального, социального и когнитивного развития могут предопределить ограничения в развитии личности глухого. В Голландии было проведено исследование 238 глухих детей в возрасте от 4 до 18 лет. По данным, полученным от родителей, 41% детей имели эмоциональные и поведенческие проблемы. Наибольшее число детей с такого рода трудностями воспитывались в семьях, характеризующихся обедненным детско-родительским общением. С возрастом у таких детей все чаще наблюдались тревожные и депрессивные состояния.
Согласно данным, полученным Ледерберг и Эверхарт, в общении глухого ребенка со слышащей матерью нарушен скорее содержательный аспект, чем эмоциональный. Глухие дети достаточно внимательны к сигналам матерей, стараются проявлять инициативу в общении, однако им сложнее, чем слышащим, удается поддерживать тему, они чаще дают указания своим матерям, чем задают вопросы. Большинство различий, обнаруживаемых в общении слышащих матерей со слышащими детьми и слышащих матерей с глухими детьми, по мнению этих исследователей, связаны скорее с нарушением речевого развития детей, чем с недоразвитием коммуникативных навыков
Исследования Розмари Калдерон глухих детей в возрасте от 9 до 53 месяцев и их семей показали, что коммуникативная компетентность и активное участие родителей в программах раннего вмешательства являются также важными условиями раннего речевого и социально-эмоционального развития, будущего развития чтения и академической успеваемости.
По мнению Натсон, Джонсон и Салливан, «ребенок с коммуникативными проблемами подвергается большему риску физического насилия даже в собственной семье». Особенное раздражение слышащих матерей, по данным, полученным Эллисом и Пакульски, вызывают глухие дети с неразборчивой устной речью
Обучающий потенциал жестового языка
МИДу в своей статье «Влияние жестового общения в раннем возрасте на интеллектуальное развитие и на становление социальных и коммуникативных навыков» пишет, что «самым важным в речевом развитии ребенка является не словарный запас сам по себе, а, скорее, возможность ребенка выражать с его помощью мысли и чувства... Слышащий ребенок уже к четырем годам имеет словарь объемом в 2—3 тысячи слов, а также умеет грамматически правильно построить из этих слов осмысленные высказывания, в то время как глухой пользуется лишь отдельными словами... Жестовый язык, который используется в большинстве семей глухих родителей, позволяет глухому ребенку общаться успешно и способствует его интеллектуальному и социальному становлению.
По данным Салливан и Шатл, полученным с помощью теста Векслера, глухие дети глухих родителей имели значимо более высокие вербальный и невербальный IQ, чем глухие дети слышащих родителей. В последние несколько лет стали очень популярными исследования формирования модели психического у детей с нарушением слуха. Важным представляется тот факт, что у глухих детей слышащих родителей (которых выделяют в группу поздно овладевших жестами — только в школьном возрасте) наблюдается значительная задержка в развитии модели психического, по сравнению с глухими детьми глухих родителей.
Эти данные нашли широкое подтверждение в других исследованиях, например, Петерсон и Сигал, рассматривают этот вопрос на материале 11 работ. Кроме работ, обосновывающих пользу применения жестового языка в обучении и воспитании глухих, существуют исследования, результаты которых указывают на благоприятное воздействие обучения жестовому языку на интеллектуальное и лингвистическое развитие слышащих детей.
Заключение
Среди западных специалистов постоянно идут дискуссии об эффективности традиционных и новых программ обучения глухих. Хорошо известно, что глухие дети испытывают особые трудности в формировании навыков чтения, и особенно в понимании письменного текста. Заучивание слов и составление предложений из них — один из традиционных подходов к обучению чтению, который современные зарубежные психологи и педагоги признают малоэффективным. Исследования показывают, что эффективность запоминания и узнавания слов, а также понимания письменной речи, значительно повышается при использовании жестовой речи параллельно с чтением текста, а также видео-переводов рассказов, предназначенных для чтения. В связи с этим разрабатываются специальные программы обучения чтению при поддержке жестового языка. Жестовый язык в западных странах признается важным инструментом получения информации и приобщения к культуре детей с нарушениями слуха. Все чаще встречаются видео-варианты детских книг на жестовом языке
Однако продолжается активная разработка новых учебных программ, производится оценка их эффективности. Особенно важной представляется нам заинтересованность западного общества и государства в результативности обучения глухих детей и взрослых, когда вопросы образования глухих могут обсуждаться на уровне парламента. Политики обращают внимание на уровень школьной успеваемости глухих, на эффективно обучающих программ и необходимость поддержки жестового языка в обучении.
- Brinich P. Relationship between intellectual functioning and communicative competence in deaf children // Journal of Communicational Disorders. 1981. Vol. 14, Iss. 5. P. 429—434.
- Bull R., Marschark M., Blatto-Vallee G. SNARC hunting: Examining number representation in deaf students // Learning & Individual Differences. 2005. Vol. 15, Iss. 3. P. 223—236.
- Calderon R. Parental Involvement in Deaf Children's Education Programs as a Predictor of Child's Language, Early Reading, and Social-Emotional Development // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2000. Vol. 5, Iss. 2. P. 140—155.
- Cognitive Processing in Children Using Cochlear Implants: the Relationship between Visual Memory, Attention, and Executive Functions and Developing Language Skills / Surowiecke V.N., Maruff P., Busby P.A., Sarant J., Blamey P.J., Clark G.M. // Annals of Otology, Rhinology & Laryngology. 2002. Vol. 111, Iss. 5. P. 119—127.
- Desjardin J.L. Assessing Parental Perceptions of Self-Efficacy and Involvement in Families of Young Children with Hearing Loss // Volta Review. 2003. Vol. 103, Iss. 4, P. 391—409.
- Ellis L., Pakulski L. Judgments of Speech Intelligibility and Speech Annoyance by Mothers of Children Who Are Deaf or Hard of Hearing // Perceptual & Motor Skills. 2003. Vol. 96, Iss. 1, P. 324—328.
- Frostad P. Deaf children’s use of cognitive strategies in simple Arithmetic problems // Educational Studies in Mathematics. 1999. Vol. 40, Iss. 2. P 129—153.
- Goodwyn S., Acredolo L., Brown C. Impact of Symbolic Gesturing on Early Language Development // Journal of Nonverbal Behavior. 2000. Vol. 24, Iss. 2. P. 81—103.
- Knutson J.F., Johnson C.R., Sullivan P.M. Disciplinary choices of mothers of deaf children and mothers of normally hearing children // Child Abuse & Neglect. 2004. Volume 28, Iss. 9. P. 925—937.
- Lederberg A.R., Everhart V.S. Conversations Between Deaf Children and Their Hearing Mothers: Pragmatic and Dialogic Characteristics // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2000. Vol. 5, Iss. 4. P. 303—322.
- Lederberg A.R., Golbach T. Parenting Stress and Social Support in Hearing Mothers of Deaf and Hearing Children: A Longitudinal Study // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2002. Vol. 7, Iss. 4. P. 330—345.
- Loots G., Devisé I., Jacquet W. The Impact of Visual Communication on the Intersubjective Development of Early Parent — Child Interaction With 18- to 24-Month-Old Deaf Toddlers // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10, Iss. 4. P. 357—375.
- Luterman D. Counseling Families of Children with Hearing Loss and Special Needs // Volta Review. 2004. — Vol. 104, Iss. 4, P. 215—220.
- McCaffrey M. Great Books in Sign Language // School Library Journal. 2004. Vol. 50, Iss. 12. P. 30—30.
- Meadow K. Early Manual Communication in Relation to the Deaf Child's Intellectual, Social, and Communicative Functioning // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10, Iss. 4. P. 321—329.
- Mental Health Problems of Deaf Dutch Children as Indicated by Parents' Responses to the Child Behavior Checklist / T. van Eldik, P. Treffers, J. Veerman, F. Verhulst // American Annals of the Deaf. 2004, Vol. 148, Iss. 5. P. 390—395.
- Morford J. Insights to Language from the Study of Gesture: a Review of Research on the Gestural Communication of Non-signing Deaf People // Language & Communication. 1996. Vol. 16, Iss. 2. P. 165—178.
- Most T. The Use of Repair Strategies: Bilingual Deaf Children Using Sign Language and Spoken Language // American Annals of the Deaf. 2003. Vol. 148, Iss. 4. P. 308—314.
- Peterson C., Wellman H., Liu D. Steps in Theory-of-Mind Development for Children With Deafness or Autism // Child Development. 2005. Vol. 76, Iss. 2. P. 502—517.
- Pipp-Siegel S., Sedey A.L., Yoshinaga-Itano C. Predictors of Parental Stress in Mothers of Young Children with Hearing Loss // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2002. Vol. 7, Iss. 1. P. 1—17.
- Preisler G. The Development of Communication and Language in Deaf and Severely Hard-of-Hearing Children: Implications for the Future // International Journal of Pediatric Otolaryngology. 1999. Vol. 49, Supplement 1. P. S39 — S43.
- Sanford Koester L. Face-to-face Interactions Between hearing Mothers and Their Deaf or Hearing Infants // Infant Behavior and Development. 1995. Vol. 18, Iss. 2. P. 145—153.
- Schum R. Psychological Assessment of Children with Multiple Handicaps Who Have Hearing Loss // Volta Review. 2004. Vol. 104, Iss. 4, P. 237—255.
- Sullivan P., Schutle L. Factor Analysis of WISC-R with Deaf and Hard-of-Hearing Children // Psychological Assessment. 1992. Vol. 4, Iss. 4. P. 537—540.
- Swanwick R., Watson L. Literacy in the homes of young deaf children: Common and distinct features of spoken language and sign bilingual environments // Journal of Early Childhood Literacy. 2005. Vol. 5, Iss. 1. P. 53—78.
- Teaching sign language to hearing children as a possible factor in cognitive enhancement / Capirci O., Cattani A., Rossini P., Volterra V. // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1998. Vol. 3, Iss. 2. P. 135—142.
- Vernon M., Wallrabenstein J.M. The Diagnosis of Deafness in a Child // Journal of Communicational Disorders. 1984. Vol. 17, Iss. 1., P. 1—8.
- Vernon McCay. Fifty Years of Research on the Intelligence of Deaf and Hard-of-Hearing Children: A Review of Literature and Discussion of Implications // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10, Iss. 3. P. 225—231.
- Wauters L.N. Sign Facilitation in Word Recognition // Journal of Special Education. 2001. Vol. 35, Iss. 1. P. 31—41.
Предварительный просмотр:
«Роль жестового языка в социальном развитии глухих детей: обзор зарубежных публикаций»
Среди не очень многочисленных исследований по психологии глухих значительное место отводилось изучению социального и интеллектуального развития. Интерес к познавательному развитию был характерен как для отечественных, так и для зарубежных психологов.
Эти исследования стимулировались в первую очередь запросами практики, касающимися построения принципов обучения и системы реабилитации людей с нарушенным слухом. В образовании глухих развитых стран Запада во второй половине ХХ века произошли огромные изменения, связанные с кардинальной перестройкой отношения к обучению детей с проблемами. От дискриминации и изоляции этих детей западное общество перешло к их полной интеграции в школьном образовании.
Изначально главным вопросом психологии глухих являлось влияние речевого дефицита на формирование и протекание мыслительных процессов. И лишь многие годы спустя акценты в интерпретации результатов исследований были смещены с «невозможности говорить» на «невозможность слышать», то есть на ограничение возможности получать информацию из внешнего мира. Этот новый взгляд на проблему глухоты был связан с возросшим вниманием к изучению языка жестов как полноценной лингвистической системы, аналогичной устному разговорному языку, а также с данными сравнительных исследований психического развития детей из семей глухих и слышащих родителей, и простимулировал новую волну таких исследований.
Параллельно проводились медицинские исследования, в которых рассматривались различные по этиологии группы глухих детей, описывались генетические и приобретенные формы нарушений слуха, при которых глухота сочетается с другими нарушениями развития. Кроме того, разрабатывались (и продолжают разрабатываться) новые средства слухопротезирования, изучалась их эффективность и польза для коррекции дефектов слуха. В последние годы в особую категорию стали выделять детей, прошедших кохлеарную имплантацию.
Разнообразие путей развития глухих детей в зависимости от этиологии нарушения слуха, используемых средств коррекции, а также социальных условий обучения и воспитания, привело исследователей к пониманию того, что глухих детей нельзя рассматривать как гомогенную группу, характеризующуюся общими закономерностями познавательного и личностного развития.
Некоторый спад исследовательской активности в области психологии глухих в нашей стране заставляет нас обратиться к анализу зарубежной литературы и наметить новые перспективы в изучении особенностей психического развития лиц с нарушениями слуха.
Педагог-психолог
Смолкина (Савенкова) Елена Александровна
ГКОУ СКШИ №65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».
Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....
Доклад на тему: "Роль игры в процессе формирования детей среднего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете в дошкольном образовательном учереждении....
Проблема соотношения словесного и жестового языков в процессе обучения глухих детей по методу "билингвистический подход".
В статье представлены некоторые принципы преподавания по системе "Билингвистический подход".Анализируется соотношение жестового и словесных языков при преподавании по этому методу на разных уроках и и...
Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида"
Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида"...
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"
Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"...
доклад на тему "Роль родного языка в развитии школьника"
Работа посвящена о роли родного языка в развитии школьника. Какие методы можно использовать, чтобы дети говорили на родном языке....