Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
консультация по психологии на тему
Особенности психолого-педагогической диагностики и создания условий для личностного развития воспитанника в условиях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Развитие личности ребенка является конечной целью любого образовательного учреждения. И не важно какими средствами (художественное образование, физическое развитие, декоративно – прикладное творчество, танцевальное искусство и т.д. )педагоги достигают этой цели, какие промежуточные цели ставят в течении всего периода взаимодействия с воспитанником (победа на соревновании, выход на сцену, изучение материала, выполнение задания на контрольном занятии).
Получается, что большинство педагогов стремятся не только научить своего воспитанника основам определенной предметной деятельности, а развить личностные качества ребенка, вырастить своего выпускника, обращая внимание на его индивидуальные особенности и принимая во внимание свои представления о правильном формировании личности воспитанника.
Профессиональный подход к своей деятельности требует от педагога грамотно и ответственно подходить к реализации тех функций, которые на него возлагаются. А для этого он должен уметь ставить перед собой конкретные и реальные цели, уметь вырабатывать правильную стратегию и тактику работы, накапливать свой педагогический архив.
Если мы ставим цель наиболее полной реализации личности ребенка, нам необходимо периодически выявлять уровень развития и индивидуальных особенностей ребенка, оказание помощи в раскрытии задатков, способностей и интересов.
Определение и знание так называемого нормативного уровня развития детей позволяет выявить их индивидуальные особенности. На основе этих данных в дальнейшем осуществляется поиск наиболее эффективных групповых и индивидуальных форм обучения. Диагностика без коррекции – формальная бумажка.
Как изучить особенности наших ребят - воспитанников?
Педагог разрабатывает стратегию и возможности диагностической работы, отвечая на вопросы: зачем? что диагностируем? В сотрудничестве с психологом выбирается максимально удобная форма для педагога и проводятся исследования.
В зависимости от запроса педагога, можно подобрать методики, направленные на изучение разных сторон личности ребенка.
Специфика нашей деятельности требует подбор методик, которые можно проводить в группе, затрачивая небольшое количество времени, легкость обработки и наглядность представления результатов.
Проективные методики:
- «Рисунок человека» (экспрессивная методика - выражение)
(Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.10 ISBN 5 – 305 -00 58 -0 Тираж 15 000 экз.)
Цель: Изучение личностных особенностей.
Цель: диагностика эмоциональных связей.
- Цветовой тест Люшера (импрессивная - впечатление )
(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.42, 118. 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.)
Цель: Выявление степени комфорта ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, расчет энергетического баланса организма и показателя суммарного отклонения от нормы психологического благополучия .
Опросники и тесты :
- Социометрия
(Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии.-С.382 ISBN 5 – 691 -00112 -4 Тираж 200 000экз.)
- Методика Вартега «Круги»
(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.536 ISBN 5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)
Цель: определение оригинальности, беглости, гибкости мышления
- Методика «Две линии»
(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001-С.235 ISBN 5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)
Цель: изучение творческой продуктивности на образном материале.
- Методика «Предложения»
(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.234 ISBN 5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз.)
Цель: изучение творческой продуктивности при операциях с символическим материалом.
- Задачи Гилфорда
(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.45, 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.).
Цель: определение уровня развития дивергентого (разнонаправленного, творческого) мышления.
Рисунок семьи
(Венгер А.Л. психологические рисуночные тесты: Иллюстрационное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.116)
Цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.
Методика «Автопортрет»
(Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М. Дидакт, 1991 – с. 52)
Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
- Личностный опросник Кеттела
(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.46,109).
Цель: Изучение личностных особенностей школьников.
- Шкала явной тревожности для детей СMAS
(Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова.-М.: АРКТИ, 2006.-С.86 )
Цель: выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.
- Шкала тревожности (автор А.М. Прихожан)
(Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова.-М.: АРКТИ, 2006.-С.99 )
Цель: изучении уровня и характера тревожности.
- Анкета для изучения психологического климата в коллективе
(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998- С.59)
- «4 задания»
(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998 – С.31)
Цель: Изучение творческого воображения.
- Тест Тулуз-Пьерона
(Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.43, 97).
Цель: Изучение свойств внимания, особенностей волевой регуляции.
- Сложные аналогии
(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995.-С.131)
Цель: Выяление уровня понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей.
- Методика для оценки логического мышления
(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995.-С.141)
Цель: Исследование логического мышления.
- Определение индивидуальных особенностей памяти
(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998-С.25)
- Пиктограмма
(Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – С.189)
Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
- «Опросник САН»
(Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2000 – с. 171)
Цель: Оперативно оценить самочувствие, активность и настроение воспитанника.
- «Личностная шкала проявлений тревоги»
(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995 – С.159)
Цель: Измерить уровень тревожности.
- «Методика полярных профилей»
(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998- С.57)
Цель: Изучить психологический климат в коллективе.
- «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири»
(Альманах психологических тестов.- М.: «КСП», 1995 – С.345)
Цель: Изучить стиль и структуру межличностных отношений и их особенностей, представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, выявление зон конфликтов
- «Социально- психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)»
(Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии. – С. 389)
Цель: Комплексно оценить уровнь развития в группе отношений, характерных для коллектива
- «Методика Сишора»
(Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001.-С. 671)
Цель: Определить индекс групповой сплоченности.
- Определение индивидуальных особенностей памяти
(Диагностика развития психики школьников./Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары- Йошкар-Ола: «Клио»- «Марий Эл учитель», 1998-С.25)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"
В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме.
В помощь классному руководителю - учителю-предметнику...
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...