Психологическая подготовка наших детей к предстоящим экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

Бабакаева Татьяна Дмитриевна

Экзамены представляют собой не­лёгкую и неприятную, но неизбежную часть нашей жизни. Они требуют боль­шого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. С введением ЕГЭ тревожное состояние выпускников и родителей усилилось, как неизбежное следствие всего нового, неизведанно­го. Педагогическая практика и опыт проведения ЕГЭ показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести её к минимуму, если и взрослые, и выпускники будут всесторонне под­готовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnyy_tekst.docx23.19 КБ
Office presentation icon psiholog.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям «Экзамены на носу»

(Слайд №1)

Экзаменационный период учебного года – это, как правило, особая пора и для школьников, и для родителей. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Конечно, успешное завершение учебного года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно организованной помощи со стороны родителей.

(Слайд №2)

Дети, которым безразличен результат обучения, - исключение из правил. Конечно, ожидания и повод для переживаний у каждого свои: для кого-то «4» - настоящее горе, для кого-то «3» - праздник; тем не менее, практически все ученики испытывают в это время большое физическое и психологическое напряжение, состояние тревоги.

Родители знают своего ребёнка лучше других и могут оказать эффективную помощь в подготовке к экзаменам. Самое главное - оставить на этот период любые назидательные и нравоучительные беседы и сосредоточиться именно на поддержке и реальной помощи детям.

При подготовке к экзаменам большое значение имеют два больших аспекта:

1. Психологический настрой, который тесно связан с мотивацией  (когда вы можете помочь обрести чувство уверенности в своих силах, умение владеть собой в ситуации проверки знаний);

  • Постарайтесь забыть неуместные и бесполезные фразы: «Я же тебе говорила раньше», «Я ещё зимой предупреждала», «Ты вот нас не слушал» и т. д. Давайте ребёнку возможность выговориться о своих тревогах и волнении, займите позицию слушателя, не стремящегося прокомментировать или оценить каждое суждение ребёнка, даже если оно вам кажется спорным. Настраивайте его с помощью установок «Я в тебя верю», «В нужный момент ты вспомнишь», «Мы понимаем тебя и сочувствуем». Потому что сейчас ребёнок нуждается в вашей дружеской поддержке и сопереживании наиболее остро.

Исключите на этот период все конфликтные вопросы, касающиеся учебной деятельности, стимулируйте ответственность в подготовке к экзамену и поддерживайте у детей веру в собственные силы.

  • Детям тревожным полезно рассказать историю об удачной сдаче экзаменов из собственного опыта. Следите при этом за их реакцией. Если вас сейчас не хотят слушать или вы замечаете, что это сейчас неинтересно, не стоит настаивать. В состоянии психологического напряжения ваш рассказ в таком случае может вызвать раздражительность, или усугубит нервозность. Если вы видите, что слушают увлечённо - рассказывайте подробно, не спеша, описывая собственные ощущения.

Ребёнку мнительному поможет обрести уверенность в себе какой-то добрый знак, увиденный вами. Возможно, вам приснился какой-то знаковый сон или птичка постучала в окошко, принесла добрую весть. Или у вас есть счастливый пятачок, который приносил удачу ещё вам в школьные годы, он обязательно принесёт удачу и наследникам.

  • У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим оптимального решения учебных задач. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам. Кто-то лучше запоминает и усваивает утром - пусть максимально загруженным будет утро; привык сидеть за учебниками поздно вечером - пусть время работы будет традиционным. Следите за тем, чтобы обязательно чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего в этом случае будут прогулки на свежем воздухе.

Помогите правильно организовать свое рабочее место. Проследите, чтобы было достаточно хорошее освещение, чтобы уменьшить нагрузку на глаза.  Поставь на стол предметы или картинку в желтой или синей тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

  • Питание должно быть сбалансированным, лучше 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Но привычным, особенно в период экзаменов, так как реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой.

Полезно употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Перед самим экзаменом наедаться не следует.

2 аспект – это структурирование дней подготовки к экзаменам.

Разбейте весь учебный материал на равные части и контролируйте ежедневное выполнение задания. Не ругайте детей за отсутствие необходимого материала для подготовки к экзамену, лучше помогите найти недостающие источники.

Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них - определённый рубеж, после которого обязательно нужен отдых.

(Слайд №3)

Необходимо объяснить учащимся, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах.

Можно вместе с ребёнком выполнить одно очень полезное упражнение. Чтобы помочь ему найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно. Упражнение называется «Мои ресурсы».

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь ребенок должен записать те свои качества и характеристики, которыми может гордиться, которые считает своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны он должен написать, каким образом она сможет помочь ему во время экзамена.

(Слайд №4)

Правильная организация заучивания материала заключается, прежде всего, в опоре на тот вид памяти, который у вашего ребенка развит лучше. Обратите внимание на то, как ему легче запоминать: имея материал перед глазами, на слух или записывая его несколько раз?

  • Если у ребёнка преобладает зрительная память, лучше заучивать «с листа учебника», представлять зрительно страницу учебника, карту, схему и др.

  • Если легче запоминать на слух, лучше читать и произносить материал вслух,  воспользоваться диктофоном для записи и последующего прослушивания. Родителям можно даже самим почитать учебный материал для ребёнка.

  • Очень полезно задействовать и зрительно-моторную память, когда ребёнок несколько раз записывает выученные даты, формулы, иностранные слова, рисует схемы. Кстати, изготовление шпаргалок именно в этом плане может оказаться довольно полезным, главное, не следует их потом использовать на экзамене.

Любое заучивание материала должно быть осмысленным. Почти в любом текстовом материале содержатся сведения, которые можно обобщать, группировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, выделяя главное.

(Слайд №5)

По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Даная форма проверки знаний - это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определённой области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением - этому обязательно нужно учить и учиться.

Не используйте перед экзаменом для подавления своей нервозности успокоительные средства и лекарства, так как они могут оказать вам медвежью услугу: они подавят нервозность, но вместе с тем замедлят и ваше мышление. Другая крайность, когда мотивация низкая: «Не важно, как я сдам экзамен, родители всё равно меня пристроят как-нибудь». Низкая мотивация (как правило, она характерна для слишком самоуверенных людей с завышенной самооценкой) заранее делает непродуктивной саму подготовку к экзаменам, вы подсознательно надеетесь, что всё как-нибудь обойдётся, излишне полагаетесь на свои силы и не стремитесь систематизировать и упрочить свои знания.

 

 

Подготовила педагог-психолог ГБОУ Лицей № 1560

Бабакаева Татьяна Дмитриевна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам - 2016 Педагог-психолог Бабакаева Татьяна Дмитриевна Рекомендации психолога

Слайд 2

Чувство тревоги. Как помочь? Психологический настрой, мотивация Личный положительный опыт Режим дня, организация рабочего места Правильное питание Структурированная подготовка

Слайд 3

Как чувствовать себя увереннее? Разделите лист бумаги на 2 части. В левой стороне укажите те качества, которыми ребенок может гордиться. В правой стороне напротив каждого качества укажите чем это может помочь на экзамене.

Слайд 4

Как запоминать больше и легче? Правильная организация заучивания материала – опора на тот вид памяти, который развит лучше: Зрительная память – представляйте страницу учебника, схему или формулу Запоминать на слух – попросите, чтобы вам читали материал или произносите его вслух Зрительно-моторная память – несколько раз запишите дату, формулу или схему, чтобы лучше запомнить её. Главное – это осмысленное запоминание!

Слайд 5

Полезно знать: Использование перед экзаменом для подавления своей нервозности успокоительных средств и лекарств может оказать медвежью услугу: они подавят нервозность, но вместе с тем замедлят и мышление. Средства, повышающие бодрость и активность (например, много крепкого кофе) стимулируют только нервную систему, но не умственную деятельность.

Слайд 6

Полезно знать: Оставшееся до экзаменов время – это хороший шанс воспользоваться дополнительными занятиями и консультациями с учителями школы, чтобы получить более чёткие представления и знания по тем предметам и темам, в которых вы испытываете затруднения. Перед экзаменами необходимо хорошо выспаться, в последний момент выучить весь материал затруднительно, а для успешной сдачи экзамена кроме знаний нужно работоспособное состояние нервной системы.

Слайд 7

Успехов вам в подготовке и сдаче экзаменов! Мы верим, у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку

От автораИз истории вопроса совместной  проектной деятельности учителя и ученика. Организация деятельности в виде проектов становится более оправданной и необходимой в современной пара...

Советы родителям по психологической подготовке детей к экзамену

В данном материале даны некоторые советы родителям, как лучше подготовить детей к экзаменам....

Что нужно знать о предстоящих экзаменах

Первое родительское собрание в 9 классе...

программа психологической подготовки детей к Экзаменам

Коррекционно-развивающая программа направленная на психологическую подготовку детей к экзаменам...

Сложности психологической подготовки одаренных детей в спортивной и соревновательной деятельности

Для достижения успехов в спорте важно, чтобы одаренный подросток знал свои природные особенности, владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям спортивной деятельности, оп...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...