Сложности психологической подготовки одаренных детей в спортивной и соревновательной деятельности
статья
Для достижения успехов в спорте важно, чтобы одаренный подросток знал свои природные особенности, владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям спортивной деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Сознательное, творческое отношение подростка к занятиям спортом, целеустремленный поиск им лучших способов и упражнений в действиях на точность результата и при выполнении в своей спортивной деятельности способствуют выработке индивидуального стиля. Только овладев в совершенстве своим индивидуальным стилем выполнения упражнений, одаренный подросток спортсмен может надеяться на достижение высоких результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложности психологической подготовки одаренных детей в спортивной и соревновательной деятельности
Калинин Р.Ю.
МАУ ДО ДЮСШ №6
Для достижения успехов в спорте важно, чтобы одаренный подросток знал свои природные особенности, владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям спортивной деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Сознательное, творческое отношение подростка к занятиям спортом, целеустремленный поиск им лучших способов и упражнений в действиях на точность результата и при выполнении в своей спортивной деятельности способствуют выработке индивидуального стиля. Только овладев в совершенстве своим индивидуальным стилем выполнения упражнений, одаренный подросток спортсмен может надеяться на достижение высоких результатов.
Формирование индивидуального стиля деятельности эффективнее всего происходит под влиянием правильно организованного учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Наряду с заинтересованностью самого одаренного подростка необходимым условием являются умелые действия тренера. Он должен знать особенности нервной системы и темперамент своих одаренных учеников, уметь разобраться в них, быть способным найти сильные и слабые стороны подростка спортсмена. Тренер и одаренный спортсмен подросток должны знать, что индивидуальные особенности темперамента проявляются не только во время соревнований, но и на тренировках. Так, при изучении новых упражнений подростки - сангвиники быстро схватывают основы новой техники — им легче усвоить азы групповой или индивидуальной спортивной деятельности. Новые упражнения они могут выполнять иногда даже с первой попытки (хотя и с ошибками) отдельные сложные упражнения, но не любят длительной и тщательной работы над их совершенствованием. Это же относится и к технике выполнения в различных видах спорта отдельных специализированных упражнений. Подростки - флегматики же, как правило, не станут выполнять новых упражнений, если что-то в технике им неясно, но склонны к кропотливой, длительной работе над овладением ею.
Темперамент, будучи прирожденным свойством человека, не играет определяющей роли в его жизнедеятельности. Спортсмен должен научиться управлять своим темпераментом.
Характер и способности не являются врожденными и неизменными свойствами личности. Они формируются непосредственно в деятельности. «Дельным человек становится только в деле», — утверждал П. Ф. Лесгафт. Только в деятельности происходит активное качественное становление личности. Благодаря упражнениям задатки подростка спортсмена превращаются в способности, а способности — в талант. С помощью упражнений происходит кристаллизация устойчивых отношений человека к труду, самому себе, к коллективу и другим людям. «Посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу». В деятельности формируются также познавательные, эмоциональные и волевые черты характера.
Нельзя выработать в себе и развить ни одного волевого качества без преодоления препятствий. Для одаренного подростка препятствиями могут стать объективные условия деятельности (например, в разных видах спорта свои препятствия) или изменения состояния организма подростка (например, усталость, недомогание), а также предполагаемые и непредвиденные — экстренные, внешние и внутренние, объективные и субъективные. Перечислить все препятствия и научить одаренного подростка спортсмена точным способам их преодоления невозможно. Вместе с тем можно рекомендовать некоторые общие пути совершенствования волевой подготовки одаренных подростков спортсменов. Система тренировок спортсменов должна включать в себя элементы, которые встречаются на соревнованиях.
Для того чтобы сознательно готовиться к различным соревнованиям и успешно выступать на них, одаренный подросток должен точно знать основные соревнования и тренировочные сборы в сезоне, на которых планируется его участие, и конкретные задачи, которые он на них должен решить. Важно развернуть перед ним перспективу занятий спортом. Показать, как частные задачи подчиняются одной главной цели. Например, способному подростку спортсмену первого разряда, имеющему около сотни стартов, тренер так поставил цель: «Я не сомневаюсь в том, что через несколько лет вы станете мастером спорта, будете защищать честь команды округа, а возможно, и нашей родины. У вас есть для этого все необходимые задатки. Но для того, чтобы развить их, потребуется большой наш с вами совместный труд и терпение. Мы будем работать по плану. На предстоящем тренировочном сборе мы будем работать над техническими элементами ваших действий. К концу сбора вы научитесь полностью правильно выполнять комплекс упражнений и укрепить ваш физический фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться ваш путь наверх. На соревнованиях вы уже сможете выступать по полной программе и покажете результат, который я вам определю накануне соревнований. Эти соревнования для вас будут первым шагом к достижению спортивных высот».
Цели вырабатываются одаренным подростком совместно с тренером, товарищами по команде, ну и огромное влияние на подростков оказывают родители. Порою бывает так, что во время выступления на соревнованиях одаренный подросток спортсмен считает, что мобилизовать все свои силы для достижения максимального результата ему мешают небольшие травмы или недомогания. Замечены две тенденции поведения подростков в этих условиях. Есть подростки, склонные преувеличивать серьезность состояния своего здоровья или даже симулировать болезнь для оправдания возможной неудачи на соревнованиях таких меньшинство. Большинство одаренных подростков, несмотря на заболевания или травмы, находят в себе силы достичь наилучшего результата.
Направленность личности одаренного подростка не является (психическим образованием, раз и навсегда сформировавшимся) и далее не меняющимся. Ценностные ориентации и мотивация могут меняться время от времени под влиянием окружающей подростка действительности и, прежде всего, в зависимости от содержания и условий спортивной деятельности. Мотивация занятий спортом особенно подвержена изменениям. За недолгую спортивную карьеру мотивация одаренного подростка качественно меняется несколько раз. Мотивация начинающих одаренных подростков спортсменов подвержена сильному влиянию внешних и внутренних факторов, не связанных со спортом. Мотивы друг с другом не согласованы, распылены, но ярки и сильно эмоционально окрашены. Мотивы быстро появляются, быстро и затухают.
У одаренных подростков спортсменов второго и первого взрослых разрядов сильны мотивы, связанные с процессом самой соревновательной деятельности. Появляются сильные мотивы социального характера — соперничество, рост спортивных достижений, желание быть в коллективе и др. Главное, что на этом уровне желание заниматься спортом прочно увязывается с достижением определенного результата. Постепенно вокруг мотивов, направленных на результат, формируется относительно постоянная основа мотивации занятий именно этим спортом.
Мотивация одаренных подростков, имеющих квалификацию кандидата в мастера спорта и выше, характеризуется сильными результативными мотивами, побуждающими подростка к наивысшей результативности. Стремясь к спортивным вершинам, одаренный подросток действует целеустремленно, опираясь на строгую иерархию мотивов. Независимо от уровня мастерства в период нарастающего застоя результатов и приближения финиша спортивной карьеры у одаренных подростков еще долго сохраняется мотивация предыдущего уровня. Но постепенно мотивы перегруппируются: мотивы соревнования и достижения высоких результатов отступают на задний план, на первый план возвращаются мотивы, связанные с самим процессом спортивной деятельности, кроме того, появляются сильные мотивы, касающиеся будущей жизни вне спорта. Конкретные мотивы меняются еще чаще. Поэтому тренер должен четко знать, какой качественный уровень мотивации присущ для данного конкретного одаренного подростка, в соответствии с этим строить дальнейшие планы.
Однообразие производимых одаренным спортсменом подростком на тренировке действий в условиях уже сформированного навыка не только затрудняет сознательный контроль их выполнения, но и вызывает нежелательные психологические последствия: пресыщение, потерю интереса и снижение работоспособности. К сожалению, меняется и мотивация. Скука и однообразие незаметно ослабляют мотивы достижения наивысших результатов. Этого допустить никак нельзя. Поэтому для опытных одаренных подростков спортсменов на тренировке следует вводить соревновательные элементы в форме спортивной игры.
Спорт – это специфический вид человеческой деятельности и в тоже время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но числе и государства. В настоящие время спортивная деятельность делится на три категории: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт. Если главной целью людей, занимающихся массовым спортом, является укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, проведение досуга, то в спорте высших достижений главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей людей в процессе выполнения разнообразных физических упражнений.
Список литературы:
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - Л., 2001.
- Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М., 1986.
- Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М.: Эребус, 2006.
- Сальников, В.А. Спортивная деятельность и способности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. -
- Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шмакова // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение одаренных детей
На протяжении всего доклада решается важный вопрос: "Одаренный ребенок - дар или наказание?"....
Семинар для психологов "Психологическое сопровождение одаренных детей"
Одаренные дети - уникальные, им нелегко в этом неспокойном мире. Они чрезвычайно уязвимы, поэтому требуют особого внимания. Общество, государство не имеет права терять ни одного из них, ведь, теряя та...
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускоре...
«Психологические особенности спортивной и соревновательной деятельности в парусном спорте».
К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ). При этом в деятельности ДЮСШ...
Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей (5-6 класс)
Одаренность детей выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений Они проявляют повышенную любознательность и сообразительность. Нестандартные задания для одарённых...