«Линия жизни»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа по профилактике ПАВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_upotrebleniya_pav.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по профилактике ПАВ «Линия жизни» Составили педагоги-психологи ГКОУ СКОШ №52: Тимошенко Е.А. Трефильева Д.В. Москва |
Программа
Наименование программы:
«Профилактика употребления ПАВ»
Назначение программы:
Программа является организационной основой деятельности педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников, родителей, и обучающихся общеобразовательных учреждений, представителей общественных и других организаций.
Пояснительная записка:
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена.
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.
Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. Это направление затрагивает работа в рамках эксперимента по теме «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».
Цель: Сохранение и укрепление здоровья подростков. Создание в школьной среде условий препятствующих распространению ПАВ. Формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.
Задачи:
Совершенствование методов и форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в школе.
Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ.
Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.
Задачи практического этапа:
Совершенствование работы по профилактике ПАВ.
Расширение методов и приемов профилактической работы:
использование игровых элементов;
создание банка презентаций по профилактике;
разработка тренинговых занятий по профилактике ПАВ;
выступления агитбригады в рамках заявленных декад (месячников) борьбы с вредными привычками.
Создание условий, позволяющих волонтерам вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Задачи аналитического этапа:
Анализ проделанной работы: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
Создание методической базы учебного заведения по профилактике употребления ПАВ.
Выпуск методических рекомендаций.
Участники программы
Участниками программы «Профилактика употребления ПАВ» являются обучающиеся школы, педагогические работники, родители, администрация.
Этапы реализации программы.
Разработка мероприятий по профилактике ПАВ;
Организация и проведение мероприятий, вечеров, акций – в течение года;
Подготовка банка презентаций, буклетов.
Принципы реализации программы
- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;
- включения в решение задач программы всех обучающихся школы.
Механизм реализации программы
Деятельность по реализации программы предполагает:
- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков,
токсических средств и причин, побудивших к этому;
- создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;
- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.
- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
- пополнение фонда библиотеки, создание в ней зон и центров для получения современной информации по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий;
Основные направления деятельности и формы работы
Диагностика и анкетирование учащихся среднего и старшего звена, процесса и условий их развития: выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.
Основные формы реализации программы
В основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
Круглый стол
Классные часы
Беседы
Акция
Конкурсы
Тренинги
Организация взаимодействия
Между школой и отделом полиции №2, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, общественными организациями, городским центрами медицинской профилактики, библиотеками, сетью учреждений дополнительного образования.
Сроки реализации программы: 2012– 2014 уч. год.
Мероприятия программы «Профилактика употребления ПАВ»
№ | Направления деятельности | Название мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организационная | - разработка Программы «Профилактика употребления ПАВ»; - составление базы данных | 2012 г. Ежегодно | Социально-психологическая служба Социальный педагог |
2 | Внеурочная | - проведение классных часов; - организация бесед с медицинскими работниками; - посещение спортивных секций; - проведение акций «Мы за здоровый образ жизни», «Скажи ПАВ – НЕТ!»; «Спорт вместо наркотиков». - Военно-спортивная игра «Зарница» - Международный день отказа от курения; - конкурс презентаций; - тренинги здорового образа жизни; - круглый стол: « Как бороться с вредными привычками», «Хочешь быть здоровым – будь им»; - конкурс плакатов «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Здорова нация – здорова планета»; - встреча с инспекторами ПДН; - проведение тематических классных часов и бесед, посвящённых Международному Дню отказа от курения (3 четверг ноября), Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Дню, Всемирному дню здоровья (7 апреля), Дню памяти погибших от Спида (19 мая) - акция «Здоровым быть модно!». - Неделя правовых знаний - Неделя здоровья | Ежемесячно Два раза в год В течение года Ежемесячно Май - июнь Ноябрь В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года 1 раз в месяц | Классные руководители. Медицинский работник Руководитель физ. Культуры. Волонтеры Руководитель физ. Культуры. Учитель ОБЖ Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба Социальный педагог, волонтеры Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба Педагог-организатор Социальный педагог. Преподаватель физической культуры. |
3 | Работа с родителями | - проведение тематических родительских собраний. -выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки; - в целях изучения условий и причин возникновения вредных привычек у подростков систематически проводить следующую работу: - посещение семей учащихся; - тестирование, - анкетирование родителей и детей; - поиск педагогических рекомендаций, повышающих эффект отказа от вредных привычек. | В течение года | Социально-психологическая служба |
4 | Работа с педагогами | Курс лекций по профилактике ПАВ -Круглый стол «Злоупотребление ПАВ с обучающимися школы» - Семинар «Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни» | В течение года Февраль Март | Центр медицинской профилактики Социально-психологическая служба Социально-психологическая служба |
Предполагаемый результат:
1 год | ||
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. | Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. | Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга. |
Формирование развитой Я - концепции у обучающихся. | Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе. | Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. |
Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ. | 1.психологическая поддержка подростка, 2.формирование адекватной самооценки, 3.формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью. | Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. |
Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д. | Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ. | Психологическое наблюдение. |
2 год | ||
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. | Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. | Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга. |
Сформировать понятие о причинах зависимого поведения. | Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов. | Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Педагогическое наблюдение. |
Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека. | Обучающиеся должны знать: - болезни, связанные с применением ПАВ; - причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании); - вредное влияние ПАВ на организм человека. Обучающиеся должны уметь: - применять полученные знания на практике; - уметь говорить «Нет»; - вести активный здоровый образ жизни. Обучающиеся должны приобрести навык: - работы в коллективе; - высказывания своих мыслей; - изучения научной литературы. | Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. |
На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается), проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.
Используемая литература:
1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
2. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
3. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
4. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
5. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
6. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
7. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.
8. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
Информация о программе
Название программы: «Программа профилактики употребления ПАВ»
Номинация конкурса: Программа по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду ЗОЖ и на профилактику ПАВ.
Программа разработана и реализуется в МБОУ СОШ №27
Актуальность программы: появление программы вызвано проблемой ухудшения здоровья подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит образовательному учреждению и семье, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Цели: Сохранение и укрепление здоровья подростков. Создание в школьной среде условий препятствующих распространению ПАВ. Формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.
Задачи:
Совершенствование методов и форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в школе.
Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ.
Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.
Этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года;
Разработка мероприятий по профилактике ПАВ;
Организация и проведение мероприятий, вечеров, акций – в течение года;
Подготовка банка презентаций, буклетов.
Подведение итогов – 2014год
Реализация программы: Программа реализуется в ученических коллективах.
Ожидаемые результаты осуществления программы
Научные результаты:
- теоретическое обоснование целей, задач и содержания, этапов и условий функционирования и становления системы здоровьесозидающей деятельности школы.
- обобщения результатов в научных статьях.
Практические результаты:
- Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.
- Научить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов.
- Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
- Формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
За окном чья–то линия жизни ...
* * * За окном чья–то линия жизниПроходит длиною в вечность,Утончённая нитью...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Сценарий проведения акции "Оставайся на линии жизни"
Пропаганда здорового образа жизни и формирование правильных духовных ценностей является одной из важных задач любого государства для поддержания здоровья нации. Причем инициатива должна происход...
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Рабочая программа по биологии для 8 класса линия "Линия жизни" по учебнику В. Пасечника
Рабочая программа по биологии для 8 класса по учебнику В. Пасечника ФГОС. Материал расчитан на изучение в объёме 68 часо (2ч в неделю). В данной рабочей программе учтены современные направления ...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...