Рабочая программа по биологии для 8 класса линия "Линия жизни" по учебнику В. Пасечника
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 класса по учебнику В. Пасечника ФГОС. Материал расчитан на изучение в объёме 68 часо (2ч в неделю). В данной рабочей программе учтены современные направления и тенденции современных требований к изучению курса биологии. Отражено тематическое тестирование, контрольные и практические работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 51.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно- методического комплекта «Линия жизни» под редакцией профессора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание примерной программы .
Рабочая программа по биологии для 8 класса построена на основе:
- закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
- основной образовательной программы - фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по биологии;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;
- учебного плана МОУ-ООШ с. Семёновка
-программы: «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2014г.
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В курсе биологии 8 класса обучающиеся приобретают знания о организме человека. системах органов, гигиене, основах здорового образа жизни.
В рабочей программе соблюдена преемственность с примерными программами начального общего образования.
Цели и задачи изучения курса биологии в 8 классе:
знать:
-систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
1
уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Место курса биологии в базисном учебном плане:
На изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю).Содержание курса биологии в 8 классе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в 9 классе.
Общая характеристика курса биологии:
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью
Изучение биологии в 8 классе обусловливает достижение
Личностных результатов:
-Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма. - Формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни ;
2
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, отстаивать своё мнение;
- Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Предметные результаты:
- .Формирование системы научных знаний о организме человека.
- Знание систем органов и их место в общих функциях организма.
- .Формирование и грамотное применение основ оказания первой помощи.
- .Формирование основ экологической грамотности.
Основное содержание курса:
Основное содержание учебного курса Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
3
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Планируемые результаты изучения биологии в 8 классе:
научить:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека.
- использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
4
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Формы контроля:
-тестирование
-результаты практических работ
-самоконтроль
-устный контроль.
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | РАЗДЕЛ. ТЕМА. | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ДАТА ПЛАН ФАКТ | |
| ВВЕДЕНИЕ. | 3ч | |||
1 | Науки о человеке и их методы | 1 | П.1 Отв. на вопр №1-3 | ||
2 | Биологическая природа человека. Расы человека | 1 | П.2 Подг. презентацию . | ||
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | 1 | П.3 Отв. на вопр.№2 | ||
РАЗДЕЛ1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | 4ч | ||||
4 | Строение организма человека | 1 | П.4 Выуч. типы тканей. | ||
5 | Лабораторная работа №1 Тема: Изучение микроскопического строения тканей организма человека. | 1 | П.2-3 повтор. | ||
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 1 | П.6Стр.29 №1-4 | ||
7 | Обобщающий урок | 1 | Стр. 30. | ||
РАЗДЕЛ 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. | 6ч | ||||
8 | Состав, строение и рост кости Лабораторная работа №2 Тема: Изучение микроскопического строения кости | 1 | П.7.По рис.13. Выуч. строение трубчатой кости. | ||
9 | Соединение костей. Скелет головы | 1 | П.8 рис. 16. Выуч. строение скелета. | ||
10 | Скелет туловища, конечностей и их поясов | 1 | П9 По рис. 20 выучить . | ||
11 | Строение и функции скелетных мышц | 1 | П.10. Рис.22-23 | ||
12 | Работа мышц и ее регуляция. Лабораторная работа№3 Тема: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. | 1 | П11. Рис. 26. Отв. на вопр. | ||
13 | Нарушение опорно-двигательной системы. | 1 | П12 Рис.27-28 | ||
РАЗДЕЛ3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА | 4ч | ||||
14 | Состав внутренней среды организма и ее функции. | 1 | П.13 №1-4 Отв. на вопр. | ||
15 | Состав крови. Постоянство внутренней среды | 1 | п14 №1-4 Отв. на вопр. | ||
16 | Состав и свойства крови. Свертывание и переливание крови. Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое строение крови. | 1 | П15 Рис.33. Выучить определения. | ||
17 | Иммунитет и его нарушения | 1 | П.16. Рис 34 выучить. | ||
РАЗДЕЛ 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЗОВАНИЯ. | 4ч | ||||
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца | 1 | П.17. Рис35 Выуч. строение сердца. | ||
19 | Сосудистая система. Лимфообращение. | 1 | П18. Выуч. Круги кровообращения. | ||
20 | С/Сосудистые заболевания. Практическая работа №1. Тема:Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Стр.83. Отв.на вопр. | ||
21 | Контрольное тестирование№1 Тема: Кровеносная система. | 1 | Повтор. П.17. | ||
РАЗДЕЛ 5. ДЫХАНИЕ. | 6ч | ||||
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 1 | П.20 №1-3 отв. на вопр.,рис. 41. | ||
23 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | 1 | П.21№1-5 выуч. по рис. 42. | ||
24 | Лабораторная работа №5 Тема: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха | 1 | П.20- повтор. | ||
25 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация | 1 | П.23 №1-5 | ||
26 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Уметь оказать 1-ую. Помощь. | ||
27 | Контрольное тестирование№2 Тема:Дыхание человека. | 1 | Повт. П.23. | ||
РАЗДЕЛ 6. ПИТАНИЕ. | 6ч | ||||
28 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 1 | П.24 Рис. 48 – выучить. | ||
29 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод | 1 | П.25. Рис.49-50. | ||
30 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | П.26. по рис. 51. Выуч. строение желудка. | ||
31 | Всасывание питательных веществ в кровь | 1 | П.27 рис.53.№1-4. | ||
32 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 | П.28.№1-4. | ||
33 | Обобщающий урок. | 1 | Повт. П.21-28 | ||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. | 5ч | ||||
34 | Пластический и энергетический обмен. | 1 | п.29 №1-3 | ||
35 | Ферменты и их роль в организме человека | 1 | П.30 №1-2 | ||
36 | Витамины и их роль в организме человека | 1 | П.31 Подг. презентацию. | ||
37 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ | 1 | П32. Разобрать таблицы. | ||
38 | Контрольное тестирование№3 Тема:Обмен веществ. |
| Повторение. | ||
РАЗДЕЛ8 ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА. | 4ч | ||||
39 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 1 | По рис. 57. выучить П.33 | ||
40 | Заболевание органов мочевыделения. | 1 | П34. Отв. на вопр. | ||
41 | Обобщающий урок. | 1 | повтор. изученного раздела. | ||
42 | Контрольное тестирование.№4 Тема:Обменвеществ. | 1 | П.29-33 повторить. | ||
РАЗДЕЛ.9. ПОКРОВЫ ТЕЛА. | 4ч | ||||
43 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи | 1 | П.35. №1-5 | ||
44 | Болезни и травмы кожи | 1 | П.36 подг. презентацию. | ||
45 | Гигиена кожных покровов | 1 | П.37 Презентация. | ||
46 | Контрольное тестирование№5 Тема:Кожа | 1 | Повторение раздела. | ||
РАЗДЕЛ 10. НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | 8ч | ||||
47 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 | П38 по рис. 60. Выучить железы. | ||
48 | Работа эндокринной системы и ее нарушения. | 1 | П.39. №1-3 | ||
49 | Строение нервной системы и ее значение | 1 | П.40 Отв. нв вопр. | ||
50 | Спинной мозг. | 1 | П.41 №1-4. | ||
51 | Головной мозг. | 1 | По рис.62. выуч. строение .П.42. | ||
52 | Вегетативная нервная система. | 1 | П.43. Отв. на вопр. | ||
53 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение | 1 | П.44 №1-4 | ||
54 | Обобщающий урок | 1 | |||
РАЗДЕЛ 11. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ. | 5ч | ||||
55 | Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор | 1 | П.45 . По рис. 65. Выуч. строение. | ||
56 | Слуховой анализатор | 1 | п46. По рис. 67 выуч. строение. | ||
57 | Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание | 1 | По рис. 68. Выуч. строение. | ||
58 | Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль. | 1 | П48. Рис.68. | ||
59 | Обобщающий урок | 1 | Повторение тем раздела. | ||
РАЗДЕЛ12. ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. | 6ч | ||||
60 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 1 | П.49. Отв. на вопр. | ||
61 | Память и обучение. | 1 | П.50. №1-3. | ||
62 | Врожденное и приобретенное поведение | 1 | П51. Отв. на вопр. | ||
63 | Сон и бодрствование | 1 | П.52 №1-4. | ||
64 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | П.53. Отв. на вопр. | ||
65 | Обобщающий урок. | 1 | |||
РАЗДЕЛ.13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. | 3ч | ||||
66 | Особенности репродукции человека. Органы размножения. Оплодотворение. | 1 | П.54.№1-4. | ||
67 | Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения | 1 | П.55. разобрать рис. | ||
68 | Обобщающий урок . | 1 | Повторить П.50. | ||
РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. | 2ч. | ||||
69 | Социальная и природная среда человека. Рост и развитие человека. | 1 | П56-57.Отв. на вопр. параграфа. | ||
70 | Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье человека | 1 | П58 Ответить на вопр. | ||
Контрольные работы- Лабораторные работы- Практические работы- | 5 5 1 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – м.: Просвещение,2018.(линия жизни)
- Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 8класс (Линия жизни)-М.:Просвещение 2018.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2014г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2014г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2016
5. Адреса сайтов в Интернете
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника
Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника
Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...
рабочая программа по биологии 9 класс линия Пасечник
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс "Линия жизни" В.В.Пасечник
Рабочая программа по биологии для 6 класса по ФГОС с УУД и планированием.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В...
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...
Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...