Рабочая программа по биологии для 8 класса линия "Линия жизни" по учебнику В. Пасечника
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 8 класса по учебнику В. Пасечника ФГОС. Материал  расчитан на изучение в объёме 68 часо (2ч в неделю). В данной рабочей программе учтены современные направления и тенденции современных требований к изучению курса биологии. Отражено тематическое тестирование, контрольные и практические работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно- методического комплекта «Линия жизни» под редакцией профессора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание примерной программы .

Рабочая программа по биологии для 8 класса  построена на основе:

- закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897

- основной образовательной программы                                                                                                  - фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по биологии;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;

- учебного плана МОУ-ООШ с. Семёновка

-программы: «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2014г.

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

  В курсе биологии 8 класса обучающиеся  приобретают  знания о организме человека.   системах органов, гигиене, основах здорового образа жизни.

В рабочей программе  соблюдена преемственность с примерными программами начального общего образования.

         Цели и задачи  изучения курса биологии в 8 классе:

знать:

-систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

- особенности индивидуального развития организма человека;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

1

уметь:

- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Место курса биологии в базисном учебном плане:

На изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю).Содержание курса биологии в 8 классе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в 9 классе.

Общая характеристика курса биологии:

В  8 классе учащиеся  получают  знания о человеке как о  биосоциальном  существе, о его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной  среды.  Определение систематического положения человека  в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками,  позволяют осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях  организации, понять взаимосвязь строения и  функций органов и систем и убедиться в том, что  выбор того или иного сценария возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется  волевой  контроль и  процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который  ведет к  болезни,  возможен  лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и время обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью

Изучение биологии в 8 классе обусловливает достижение

Личностных результатов:

-Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма.                                               - Формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов;

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому;

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни ;  

                                     

                                                                 

                                                                            2                                    

                                                                                                                                                                                               - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.                                                                                                                                                    

Метапредметные результаты:                                                                                        

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать делать выводы;

- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- Смысловое чтение;

 - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, отстаивать своё мнение;

- Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предметные результаты:

- .Формирование системы научных знаний о организме человека.

-  Знание систем органов и их место в общих функциях организма.

- .Формирование и грамотное применение основ  оказания первой помощи.

- .Формирование основ экологической грамотности.

Основное содержание курса:

Основное содержание учебного курса Человек и его здоровье (8 класс)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.

Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

                                                                             3

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Планируемые результаты изучения биологии в 8 классе:

научить:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека.

- использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- выделять эстетические достоинства человеческого тела;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

                                                                                4

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

 Формы контроля:

-тестирование

-результаты практических работ

-самоконтроль

-устный контроль.

                                                                                  5

                                                                   

                                                 

                         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    №

   п/п

        РАЗДЕЛ. ТЕМА.

  КОЛ-ВО

  ЧАСОВ

ДОМАШНЕЕ

   ЗАДАНИЕ

          ДАТА

  ПЛАН         ФАКТ

     

ВВЕДЕНИЕ.

        3ч

   1

Науки о человеке и их методы

         1

П.1  Отв. на вопр №1-3

    2

Биологическая природа человека. Расы человека

         1

П.2 Подг. презентацию .

  3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез

         1

П.3 Отв. на вопр.№2

РАЗДЕЛ1.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

  4

Строение организма человека

         1

П.4 Выуч. типы тканей.

  5

Лабораторная работа №1 

Тема: Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

         1

П.2-3 повтор.

 6

Регуляция процессов жизнедеятельности

         1

П.6Стр.29 №1-4

7

Обобщающий урок

         1

Стр. 30.

РАЗДЕЛ 2.

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.

         6ч

8

Состав, строение и рост кости 

Лабораторная работа №2

Тема: Изучение микроскопического строения кости

         1

П.7.По рис.13. Выуч. строение  трубчатой кости.

9

Соединение костей. Скелет головы

         1

П.8  рис. 16. Выуч. строение скелета.

10

Скелет туловища, конечностей и их поясов

         1

П9 По рис. 20 выучить .

11

Строение и функции скелетных мышц

         1

П.10. Рис.22-23

12

Работа мышц и ее регуляция.

Лабораторная работа№3

Тема: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

         1

П11. Рис. 26.

Отв. на вопр.

13

Нарушение опорно-двигательной системы.

         1

П12   Рис.27-28

РАЗДЕЛ3.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

         4ч

14

Состав внутренней среды организма и ее функции.

         1

П.13 №1-4 Отв. на вопр.

15

Состав крови. Постоянство внутренней среды

         1

п14 №1-4 Отв. на вопр.

16

Состав и свойства крови. Свертывание и переливание крови.

Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое строение крови.

         1

П15 Рис.33.

Выучить определения.

17

Иммунитет и его нарушения

         1

П.16. Рис 34 выучить.

РАЗДЕЛ 4.

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЗОВАНИЯ.

         4ч

18

Органы кровообращения. Строение и работа сердца

         1

П.17. Рис35 Выуч. строение сердца.

19

Сосудистая система. Лимфообращение.

         1

П18. Выуч. Круги кровообращения.

20

С/Сосудистые заболевания.

Практическая работа №1.

Тема:Первая помощь при кровотечениях.

         1

Стр.83. Отв.на вопр.

21

Контрольное тестирование№1

Тема: Кровеносная система.

         1

Повтор. П.17.

РАЗДЕЛ 5.

ДЫХАНИЕ.

          6ч

22

Дыхание и его значение. Органы дыхания

          1

П.20 №1-3 отв. на вопр.,рис. 41.

23

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

          1

П.21№1-5 выуч. по рис. 42.

24

Лабораторная работа №5 Тема: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

          1

П.20- повтор.

25

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация

          1

П.23 №1-5

26

Закрепление пройденного материала.

          1

 Уметь оказать 1-ую. Помощь.

27

Контрольное тестирование№2                                        Тема:Дыхание человека.

          1

Повт. П.23.

РАЗДЕЛ 6.

ПИТАНИЕ.

          6ч

28

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

          1

П.24 Рис. 48 – выучить.

29

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

          1

П.25. Рис.49-50.

30

Пищеварение в желудке и кишечнике

          1

П.26. по рис. 51. Выуч. строение желудка.

31

Всасывание питательных веществ в кровь

          1    

П.27 рис.53.№1-4.

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

          1

П.28.№1-4.

33

Обобщающий урок.

          1

Повт. П.21-28

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ.

          5ч

34

Пластический и энергетический обмен.

           1

п.29 №1-3

35

Ферменты и их роль в организме человека

           1

П.30 №1-2

36

Витамины и их роль в организме человека

           1

П.31 Подг. презентацию.

37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ

           1

П32. Разобрать таблицы.

38

Контрольное тестирование№3

Тема:Обмен веществ.

 

Повторение.

РАЗДЕЛ8

ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА.

          4ч

39

Выделение и его значение. Органы  мочевыделения.

          1

По рис. 57. выучить П.33

40

Заболевание органов мочевыделения.

          1

П34. Отв. на вопр.

41

Обобщающий урок.

          1

 повтор. изученного раздела.

42

Контрольное тестирование.№4

Тема:Обменвеществ.

          1

П.29-33 повторить.

РАЗДЕЛ.9.

ПОКРОВЫ ТЕЛА.

          4ч

43

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи

          1

П.35. №1-5

44

Болезни и травмы кожи

         1

П.36 подг. презентацию.

45

Гигиена кожных покровов

         1

 П.37 Презентация.

46

Контрольное тестирование№5

Тема:Кожа

         1

Повторение раздела.

РАЗДЕЛ 10.

НЕЙРО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

         8ч

47

Железы внутренней секреции и их функции

          1

П38  по рис. 60. Выучить железы.

48

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

          1

П.39. №1-3

49

Строение нервной системы и ее значение

          1

П.40 Отв. нв вопр.

50

Спинной мозг.

          1

П.41 №1-4.

51

Головной мозг.

          1

По рис.62. выуч. строение .П.42.

52

Вегетативная нервная система.

          1

П.43. Отв. на вопр.

53

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

          1

П.44 №1-4

54

Обобщающий урок

          1

РАЗДЕЛ 11.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.

         5ч

55

Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор

         1

П.45 . По рис. 65. Выуч. строение.

56

Слуховой анализатор

         1

п46. По рис. 67 выуч. строение.

57

Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание

         1

По рис. 68. Выуч. строение.

58

Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль.

         1

П48. Рис.68.

59

Обобщающий урок

         1

Повторение  тем раздела.

РАЗДЕЛ12.

ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

         6ч

60

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

          1

П.49. Отв. на вопр.

61

Память и обучение.

          1

П.50. №1-3.

62

Врожденное и приобретенное поведение

          1

П51. Отв. на вопр.

63

Сон и бодрствование

          1

П.52 №1-4.

64

Особенности высшей нервной деятельности человека.

          1                

П.53. Отв. на вопр.

65

Обобщающий урок.

          1

РАЗДЕЛ.13.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.

          3ч

66

Особенности репродукции человека.

Органы размножения. Оплодотворение.

          1

П.54.№1-4.

67

Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения

          1

П.55.  разобрать рис.

 68

 Обобщающий урок .

          1

Повторить П.50.

РАЗДЕЛ 14.

ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

          2ч.

69

Социальная и природная среда человека. Рост и развитие человека.

          1

П56-57.Отв. на вопр. параграфа.

70

Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье человека

           1

П58 Ответить на вопр.

Контрольные работы-

Лабораторные работы-

Практические работы-

         5

         5

         1

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – м.: Просвещение,2018.(линия жизни)
  2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 8класс (Линия жизни)-М.:Просвещение 2018.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),  Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2014г

 2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2014г

3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2016

5. Адреса сайтов в Интернете

http://edu.1c.ru

www.som.sio.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;

www.nature.ru - научные новости биологии;

www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;

www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;

www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника

Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника

Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...

рабочая программа по биологии 9 класс линия Пасечник

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс "Линия жизни" В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии для 6 класса по ФГОС с УУД и планированием.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В...

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...

Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...