Особенности семейного воспитания и методы коррекционной работы
статья по психологии (5, 6, 7 класс) на тему
В материале описаны психические особенности детей и методы коррекции их поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности семейного воспитания и общепедагогические методы
коррекционной работы с детьми.
Цели и задачи семейного воспитания едины - всестороннее гармоническое духовно-нравственное развитие ребенка. Однако осуществить это желание весьма проблематично и требует учитывать следующие показатели:
-физическое состояние ребенка;
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации;
-особенности и уровень познавательной сферы ребенка;
-особенности эмоционально-личностной сферы.
Стиль воспитания в семье влияет на успешность ребенка в школе. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к доверительным, дружеским отношениям с ребенком. Когда родители видят в своем ребенке неудачника, снижается мотивация и успеваемость ребенка, повышается тревожность. Неприязнь или отвержение со стороны родителей, также приводит к проблемам, как в поведении, так и в обучении со стороны ребенка. Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи - все эти социальные факторы приводят ребенка к неудачам, прежде всего, в поведении и как следствие в обучении.
Далее хотелось бы отметить наиболее встречающиеся особенности детей, которые влияют, в первую очередь, на успеваемость в школе и методы их коррекции.
- Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения).
Укрепление воли возможно следующими приемами:
-положительный пример человека с твердой волей;
-создание условий (ребенок делает что хочет, но при внимании взрослых) для проявления индивидуальности, т.е. через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению «нелюбимой» работы;
- соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка;
-интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие- самовоспитание и самообладание;
- формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни (если первая неудача сбивает с пути – это жертва воспитания);
- физическое воспитание: естественные движения, подвижные игры, танцетворчество – физическое оздоровление и исправление слабости характера, развитие выносливости, выдержки, решительности, смелости;
-физический и умственный труд, как следствие – радость от сделанного;
-решение усложняющихся, но доступных задач разной трудности;
-гидротерапия;
-соблюдение лечебно-педагогического режима (как источник накопления психической энергии) и комплексный подход к ребенку со стороны учителя, родителей и других взрослых;
2. Коррекция страха. Задача – развить искусство самообладания:
- устранение внешних поводов страха;
- создание у ребенка возможности откровенно делиться своими переживаниями;
-произвольное вызывание страха (резкий шум, темнота в игровой терапии) пока ребенок не привыкнет к этому;
-спокойное убеждение, уговор.
3.Метод игнорирования:
- не показывать детям, что в них видят исключительность;
-не делать ребенка центром внимания, кажущееся невнимание ведет к подавлению проявлений;
-ребенок не должен знать, что его считают особенным;
4. Метод культуры здорового смеха.
Смех, радость – физиологически оживляют весь организм, оздоравливает душу, питают разум;
-создание вокруг ребенка радостной атмосферы;
-специальный подбор книг для чтения;
-шутки, загадки, прибаутки;
5.Действия при сильном возбуждении ребенка:
-создание спокойной обстановки в семье;
-строгий распорядок дня;
-дозированное участие в игре, спорте;
-психическое влияние взрослых на ребенка;
-изоляция, постельный режим при длительном приступе;
-ограждение возбужденного ребенка от окружающих, с целью его безопасности;
-максимальное внимание: сделать вид, что ребенок болен, поставить градусник;
-игнорирование припадков, но не оставлять без присмотра, так как возможен суицид;
-изотерапия (от индивидуальной к групповой).
6. Коррекция рассеянности.
В данном случае важно выяснить причину рассеянности. Постоянная отвлеченность может быть следствием интенсивной сосредоточенности, переживания страха, недомогания, болезни:
-концентрирование поведение ребенка;
-целенаправленная организация деятельности.
7.Коррекция застенчивости:
-создание ситуаций для общения с людьми;
-создание системы поручений;
-усложняющиеся задания дома и вне его;
-приобретение доверия ребенка.
8.Коррекция бродяжничества (только индивидуально):
- воспитание через коллектив: ребенок должен быть значимым!
-умственный и физический труд;
-организованный досуг;
-творческие дела, игры;
9.Тревожный ребенок.
Проблема распадается на две:
а) выявление причин тревожности, нивелирование отрицательных последствий;
б) преодоление тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимозаменяемых уровнях:
- обучение приемам и методам управления своим состоянием, снижением тревожности;
- расширение возможностей человека, формирование у него навыков, умений, знаний о саморегуляции;
- перестройка особенностей личности, прежде всего его самооценки и мотиваций.
10. Агрессивный ребенок
Детская агрессивность- признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других.
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, несоответствие между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это взрослые «догадываются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
11.Гиперактивный ребенок
Самое правильное – научить ребенка помогать самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Ребенок многое может сам, а родители должны понять и успокоить его. Для этого следует обратить внимание на следующее:
а) ребенку необходимо спокойное окружение, защита от всех чрезмерных внешних раздражителей. При оказании помощи родители и другие члены семьи своими действиями должны подтверждать любовь к ребенку.
б)следует укреплять в ребенке силы симпатии и агрессии, которые раньше неуправляемыми.
в) необходимо использовать его двигательную энергию и физические силы для общего дела. Так ребенок может выразить переполняющую его симпатию и участливость.
г) учить воспринимать дистанцию в общении с другими людьми и проявлять сдержанность в эмоциях и делах.
12.Замкнутый ребенок.
Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляют действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.
Основные направления работы с замкнутыми детьми:
а) преодоление причин, приведших к этому нарушению.
б) восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.
в) гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так плох или злобен, как могли о нем думать).
г) обучение ребенка навыкам общения и установления контакта. Коррекция может занять много времени и должна проводиться с осторожностью.
13.Ребенок с трудностями в общении
Нарушение в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоциональных проблем в будущем.
Такие дети:
-не умеют обращаться с просьбами;
-не задают уточняющих вопросов;
-лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную;
-активная речь на уроке обращена, как правило, к учителю;
-часто воспроизводят реплики без дополнительной умственной переработки;
-переключение деятельности сопровождается «взрывом» вербальной активности.
Коррекционные упражнения проводятся в форме игротерапии в группе (например игра «Скажи, что ты слышишь», игра «Сочини историю»).
14.Застенчивый ребенок
Застенчивость – это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т.п.
Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми.
15.Дети с девиантным поведением
К методам коррекции девиантного поведения относятся:
-методы изменения деятельности детей;
-методы изменения отношений;
-методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы;
16.Дети с РДА (аутизм)
Коррекция РДА заключается в следующем:
-формирование активного взаимодействия с педагогом.
-коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, мышления.
-работа с семьей (психотерапия членов семьи; ознакомление родителей с рядом психических особенностей аутичного ребенка; составление индивидуальных программ воспитания, обучения, развития в домашних условиях).
Коррекционная работа должна повышать уровень общего развития, восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, формировать недостаточно освоенные умения и навыки, отклонения в развитии познавательной сферы и речи, подготавливать к восприятию нового учебного материала.
Общие принципы коррекционной работы:
-Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка (особенности темперамента и характера, сформированность эмоционально-волевой сферы);
-Принцип опоры на сохранные формы деятельности (позволяет временно перевести пострадавшую функцию на более низкий и доступный уровень);
-Принцип от простого к сложному;
-Принцип эмоционального контакта с ребенком (эмоциональное подкрепление обеспечивает повышение работоспособности ребенка);
-Принцип использования игровой деятельности (в игре актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы);
-Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию;
-Принцип программированного обучения (разработка программ, состоящих из последовательных операций, приводящих к восстановлению или формированию психических функций);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
родителшьское собрание в 6 классе....
практико-ориентированный проект "Особенности семейного воспитания"
В ходе родительского собрания родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между ро...
Особенности семейного воспитания
Особенности семейного воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346406-1384633689.jpg)
Особенности семейного воспитания
Как важно быть любимым ребёнком, желанным! Любите детей, помогите им вырасти счастливыми, здоровыми....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502880-1413814301.jpg)
Анкеты "Особенности семейного воспитания"
Анкеты для определения особенностей семейного воспитания подростка...