практико-ориентированный проект "Особенности семейного воспитания"
классный час (6 класс) по теме
В ходе родительского собрания родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами. Познакомятся с тем, что можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt_orehovo-zuevo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
Конспект родительского собрания
«Особенности семейного воспитания»
Учителя английского языка
МОУ СОШ №25 с УИОП
Волковой Галины Вячеславовны
Орехово-Зуево, 2012 г.
Цель родительского собрания - просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи родительского собрания:
- познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
- развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Знания, умения, и навыки, которые приобретут родители в ходе родительского собрания:
Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами. Познакомятся с тем, что можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье.
Необходимое оборудование и материалы
Ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Особенности семейного воспитания», ручки и листы бумаги, нарисованная чаша на листе ватмана, сердечки, вырезанные из ярких открыток, скотч, тарелка или поднос для «чаши избавления», свеча, спички, памятки для родителей.
Подробный конспект родительского собрания
Учитель: Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.
Все дети по-своему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые, весёлые, инициативные, остроумные.
Слайд – 1.
Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».
Слайд – 2.
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
- развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Слайд – 3.
Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Учитель: Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
Я провела анкету с детьми нашего класса «Что мы ждём от своих родителей» Познакомимся с результатами анкетирования.
Учитель: Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Слайды – 4-10
Учитель: Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3) «Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи».
Ø Ребенок обожаем, любим
Ø Любая прихоть ребенка – закон
Ø Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Ø Растет капризным, своевольным эгоистом
Ø Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Ø Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Ø Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Ø Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ø Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Ø Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ø Ребенок предоставлен сам себе
Ø Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Ø Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Ø Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ø Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Ø Внушают лишь подчинение
Ø Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Ø Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
Ø На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
Ø Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ø Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Ø Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
Ø Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Ø Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ø Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Ø Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
Ø Ждет сочувствия и сострадания от всех
Ø С трудом приспосабливается к действительности
Учитель: А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).
Слайд – 11
Проведём упражнения на закрепление типов воспитания «Угадай тип семейного воспитания»)
(на листочках….)
Слайд -12.
Учитель: Уважаемые, родители! Наши дети написали Вам письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям – моим родителям:
Ø Не давайте пустых обещаний.
Ø Не придирайтесь ко мне по пустякам.
Ø Не читайте нотаций.
Ø Не выбирайте мне друзей.
Ø Не ругайте и не обзывайте меня.
Ø Я прошу Вас просто любить меня!!!
Слайд – 13.
Учитель: Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)
- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.
Учитель: Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:
- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?
И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.
Слайд – 14.
Рефлексия
- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Слайд – 15.
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!
На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Литература
1. Журнал «Классный руководитель» 2008 г
2. Справочник классного руководителя. 2007г.
3. Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.
4. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994г
5. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей.
М. 1994г
6. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
7. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
8. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
9. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного
руководителя. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Практико-ориентированный проект на тему: «Воспитание патриотизма на уроках русского языка в 6 классе»
Практико-ориентированный проект на тему:«Воспитание патриотизма на уроках русского языка в 6 классе»...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Практико-ориентированный семинар для родителей и обучающихся. Тема: «Семейный уклад по-угорски»
Познакомить с традициями КМНС народов ханты и манси...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...