План – конспект урока по предпрофильной подготовке: «Познай себя. Типы темперамента» 6 класс
классный час по психологии (6 класс) на тему

Анкудинов Александр Владимирович

 

Цель урока: изучение своих психологических особенностей,

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся в осмыслении таких понятий, как темперамент;
  • показать достоинства и недостатки типов темперамента;

Развивающие:

  • научиться определять тип темперамента у других людей и у себя;
  • развитие навыков работы с диагностическим материалом

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство толерантности;
  • Сформировать у учащихся заинтересованность в работе над самосовершенствованием;
  • Формировать положительное отношение к себе, как к личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_predprofilnoy_podgotovke.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по предпрофильной подготовке:

«Познай себя. Типы темперамента»

6 класс

Учитель физической культуры МБОУ СШ 62

Анкудинов Александр Владимирович

2018 год

Пояснительная записка

Цель урока: изучение своих психологических особенностей,

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся в осмыслении таких понятий, как темперамент;
  • показать достоинства и недостатки типов темперамента;

Развивающие:

  • научиться определять тип темперамента у других людей и у себя;
  • развитие навыков работы с диагностическим материалом

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство толерантности;
  • Сформировать у учащихся заинтересованность в работе над самосовершенствованием;
  • Формировать положительное отношение к себе, как к личности.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: школьный кабинет.

Используемое оборудование: тестирующий материал, часы.

План урока

  1. Подготовительная часть –9мин:
  1. Организационно-мотивационный компонент – 4мин
  2. Актуализация знаний – 5 мин
  1. Основная часть – 27 мин
  1. Ролевая игра "Однажды в парикмахерской"-7мин
  2. Экспресс-диагностика темпераментной структуры личности-18 мин
  3. Беседа о качествах каждого типа темперамента-2мин
  1. Заключительная часть – 4 мин:
  1. Итоги урока. Рефлексия – 2 мин
  2. Домашнее задание и формирование положительного настроя– 2 мин

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Подготовительная часть – 9 мин

Организационно-мотивационный компонент – 4 мин

Цель этапа: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку

Поздороваться с учениками

А скажите, ребята, все ли ваши одноклассники одинаково ведут себя на уроках, в спортзале, на переменах? (дать время для ответа ученикам)

Конечно, нет. Есть в классе и неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, говорят громко, могут и подраться, но долго зла не помнят... А есть и другие - стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными... И это не только в вашем классе, но и в любом коллективе, среди и детей, и взрослых. А почему они такие разные? (ответ учеников)

 Дело в том, что у них разный темперамент, то есть врожденные индивидуальные особенности. 

Цель этапа: организованно начать урок, включаясь в беседу

Учащиеся здороваются, садятся за парты и включаются в беседу, отвечая на вопросы.

Актуализация знаний – 5мин

Цель этапа: Формулировка темы урока. Раскрытие термина темперамент, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.

Как вы думаете что мы будем делать на уроке, что сможем определить у себя (подводящий вопрос)?

Формулировка темы урока

Подача материала

«В психологии различают четыре основных типа темпераментов. По ходу моего рассказа попытайтесь определить, черты какого темперамента вам наиболее свойственны. Только учтите, что чистых типов практически не бывает, у вас могут быть черты разных темпераментов, но какой-то все равно будет главным.

ХОЛЕРИК. Очень быстрый, порывистый, вспыльчивый, несдержанный в проявлении своих эмоций, его чувства отражаются в речи, мимике, жестах, холерик обычно активен, любит быть первым, иногда агрессивен, неусидчив, суетлив, неустанно стремится к новому, к достижению поставленной цели... Холериками были Петр I, Пушкин, Суворов, Бетховен.

САНГВИНИК. Живой, любознательный, подвижный, как правило, жизнерадостный, очень общительный, любит все новое, берется сразу за много дел, правда, редко доводит их до конца, быстро забывает обиды, легко переживает неудачи, склонен переоценивать себя, тяготится однообразной кропотливой работой... Вспомните Незнайку, Карлсона, который живет на крыше.

МЕЛАНХОЛИК. Замкнутый, скрытный, робкий, чрезмерно обидчивый, мягкий, тактичный, деликатный. Меланхолик легко раним, он теряется в новой обстановке, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, хорошо воспринимает музыку и поэзию... Типичными меланхоликами были Гоголь, Чайковский, Пьеро.

ФЛЕГМАТИК. Спокойный, неторопливый, упорный, не терпит беспорядка ни в чем, его нелегко вывести из себя, разозлить. Он осторожен и обстоятелен в делах, не любит болтать попусту, обладает выдержкой... Флегматиками были Кутузов, Крылов (баснописец).

Еще раз повторю, темперамент - это врожденные особенности человека, нет хороших или плохих типов темперамента, свои сильные и слабые стороны есть в каждом из них.

А теперь проверим, как вы усвоили только что полученные знания и немного поиграем»

Цель этапа: сформировать положительное отношение к занятиям, помочь сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют тему урока. Ребята обобщают, анализируют, сравнивают, пытаясь определить свой тип темперамента по описанию, которое дает учитель.

  1. Основная часть – 27 мин

Ролевая игра "Однажды в парикмахерской"-7мин

 Организация игры: участвуют пять человек. Реквизит: один стул. Объясняются условия: четверо участников, изображающих разные типы темпераментов, по очереди садятся на парикмахерский стул, где пятый участник (понарошку) делает ему неудачную прическу. Цель игры: показать реакцию разных типов темперамента на одинаковую ситуацию (разгневанный холерик, плачущий меланхолик и т.д.).

Похвалить класс за активность «Молодцы, как вы Каждый из вас должен знать свои сильные и слабые стороны, чтобы добиться успеха в жизни. Древние греки говорили: «Познай себя и ты завоюешь мир»

Задание классу: правильно определить тип темперамента каждого участника.

Экспресс-диагностика темпераментной структуры личности-18 мин

Перед вами утверждения, на которые вы должны выразить свое согласие или несогласие, пользуясь одиннадцатибалльной системой оценок. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10, средние значения – от 1 до 9 (в зависимости от степени согласия – несогласия).

Каждый оценочный балл может быть использован вами только один раз.(см приложение)

Учащиеся отвечают на вопросы, подсчитывают балы, узнают свой тип темперамента.

Беседа о качествах каждого типа темперамента-2мин

давайте вспомним еще об одном, пожалуй, самом важном отличии людей - о характере, силе воли, трудолюбии и других волевых качествах каждого человека. Только от вас самих зависит, сумеете ли вы поставить себе на службу свой темперамент.

Да, холерики вспыльчивые и несдержанные, но зато они активны, настойчивы, энергичны.

Пусть сангвиники легкомысленны, неустойчивы, непостоянны, но зато они доброжелательны, отзывчивы, работоспособны.

Хотя флегматики вялые, не любят перемен, медлительны, но зато они надежны, рассудительны, доводят до конца начатое дело.

А меланхолики замкнутые, слезливые и застенчивые, отличаются глубокими чувствами, состраданием, мягкостью.

Познание достоинств и недостатков типа своего темперамента.

  1. Заключительная часть – 4 мин

Итоги урока. Рефлексия – 2 мин

Цель этапа: научить детей анализировать свою деятельность

Ребята давайте скажем чему же мы научились на уроке?(похвала учеников)

Цель этапа: осуществить анализ своей деятельности

Отвечают на вопросы учителя, учатся анализировать свою деятельность на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание и формирование положительного настроя– 2 мин.

Цель этапа: объяснить значимость домашнего задания и формирование позитивного настроения на день

Домашнее задание. На уроке мы все вместе пытались найти ответ на вопрос: "Почему люди такие разные". А домашнее задание и покажет нам, какие вы разные. Каждый из вас постарается стать " психологом", попытайтесь сосредоточиться на вашей семье и определить их типы темперамента(доказать это одним примером из их поведения)

Прощание: теперь давайте с вами простимся по необычному и представим себя актерами.

Похлопайте сами себе холерики…

Похлопайте меланхолики…

Сангвиники…

Флегматики…

И все вместе вы молодцы, приятного дня

Цель этапа: планировать свои действия, закрепление материала, активация внимания, формирование позитивного настроя

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1 Экспресс-диагностика темпераментной структуры личности.

Перед вами утверждения, на которые вы должны выразить свое согласие или несогласие, пользуясь одиннадцатибалльной системой оценок. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10, средние значения – от 1 до 9 (в зависимости от степени согласия – несогласия).

Каждый оценочный балл может быть использован вами только один раз.



Утверждения


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


1


Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать













2


Я работаю неравномерно, рывками













3


Я быстро переключаюсь с одного дела на другое













4


Если нужно, я могу спокойно ждать













5


Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях













6


С равными я несдержан и вспыльчив













7


Мне не трудно сделать выбор













8


Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой













Ключ(для педагога):

Подсчитайте вес каждого из присущих вам типов темпераментов по формулам:
М (меланхолик) = 1вопрос+5вопрос =
Х (холерик) = 2 вопрос +6 вопрос =
С (сангвиник) = 3 вопрос +7 вопрос =
Ф (флегматик) = 4 вопрос +8 вопрос =

Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – запишите в порядке убывания веса. Символ с одинаковым значением пишите один под другим.


Интерпретация:

Вы получили так называемую приоритетную формулу, например, МХСФ. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты, поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика, сангвиника и флегматика.


ХОЛЕРИК.

Очень быстрый, порывистый, вспыльчивый, несдержанный в проявлении своих эмоций, его чувства отражаются в речи, мимике, жестах, холерик обычно активен, любит быть первым, иногда агрессивен, неусидчив, суетлив, неустанно стремится к новому, к достижению поставленной цели... Холериками были Петр I, Пушкин, Суворов, Бетховен

САНГВИНИК.

Живой, любознательный, подвижный, как правило, жизнерадостный, очень общительный, любит все новое, берется сразу за много дел, правда, редко доводит их до конца, быстро забывает обиды, легко переживает неудачи, склонен переоценивать себя, тяготится однообразной кропотливой работой... Вспомните Незнайку, Карлсона, который живет на крыше.

МЕЛАНХОЛИК.

 Замкнутый, скрытный, робкий, чрезмерно обидчивый, мягкий, тактичный, деликатный. Меланхолик легко раним, он теряется в новой обстановке, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, хорошо воспринимает музыку и поэзию... Типичными меланхоликами были Гоголь, Чайковский, Пьеро.

ФЛЕГМАТИК.

 Спокойный, неторопливый, упорный, не терпит беспорядка ни в чем, его нелегко вывести из себя, разозлить. Он осторожен и обстоятелен в делах, не любит болтать попусту, обладает выдержкой... Флегматиками были Кутузов, Крылов (баснописец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

План-конспект урока "Пишем письмо другу о себе"

Поэтапный урок о том, как писать письмо в 3 классе. Использована игровая технология....

План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи....