Воспитательный час "Я среди других"
классный час по психологии (8, 9, 10 класс) на тему
Исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения, а так же осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_chas.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час.
«Я среди других»
Цель: Исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения, а так же осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Задачи:
- формирование у учащихся представлений о конфликтах и факторах, способствующих ихвозникновению;
- развитие способностей, позволяющих избежать возникновение конфликтной ситуации;
- выявление подростками собственного стиля поведения в конфликтной ситуации;
- формирование навыков конструктивного общения в среде сверстников.
Аудитория: учащиеся 13-15 лет.
Ход занятия
- Вступительное слово
Ребята, мы встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Эта тема очень актуальна в вашем возрасте, когда вы все поступки совершаете под влиянием эмоций. Мы с вами попытаемся сегодня при помощи теста, беседы, игры и, по-возможности, откровенных высказываний понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.
А для начала, давайте с вами поближе познакомимся.
- Упражнение «Зато ты»
Цель: знакомство, создание положительной атмосферы в группе.
Инструкция: Каждый из участников говорит свое имя и один какой-то свой недостаток. Остальные участники говорят «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
- Беседа на тему, что такое конфликт.
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт – противоречие это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
- Мозговой штурм «Причины возникновения конфликтов»
«Ребята, а как вы думаете, каковы причины возникновения конфликта?»
- неумение контролировать своё эмоциональное состояние;
- скрытность;
- недопонимание;
- агрессивность;
- различие целей, интересов;
- неумение общаться;
- неумение сотрудничать и др.
А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение:
"Причиной конфликта было то, что…"
- Информационный блок «Виды и стадии конфликтов»
Виды конфликтов разнообразны, выделяют:
- Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
- Межличностный - это самый распространённый тип конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
- Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
- Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
- Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.
Каковы же стадии конфликта?
- стадия – возникновение конфликта (появление противоречия)
- стадия – осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
- стадия – конфликтное поведение.
- стадия – исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Давайте остановимся на одной из стратегий.
“Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.
Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
Для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила.
1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
6. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов»
Цель: Актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликтов.
Оборудование: Чистые листы по количеству команд (зависит от количества участников).
Инструкция: Ведущий делит участников на команды и проводит мозговой штурм на тему: «Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов».
- Тест «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»
Цель: определение способа поведения подростка в конфликте.
Каждому участнику раздаётся бланк для ответов. Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл.
Инструкция: внимательно послушайте предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:
- 5 баллов - типично для поведения;
- 4 балла - часто;
- 3 балла - иногда;
- 2 балла - редко;
- 1 балл - совсем нетипично;
- 0 баллов - не понял смысл пословицы.
Список пословиц:
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Один ум хорошо, а два - лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Не подмажешь - не поедешь.
- С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
- Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
- Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
- Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Ты мне - я тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
- Кто спорит - гроша не стоит.
- Кто не отступает - тот обращает в бегство.
- Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.
- Кто дарит, друзей наживает.
- Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решать конфликты - избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над гневом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
- Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
- Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.
Обработка теста:
Полученные оценки суммируете по столбцам. Ведущий зачитывает описание типов, а учащиеся отмечают для себя свой тип реагирования.
Тип I «Черепаха» – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
Тип II «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
Тип III «Медвежонок» – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
Тип IV «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
Тип V «Сова» – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".
На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации.
Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.
8. Игра-практикум «Стратегия поведения в конфликтах»
Цель: Формирование навыков различных способов выхода из конфликта
Оборудование: Карточки с названиями способов выхода из конфликта.
Инструкция: Существуют разные способы выхода из конфликта. В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом. Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Карточки:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
- Информационный блок «Как разрешить конфликт»
А разрешить конфликт вам поможет следующий алгоритм:
1 шаг: Почему? (Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят)
2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)
3 шаг: Как? (Каковы варианты решения?)
4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех)
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
- Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
- Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
- Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
- Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:
- Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
- Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
- Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
- Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
- Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.
- Рефлексия «Мои возможности»
- На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.
- В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
- В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.
Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.
Итог. «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».
Литература.
- Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. - СПб., 1998.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003.
- Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. - СПб., 2002..
- Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб., 2007.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб., 2005.
- Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
- Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. Социально- психологический тренинг. Москва Чистые пруды, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конфликт – противоречие это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Виды конфликтов:
- Внутриличностный,
- Межличностный
- Межгрупповой конфликт
- Между личностью и группой
- Социальный конфликт
Стратегий поведения в конфликтной ситуации:
- сотрудничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление;
- соперничество.
“Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”
Карточки:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Как избежать конфликт:
- Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
- Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
- Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
- Делайте как можно больше благожелательных посылов.
5 баллов - типично для поведения;
- 4 балла - часто;
- 3 балла - иногда;
- 2 балла - редко;
- 1 балл - совсем нетипично;
- 0 баллов - не понял смысл пословицы.
Бланк для ответов.
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 |
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 |
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир среди других
Цель: прививать чувство этики ученикам. Задачи: познакомить с основами правильного поведения среди людей; совершенствовать навыки общения....
Общешкольное мероприятие «Мир среди других»
Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...
Общешкольное мероприятие «Мир среди других»
Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская спец...
Тренинг разрешения конфликтов "Я среди других"
Конспекты двух тренинговых занятий по формированию культуры общения студентов путем умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Проводится в форме игры. Состоит из конспектов и ра...
Программа совершенствования коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности «Я среди других людей»
Программа направлена на совершенствование коммуникативных умений обучающихся с признаками одаренности....
Сценарий классного часа "Мир среди других"
Сценарий классного часа для обучающихся 5-6 классов, направленных на формирование внимательного отношения к окружающим, правил бесконфликтного поведения....
Воспитательное занятие "Мы среди других"
Цель: Прививать чувство этики ученикам, дать основы правильного поведения среди людей.Задачи: - Воспитывать у учащихся нравственные нормы поведения через правила общения.- Продолжать формиро...