Рассерженные шарики
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Занятие на формирование навыков адекватного выхода из стрессовой ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_rasserzhennye_shariki.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РСО-Алания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональное училище №8»
Рассерженные шарики
(техника адекватного выхода
из состояния гнева)
из опыта работы педагога-психолога
Гуцунаевой Э.Р.
Проблема кризиса, конфликтов, трудностей одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. С начала научного изучения подросткового периода за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения".
Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях.
Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общественных системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством исторической традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения современной российской молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал", ей страшно входить в мир взрослых.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Техника «Рассерженные шарики» служит для обучения адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева. Данная методика проста и безопасна, психолог участвует в игре наравне с детьми, демонстрирует разные формы проявления этих эмоций и закрепляет безопасные способы выражения, выполняя различные упражнения.
Ниже описывается одно из занятий, в котором используется данная техника.
Может применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Цель:
научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.
Задачи:
- помочь подростку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;
активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы подросток мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл;
показать и научить безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения;
закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Материалы:
- надувные шарики всех цветов радуги по количеству участников;
- плакат «Способы выражения агрессии».
Плакат служит для визуального закрепления информации. Предложенные на плакате безопасные способы выражения агрессии дают достаточный набор адекватных способов поведения и отреагирования этих чувств.
До этого занятия подростки уже познакомились с различными чувствами, в том числе и с раздражением.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
Ведущий:
- На предыдущем занятии мы рассмотрели с вами понятия «недовольство», «гнев», «агрессия», а сейчас мы разыграем с вами ситуации гнева и агрессии.
- Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их.
Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.
Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?
- Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
- Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?
(Подростки дают свои объяснения)
- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?
(Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх)
II. Ведущий проводит энергизатор, чтобы дать возможность подросткам кратковременное расслабление.
Упражнение «Смешной рисунок»
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
III.
Ведущий:
- Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
(Подростки дают свои объяснения)
- Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.
- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?
- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?
(Подростки дают свои объяснения)
- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?
- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)
- Прочтите в красном шарике, что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше. (Кувыркаться, купаться, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — см. плакат.)
- Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.
- Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.
IV. Рефлексия.
V. Дерево «Мое настроение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по вышивке шариков-темари
Первый урок по изготовлению шариков-темари...
"День военно-воздушных шариков" Сценарий праздника для учеников 1-2 классов, посвященного Дню защитников Отечества а.
Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...
Учения военно-воздушных шариков
Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...
Закись азота. Веселящий газ. Воздух ибицы. Шарики счастья.
Информационная презентация для детей школьного возраста, родителей, педагогов о закиси азота. его же еще называют "Веселящим газом", "Воздух ибицы", "Шарики счастья". это не реклама!!!!! а вся правда ...
Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 11 класс "Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?"
Проблемное обучение при изучении повести Булгакова...
Программа "Рассерженные шарики"
Дополнительная программа «Рассерженные шарики» по коррекции агрессивных тенденций у детей....
Картотека пальчиковых игр «Шарик я в руках катаю, свои пальцы разминаю» (с массажным шариком Су-Джок)
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук...