Что такое общение?
материал по теме
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. Что же такое общение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_obshchenie.ppt | 928 КБ |
kommunikativnaya_storona_obshcheniya.ppsx | 1.06 МБ |
test_priyatno_li_s_vami_obshchatsya.ppsx | 94.23 КБ |
test_ponimaete_li_vy_yazyk_zhestov.ppsx | 114.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта.
Общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Что же такое ОБЩЕНИЕ ?
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОГНИТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭМОТИВНОЙ КОНАТИВНОЙ
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью (семья и профессиональная группа).
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.
обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.
противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних
Прагматическая функция Функция формирования и развития Функция подтверждения Функция объединения – разъединения людей Функция организации и поддержания межличностных отношений Внутриличностная функция Общение выполняет определенные функции:
совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. Прагматическая функция общения отражает его потребнстно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе
отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. Функция формирования и развития
обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Функция подтверждения
с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. Функция объединения-разъединения людей ,
служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. Функция организации и поддержания межличностных отношений
реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Внутриличностная функция общения
Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений содержания общения. Однако увлечение при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности.
Литература: 1. Андреева Г.М. «Общение и деятельность» 2. Кучинский Г.М. «Психология внутреннего диалога» 3. Лабунская В.А. «Невербальное поведение» 4. Леонтьев А.Н. «Психология общения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками.
в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается . При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается,
Во-первых , общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой и как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S - S), или «субъект-субъектое отношение».
Во-вторых , характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. При обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс - изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение (или невозникновение) доверия между ними.
В-третьих , коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию ( коммуникатор ), и человек, принимающий ее ( реципиент ), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («все должны говорить на одном языке»). Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
В-четвертых , в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носит социальный или психологический характер. ? ?
Существует два вида коммуникативного процесса: аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельны людям. ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия» . Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а лажная - принятой. Совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющие действия фильтров называется фасцинацией (музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение).
дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Информация, исходящая от коммуникатора, мажет быть двух типов: Побудительная Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной: Констатирующая Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. активизация , т.е. побуждение к действию в заданном направлении. интердикция , т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видав деятельности.
вазмаж Средства коммуникации. на лишь пасредства~ знакав, тачнее, Речь знако.вых систем. Существует нескалька Средства коммуникации Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический Невербальная коммуникация – совокупность других знаковых систем.
Передача и восприятие сообщения Интеция Смысл Кодирование Текст Декодирование; раскрытие смысла Сообщение К (Коммуникатор) Р (Реципиент)
Важным инструментом коммуникативного процесса является обратная связь – сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщение другого. безоценочная оценочная негативная позитивная
Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов: 5) С каким эффектом? - Эффективность 1) Кто? (передает сообщение) 2) Что? (передается) З) Как? (осуществляется передача) 4) Кому? (Направлено сообщение) - Коммуникатор - Сообщение (текст) - Канал - Аудитория
Схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации: 1) оптико-кинетическая 2) пара- и экстралингвистическая 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса 4) визуальный контакт
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп, речи. Паралингвистика - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности).
Организация пространства и времени коммуникативного процесса несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как, окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
«Контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия - движением глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости.
Литература: 1. Андреева Г.М. «Общение и деятельность» 2. Кучинский Г.М. «Психология внутреннего диалога» 3. Лабунская В.А. «Невербальное поведение» 4. Леонтьев А.Н. «Психология общения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Вы больше любите слушать, чем говорить?
2) Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3) Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4) Любите ли Вы давать советы?
5) Если тема разговора Вам не интересна, станете ли Вы показывать это собеседнику?
6) Раздражаетесь, когда Вас не слушают?
7) У Вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8) Если тема разговора Вам незнакома, станете ли её развивать?
9) Вы любите быть центром внимания?
10) Есть ли хотя бы три предмета, по которым Вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11) Вы хороший оратор?
Если на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Вы ответили положительно, то засчитайте по одному балу за вопрос. Посчитайте общее количество баллов.
1-3 балла: Трудно сказать, то ли Вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с Вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
4-6 балла: Вы, можете быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя может быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но Вы не требуете в такие минуты особого внимания к Вашей персоне от окружающих.
9-11балла: Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без Вас обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: Вам действительно приятна всё время Ваша роль, или иногда Вам приходится играть, как на сцене?
Приятно ли с вами общаться?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Можно ли контролировать свою мимику? а) да б) нет в) только отдельные её элементы
2) Считаете ли Вы, что большинство Ваших жестов: а) «подсмотрены» у кого-то и заучены б) передаются из поколения в поколение в) заложены от природы
3) У женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин: а) да б) нет в) не знаю
4) У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему Вы больше верите? а) словам б) «сигналам» в) он вообще вызовет у Вас сомнение
5) Эта часть тела у человека самая выразительная: а) ступни б) ноги в) руки г) кисти рук д) плечи
6) Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в Вашем представлении это означает, что: а) ему есть что скрывать б) у него некрасивые зубы в) он чего-то стыдится
7) На что Вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника? а) на глаза б) на рот в) на руки г) на позу
8) Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, это для Вас признак: а) нечестности б) неуверенности в себе в) собранности
9) Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да б) нет в) не знаю
10) Мужчина разговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делают именно мужчины б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить то ворот поворот
Посчитайте количество очков по ключу. 1 а-0 б-2 в-1 2 а-2 б-4 в-0 3 а-2 б-3 в-0 4 а-0 б-4 в-3 5 а-1 б-2 в-3 г-4 д-2 6 а-3 б-1 в-1 7 а-3 б-2 в-2 8 а-3 б-2 в-1 9 а-0 б-3 в-1 10 а-1 б-4 в-2
33 -24 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.
24-15 очков. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне, С вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
15- 6 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас - китайская грамота. Вам очень трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. И напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело - это перчатка для души». Немного понимать душу другого - верное средство самому не попасть в капкан одиночества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...