Самая злая кража - кража доверия ребёнка.Анатолий Николаевич Лутошкин - ученый, педагог.
статья по психологии на тему

Болдырева Лидия Хулхачиевна

«Практические рекомендации по социальному проектированию».

1.                  Зачем это нужно учащимся.

2.                  В каких терминах они должны разбираться

3.                  Что такое идея проекта. Мечта - это осознанное желание. А  там, где есть мечта, есть напряжение и вдохновение. Поэтому идею лучше представлять как некую коллективную мечту.

4.                  Фазы разработки социального проекта подобны методике бизнес – планирования. Подготовительная фаза – она покажет, стоит ли двигаться дальше.

В результате должно родиться:

-           Идея

-           Название проекта

-           Ожидаемый результат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самая злая кража - кража доверия ребёнка.

Анатолий Николаевич Лутошкин - ученый, педагог.

Работа с детским коллективом, с социально-активной и социально-неблагополучной её частью для нас, учителей, не является работой. Это служба. Это постоянный поиск и постоянная четкая жизненная позиция. Учитель – для всех пример, маяк, лидер. Мы говорим, что сейчас стало трудно с детьми, но скорее всего детям стало очень трудно становиться людьми и делать это все труднее, так как информационная среда этому не способствует.

"Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности".

По словам Льва Семеновича Выготского, научные труды которого стали основой многих передовых образовательных концепций специфика обучения в отличие от воспитания, в том, что:

- первое, специфика обучения, связана преимущественно с орудийно безличным характером передачи и усвоения социального опыта,

- второе, воспитание, является трансляцией, прежде всего субъектных качеств индивидов.

Что означает, что первое - трансляция значений, второе - личностных смыслов и переживаний.

Это подтверждает то, что любая социально-значимая деятельность позволяет реализовать ту деятельность, которая имеет значимость, как для самого учащегося, так и для определенного сообщества, которое с благодарностью принимает продукт его деятельности. Благодаря этому, пребывание в школе как в некоем развивающем институте, сразу приобретает для ребенка смысл.

И напротив, то, что является механическим, бессмысленным, формализованным действием  - в конечном итоге преобразует личность.

Чтобы успешно реализовать в своей работе социальные технологии, необходимо раскрыть собственные личностные ресурсы.

Теперь давайте проследим, как происходит самоидентификация личности:

  1. Индивид создает продукт – портрет;
  2. Индивид представляет, фиксирует свой продукт в социальном пространстве;
  3. Индивид фиксирует отношение к собственному продукту извне.

Так вот, чтобы наши воспитанники добровольно и свободно создавали социально-значимые продукты, необходимы некоторые условия:

  • Социальное пространство, где можно удачно разместить свой проект;
  • Социальный проект должен стать поводом для обсуждения и оценки.
  • Видимое для ученика пространство или реальное поле его деятельности

Анатолий Николаевич Лутошкин – уникальный ученый, педагог, романтик, в своей книге «Как вести за собой» пишет:

«В школе идет формирование характера человека, его интересов, увлечений, развитие способностей, ценностных ориентаций. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе, появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на месте, и педагог своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг друга, помогать им «срабатываться».

Ещё одно имя, которое неразрывно связано с развитием детской самореализации, это имя Александра Ароновича Либермана, основателя гимназии развивающего обучения и научного руководителя первого проекта «Городская дума», а так же руководителя ДОО «Перспектива».

Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие требования к работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в новых средствах взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество, подросток учится брать на себя ответственность за счет большей свободы, и педагогам необходимо быть готовыми к тому, что:

- подросток ярче начнет проявлять свою индивидуальность;

- связь свободы и ответственности ему (подростку) нужно будет постоянно проявлять, фиксируя ошибки в его деятельности и указывая пути их исправления;

- придется заниматься оформлением постоянного места подростковой проектной площадки, с одной стороны, обеспечивая ее культуросообразность, с другой стороны, делая это ненавязчиво, без давления;

Итак, для того, чтобы подросток ярче проявлял себя необходимо:

- получить больше полномочий и социальную значимость той структуры, в которой он находится, а так же получить возможность удовлетворять свои потребности в межличностном общении.

Мы подошли к тому, что для совершения с детьми каких-либо смысловых значимых действий необходима глубокая работа с детским коллективом. Любые педагогические постулаты  можно представить в стихах и песнях, как делали это лидеры пионерского движения. Люди, которые по-настоящему умеют работать с детским коллективом, любят детей и очень экологично относятся к детству, как феномену становления личности.

Обратимся  к ещё одному труду Анатолия Лутошкина «Эмоциональный потенциал детского коллектива», конечно, не все в этой книге бесспорно, не все сегодня актуально, но ему удалось  блестяще представить этапы развития детского коллектива.

Данная концепция развития детского коллектива помогает правильно увидеть процессы в детском коллективе  и понять, что нет плохого коллектива, существует определенная стадия его развития, и, если вы не возьмете развитие коллектива в свои руки, это сделает кто-то ещё, и вы потеряете свое влияние.

Конечно, такие этапы, как алые паруса, мерцающий маяк, может и не требуют особых вмешательств педагога, но на первых порах, важна правильная стратегия, чтобы коллектив развивался, а не деградировал.

Мы все готовы повести за собой детей, и когда они идут за нами - для нас нет невыполнимых задач. Родители знают, что такой руководитель не оставит ребёнка одного, если сын или дочь идут за своим учителем. Ведь детей невозможно обмануть. Как правило, ребёнок доверяет тому, за кем идет.

Здесь, я хотела бы вам представить брошюру для детей – лидеров школьного самоуправления.

«Практические рекомендации по социальному проектированию».

  1. Зачем это нужно учащимся.
  2. В каких терминах они должны разбираться
  3. Что такое идея проекта. Мечта - это осознанное желание. А  там, где есть мечта, есть напряжение и вдохновение. Поэтому идею лучше представлять как некую коллективную мечту.
  4. Фазы разработки социального проекта подобны методике бизнес – планирования. Подготовительная фаза – она покажет, стоит ли двигаться дальше.

В результате должно родиться:

-        Идея

-        Название проекта

-        Ожидаемый результат

Для эффективной деятельности необходимо:

1.        Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с чем столкнулись.

2.        Детально представлять, чего вы хотите добиться и как.

3.        Собрать необходимые средства и ресурсы.

На каждом из этих трех шагов можно допустить 2 ошибки: пропустить его (недоделать) или застрять (зациклиться). Таким образом, существует ряд ошибок, способных снизить эффективность деятельности до нуля.

Но событие, которое готовит ребёнок, должно случиться: перед родителями, перед администрацией, неважно, но, прежде, чем осуществить проект, дети должны почувствовать поддержку. Не мы, взрослые, говорим, сделайте кормушки, а дети представляют план деятельности, схемы, ресурсы – эти вопросы они уже  изучили, значит уже 50% проекта сделано. Остается все самое интересное.

Фаза реализации – дети анализируют себя, свою работу, проводя рефлексию.

Когда мы работаем с детьми – мы помним, что любая интонация, любое слово и взгляд – это наши ресурсы к успеху.

Ведь у нас  нет проблем – есть неиспользованные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выдающийся ученый и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов

А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущи...

Кружок Программа «Умелые руки» разработчик: Педагог ДО: Процко Игорь Николаевич

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 1-8 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал прогр...

Владимир Федорович Снегирев: врач, ученый, педагог, подвижник

Статья посвящена выдающемуся хирургу Владимиру Федоровичу Снегиреву, внесшему большой вклад в развитие здравоохранения города Алексина и удостоенного звания Почетный гражданин города Алексина...

Отчёт о самообследовании педагога дополнительного образования Коньшина Ивана Николаевича

Отчёт о самообследовании педагога дополнительного образования Коньшина Ивана Николаевича...

Я - педагог! «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, по мнению немецкого педагога А. Дистервега, является сам учитель».

laquo;Будущего нет. Оно делается нами», - Лев Толстой. Публичное выступление по теме "Я - педагог" на Конкурсе педагогических достижений в 2012-2013 году. «Самым важным явл...

Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина (с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)

Материал предназначен для педагогов. работающих с детскими общественными объединениями  и  активами первичных отделений РДШ. диагостика - неотъемлемый инструмент для педагога. позволяющий...

Доклад на XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина 23 – 24 сентября 2021 года. Тема выступления: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОР

В докладе освещаются актуальные проблемы ПОО, связанные с необходимостью профессионального развития педагогов, а также приводятся примеры международной практики их решения....