Методы и формы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или как определить по внешним признакам ребёнка, подвергающегося насилию
презентация к уроку по психологии на тему
Презентация для расширенного заседания КДН и ЗП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nasilie_dlya_rz_kdn.rar | 2.49 МБ |
Подписи к слайдам:
« Каждый ребёнок в нашем мире имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» Конвенция ООН о правах ребёнка, раздел 6.
Жестокое обращение с детьми- действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Физическое насилие; Пренебрежение основными нуждами ребёнка; Эмоциональная депривация ; Сексуальное насилие. Формы насилия в отношении детей:
1. Физическое насилие это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребёнку, которые вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Физическое насилие над ребёнком могут совершать родители , лица, их заменяющие, или другие взрослые.
взрослые убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); Чаще всего это происходит в семьях, где:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнём, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде «перчатки» или «носка» (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; Маркеры физического насилия:
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтёки на голове; повреждения внутренних органов; «синдром сотрясения» у грудных детей. Маркеры физического насилия:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении от агрессивности до полной безучастности. Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию: Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение; чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: неумение сосредоточиться; проблемы с памятью; низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе; недоверие к взрослым; плохое настроение; необъяснимые приступы гнева, агрессия; постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины; депрессия; неспособность испытывать удовольствие от чего-либо; Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; депрессия; попытки суицида; криминальное или антиобщественное поведение. Особенности поведения детей и подростков, подвергшихся физическому насилию :
Признаки неудовлетворения основных потребностей ребёнка : отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие заботы и присмотра за ребёнком; отсутствие внимания и любви к ребёнку и др. 2. Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость)
алкоголики, наркоманы, лица с психическими расстройствами, юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства , с низким социально-экономическим уровнем жизни, имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость, перенёсшие жестокое обращение в детстве Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие :
Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность , опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребёнка; нечистоплотность, несвежий запах. Последствия моральной жестокости по отношению к детям.
Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; педикулёз, чесотка; частые «несчастные случаи», гнойные и инфекционные заболевания; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития. Последствия моральной жестокости по отношению к детям .
Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; частые пропуски школьных занятий; крайности в поведении: инфантильность или принятие роли взрослого , агрессивность или замкнутость, возбудимость или апатия, гиперактивность или подавленность, склонность к поджогам, жестокость к животным. Последствия моральной жестокости по отношению к детям .
3. Эмоциональная депривация (психологическое насилие) - однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации .
угрозы в адрес ребёнка в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; лишение ребёнка необходимой положительной стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие , вызвавшее у ребёнка психическую травму; преднамеренная изоляция ребёнка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребёнка или поощрение к асоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.). Форма поведения взрослых
– это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды . 4. Сексуальное насилие или развращение
Чаще всего наблюдаетс я в семьях, где : сложные взаимоотношения ребёнка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребёнка чрезмерно занята на работе; ребёнок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Характер травм и заболеваний: повреждения генитальной, анальной областей; наличие заболевания , передающегося половым путём; беременность; недержание кала («пачкание одежды»), энурез ; нервно-психические расстройства; психосоматические расстройства. Маркеры сексуального насилия над ребёнком .
1 . Отнеситесь к словам ребёнка серьёзно. 2. Попытайтесь оставаться спокойными. 3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка. 4. Успокойте и поддержите ребёнка словами: «Хорошо, что ты мне сказал», «Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». 5. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребёнка. 6. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить. 7. Разъясните ребёнку, что он имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса ). Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Что делать ,если ребёнок сообщает о жестоком обращении с ним?
Вместе с тем, ребёнок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет, он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. Организуйте незамедлительное информирование в соответствии с требованием ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о выявленном факте жестокого обращения. Что делать,если ребёнок сообщает о жестоком обращении?
Формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися насилию Арт-терапия; музыкотерапия; сказкотерапия ; библиотерапия ; психотерапия; консультирование; тренинги; саморегуляция ; медитация; трудотерапия.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: Административная ответственность; Уголовная ответственность; Гражданско-правовая ответственность; Дисциплинарная ответственность. Виды ответственности
ЗАЩИТИМ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; ситуация,...
Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию
В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...
Система раннего выявления и учёта детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Выявление, учет, диагностика и профилактика социального неблагополучия детей....
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию
«Ступени здоровья» Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей среднего школьного возраста, попавших в ...
Методы и формы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или как определить по внешним признакам ребёнка, подвергающегося насилию
Работа по выявлению детей, попавших в сложную жизненную ситуацию...
Методы и формы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или как определить по внешним признакам ребёнка, подвергающегося насилию
Виды насилия и их последствия в жизни ребенка, попавшего в сложную ситуацию...
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...