СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИГРУ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
статья по психологии по теме

Нехаёнок Марина Альбертовна

Статья посвящена проблеме социализации  первоклассников через игровую деятельность в период адаптации к новым учебным условиям. Автор освещает работу кружка по психологии и знакомит читателей с программой «Волшебная страна общения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nehayonok_sotsializatsiya_shkolnika.docx486.6 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Нехаёнок

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИГРУ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации  первоклассников через игровую деятельность в период адаптации к новым учебным условиям. Автор освещает работу кружка по психологии и знакомит читателей с программой «Волшебная страна общения».

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, тренинг, игра, правила, программа, эмоциональная сфера, коммуникативные навыки, рефлексия, диагностика, мотивация.  

Первый класс — один из наиболее важных и сложных периодов в жизни детей. Поступление  в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка на еще не окрепшую нервную систему первоклассника. Именно в данный период  школьного обучения начинают формироваться  отношения ребенка с окружающим  миром и самим собой.

Для того чтобы избежать негативных эмоций, помочь детям в непростой период адаптации к новым учебным условиям,  нами был разработан   цикл занятий по психологии  для первоклассников. Сначала это была программа «Все цвета кроме черного», направленная на развитие эмоциональной сферы и пропаганды  здорового образа жизни. Но  в процессе работы выяснилось, что наиболее важным направлением работы с первоклассниками  в начальном периоде обучения является развитие коммуникативных навыков. Так родилась программа  «Волшебная страна общения», построенная на основе авторских программ Д. А. Глазунова «Развивающие занятия для первого класса», программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему «Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».

Цель данной программы – создание благоприятных социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.

Одной из психотерапевтических задач на  данном этапе  является оказание детям психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание  безопасной обстановки группового взаимодействия. А для этого необходимо соблюдать определенные правила. Хорошим подспорьем в этом вопросе оказался «Правильный» набор» Т.В. Громовой и М.Ю.Чибисовой, позволяющий создать специфическое тренинговое пространство  и благоприятную атмосферу в группе.

Ведущей деятельностью первоклассника  наряду с учебной  продолжает оставаться игровая. В то же время, очевидно, что умение играть не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные школьники обладают этим ценным качеством. Ведь в игре легче усвоить информацию, применить полученные знания на практике  и, при  этом, не устать. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности и реализации его  в процессе игры.

Поэтому  вместе с ребятами на занятиях  присутствует ёжик Федя, который помогает  усвоить  материал и «прожить» его в группе.    

C:\Users\Марина\Desktop\20131031_165718.jpg             Ёжик Федя – друг первоклассников

В течение года с ребятами проводится обширная диагностическая работа, позволяющая отследить динамику развития мыслительных процессов, высших психических функций, а также уровень учебной мотивации. Как видите, динамика положительная. 

Мониторинг оценки школьной мотивации первоклассников на начало и конец учебного года

Если позволяют погодные условия, занятие переносится на свежий воздух, что не только  приятно, но и очень полезно. 

D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\1 класс\1-е классы ,диагностика\2013-2014\первое фото\lM3AtrWZszc.jpg

Важным критерием успешной социализации является самооценка первоклассника. Диагностика позволяет оценить  уровень самооценки и вовремя принять меры, пригласив родителей на консультацию.

Самооценка первоклассника. Методика «Лесенка»

Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы  происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных. И формы проведения достаточно разнообразны:  игры с элементами  тренинга, игра-путешествие, мульт-урок, творческая мастерская и так далее. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания.

C:\Users\Татьяна\Desktop\отчет1\100_2345.JPG

  Жизнь человека любого возраста неразрывно связана с чувствами, переживаниями, эмоциями. Школьник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. На занятиях много внимания уделяется и развитию эмоциональной сферы. Изучая различные виды эмоций, ученик начинает различать их, применяя на практике знания, полученные на занятиях, а значит, строить отношения с окружающим миром, минимизируя  негативные проявления, развивая эмпатию.

Скрининг уровня тревожности дважды в год выявляет «болевые точки» и помогает в решении детских проблем. 

Скрининговая оценка уровня тревожности первоклассников  в период адаптации. 2014-15 уч.г. (первичная и повторная диагностика)

Методы и техники, применяемые на занятиях, достаточно разнообразны:

• упражнения пальчиковой гимнастики (фингер фитнес);

•   упражнения на развитие ВПФ;

•  техники  релаксации и самомассаж.

C:\Users\Марина\Desktop\фото 5\1455762549380.jpg

                       C:\Users\Марина\Desktop\фото 5\CAM01152.jpg                                                                   

Адаптация –  это не только приспособление к успешному функционированию  в новой  среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и  социальному развитию первоклассника.

 Результат успешной социализации ученика:

  • высокий уровень школьной мотивации;
  • сложившийся круг общения;
  • умение решать межличностные конфликты;
  • снижение уровня тревожности;
  • адекватная самооценка;
  • становление морально-нравственных и этических ценностей;
  • успешный переход на новую ступень развития и обучения.

На занятиях дети учатся понимать себя и  других, принимать правила игры, строить взаимоотношения с миром, опираясь на эти правила, а главное – понимать,  что лишь в общении  и совместной деятельности можно добиться успешной социализации, стать  добрым другом, умным человеком, гармоничной личностью.

Список  литературы.

  1. М.Р. Битянова. «Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка».  Москва: «Педагогический поиск», 1997
  2. Е.А. Алябьева. «Психогимнастика в начальной школе». Москва: «Сфера», 2005
  3. Е.К.Лютова, Г, Б.Монина. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Москва: «Генезис», 2000
  4. Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса». Москва, «Глобус», 2008.
  5. О.В.Хухлаева. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки». Москва: «Генезис»,2007.2-е изд.

АВТОРЫ НОМЕРА

Нехаёнок Марина Альбертовна – педагог-психолог МБОУ Гимназия №1 го Краснознаменск, руководитель городского методического объединения педагогов - психологов  и социальных педагогов образовательных учреждений го Краснознаменск. E-mail:marina.nehaionok@yandex.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"

Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Формирование познавательной деятельности школьников через игру на уроках изобразительного искусства.

Современный учитель всегда находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. И я стараюсь внедрить в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагог...

Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах

Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...

«Воспитание любви к природе у младших школьников через игры экологической направленности»

Выступление по теме:  «Воспитание любви к природе у младших школьников через игры экологической направленности»...

«Социализация школьников через урок»

Выступление на педагогическом совете по теме  «Социализация школьников через урок»...