Профилактика эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии на тему

Левкович Анна Анатольевна

Синдром эмоционального выгорания»

  поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Л. Фрейденберг 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_emotsionalnoe_vygoranie.doc79.62 КБ

Предварительный просмотр:

        «Синдром эмоционального выгорания»

  поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Л. Фрейденберг

        Термин "эмоциональное выгорание" впервые введен в оборот американским психологом Л. Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Л. Фреденберг занесла в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").

        Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние

эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как

результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие

данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя, педагоги и др.).

         Основным болезнетворным фактором в нашей школе является излишняя потеря энергетики у педагогов и учителей, психически, технически и методически не подготовленного к этому обстоятельству.  Меня как психолога беспокоит и настораживает проблема  эмоционального выгорания  нашего педагогического коллектива, поэтому тема мной выбрана не случайно т.к. основной деятельностью педагогов и сотрудников, работающих в окружение детей, является общение, а именно оно влечет достаточно заметную потерю энергии.

        В работе по данной теме поставила перед собой  Цель: профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе.

     Задачи:

  • преодоление тревожности, психической напряженности;
  • формирование  уверенности;
  • самопознание и личностный рост педагога;
  • формирование навыков саморегуляции.

С точки зрения концепции стресса (Г.Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения.

Первая группа: ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и и по утрам, сразу после сна (Симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • резкая потеря или увеличения веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянно заторможенное, сонливое состояние и желание отдохнуть в течение всего дня;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений,
  • раздражительность, обидчивость.

Вторая группа: СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ                  СИМПТОМЫ

  •  Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувства подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности);
  • чувства неосознанного  беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что-то не так, как надо);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ                   

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее , а выполнить её все труднее и труднее;
  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим  (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости, берет работу на домой, но дома её не делает;
  • Затрудняется в принятие решений
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижения интузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • Невыполнение приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
  • Дистанцирование от сотрудников, повышение неадекватной критичности.

Причины возникновения эмоционального выгорания:

Внешние

Внутренние

  • Неэффективный стиль руководства;
  • Работа в условиях временного дефицита;
  • Отсутствие сплоченного социального окружения;

  • Склонность к эмоциональной ригидности;
  • Неэмоциональность или неумение общаться;
  • Трудоголизм;
  • Желание все делать хорошо;

Последствия эмоционального выгорания достаточно серьезны, и проявляются во всех сферах:  на физическом, эмоциональном, когнитивном уровне, на уровне межличностных отношений с коллегами, клиентами и семьей.

В связи с этим синдрому эмоционального выгорания был присвоен диагностический статус  (МКБ-10: Z73 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

С целью изучения эмоционального состояния сотрудников нашей школы я провела,  диагностическую  работу используя следующие методы:

  • Наблюдение;
  • Тест опросник  «Симптомы эмоционального выгорания»;
  • Определение типа людей, которым грозит СЭВ.

В ходе исследований, были выделены  три типа людей, которым грозит СЭВ  и общее эмоционально – психологическое состояние нашего коллектива на сегодняшней день.

Типы людей, которым грозит СЭВ

        Первый тип - так называемый "педантичный" (56%). Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).  

        Второй тип - "демонстративный" (14%). Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

        Третий тип - "эмотивный" (30%). "Эмотики" бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. (Приложение№2)

Эмоционально – психологическое состояние нашего коллектива

        В диагностики принимали участия 31 сотрудник из 39, данные показали следующее: не отмечается СЭВ – у 48% коллектива, в стадии формирования  СЭВ – у 23% сотрудников,  наличие СЭВ  отмечается у 23% работников школы.  По результатам диагностики в индивидуальном порядке (кого интересовала информация и о СЭВ), были даны  письменные рекомендации по профилактике и устранению «эмоционального выгорания» и советы по дальнейшему  предупреждению СЭВ. (Приложение  № 1,3)

Профилактика и устранение " эмоционального выгорания"

  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
  • Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
  • Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок.
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
  • Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
  • Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
  • Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
  • Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
  •  Использование различных методов саморегуляции (Приложение№4)

    Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

     

     Выводы:

  • Хочется отметить профессиональная деятельность работников образовательной сферы, несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, как у педагогов, так и технического персонала коллектива т.к. все, в той или иной мере  непосредственно общаются  с детьми (более 52% сотрудников имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
  • Личностные черты эмоциональной неустойчивости, комфортности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.
  • Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья во многом основываются на личностной тревожности.
  • Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами и тревожно- депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими  и  психовегетативными  нарушениями.
  • Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует отчетливо выраженный характерологический стержень.
  • Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением показателей психической адаптации.

     

Помните: работа - всего лишь часть жизни.

Литература

1.   Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по

психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001

2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические

исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

3. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.

2002. №7

4. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель

профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы

психологии. 1994. № 6.

Министерство общего профессионального образования

Псковский Государственный Педагогический

Институт им. С. М. Кирова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Услышав данные советы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога, взяла их на заметку и хочется представить здесь как памятку для всех учителей!...

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....