Сто вопросов
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Абаринова Анна Владимировна

На занятии ребята получат общее представление о разновидностях и функциях вопросов разных видов, а также смогут потренироваться в построении и переформулировании вопросов, перемещении логического ударения, интонационировании фразы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_100_voprosov.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия «Сто вопросов»

Цель: создать условия для отработки умения задать вопрос.

Задачи:

  1. Дать представление об основных видах вопросов;
  2. Познакомить с особенностями и функциями вопросов разного вида;
  3. Научить переформулировать вопросы из одного вида в другой;
  4. Отработать навыки интонационного ударения.

Раздел

Цель

Упражнение

Вопросы

Вступление

(10 минут)

Выяснить, зачем кто пришел.

Поставить общую цель.

Упражнение «Зачем ты здесь»

Я предлагаю всем сейчас встать и пройтись по помещению, в котором вы оказались. Встречаясь с новым человеком, задайте ему вопрос «Зачем ты здесь?» и выслушайте ответ. Они в свою очередь адресуют аналогичный вопрос вам. Старайтесь не повторяться в ответах и отвечать коротко. Вам требуется сейчас пообщаться как можно с большим количеством людей за ограниченное время (5 минут)

Что было трудным? А что легким?

Что нового удалось узнать о друзьях/о себе?

Что запомнилось?

Понравилось/не понравилось?

Давайте суммируем все перечисленное и обозначим цель нашей встречи (5 минут)

Связка

Когда я готовила свое первое занятие, моя начальница, обсуждая со мной мое занятие спрашивала «Зачем тебе этот вопрос? Почему ты это спрашиваешь?» В жизни мы обычно не задумываемся над такими опять же вопросами. А на самом деле разные вопросы существуют для разных случаев. Кто-нибудь знает, к какому классу вопросов относится тот, который мы друг другу задавали в прошлом упражнении?

Теорчасть

Открытые вопросы это такие, которые предполагают развернутый ответ. И в противоположность им закрытыми называют вопросы, которые предполагают односложный ответ.

Открытые вопросы

(10 минут)

Показать различия между группами вопросов.

Игра «Угадайка».

Нам потребуются два добровольца. Вам нужно будет загадать страну. Остальные участники будут задавать одному из вас закрытые вопросы, а другому – открытые. Будьте внимательны. На вопросы другого типа не отвечайте.

В каком случае было легче отгадывать? Какие вопросы было проще придумать? Так чем они друг от друга отличаются?

Теорчасть

Действительно, открытые вопросы позволяют собеседнику лучше раскрыть свою мысль. Они более информативны и годятся для начала разговора. А закрытые вопросы помогают конкретизировать уже высказанные мысли или подтвердить свои предположения. Они более прямые и годятся для окончания разговора.

Связка

А есть ли какой-нибудь промежуточный вариант? И верно это вариант «Или»

Альтернативные вопросы

(10 минут)

Натренировать переформулирование вопросов в зависимости от цели.

Игра «100 вопросов»

Сейчас мы попробуем работать в парах. Вы вытащите из этой коробки по два вопроса, определите их тип и перефразируете в два других типа.

Какие вопросы легче задавать? В каких вопросах отчетливее проступает намерение спрашивающего?

В чем отличие от первых двух типов альтернативных вопросов?

Теорчасть

В источниках пишут, что альтернативные вопросы помогают сделать выбор. На самом деле они создают иллюзию выбора, так как тот, кто формулирует вопрос, имеет возможность предоставить две альтернативы, одинаково устраивающие его.

В моей работе вопросы имеют огромное значение. В некоторых источниках пишут, что вопрос – это захват инициативы. На само деле, это ее передача. Задавая вопрос, я отдаю слово.

Еврейское поведение

Отточить навык задавания вопросов, научиться отдавать инициативу, слушать и вести беседу с помощью вопросов.

Упражнение «Еврейское поведение».

Сейчас вам нужно будет выбрать тему для разговора. И общаться только вопросами. Давайте друг другу время подумать, относитесь бережно к партнеру, поскольку это не реальная жизнь, а обучающая ситуация.

Было трудно? Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Кто готов поделиться?

Заключение

Великий французский исследователь процесса становления мышления Жан Пиаже считал маркером того, что мышление достигло пика своего развития, умение решать логические задачи. Его советский оппонент выдающийся последователь школы Выготского Леонтьев приметой формирования мышления в полном объеме считал умение ставить эти логические задачи. То есть, по сути, задавать правильные вопросы. Я вам желаю задавать только правильные вопросы. И в первую очередь – самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные вопросы по разделу "Кулинария" (5,6 класс). Вопросы по материаловедению (5,6 класс).

Контрольные вопросы по разделу "Кулинария". (5,6 класс).  Проверь себя. Вопросы по материаловедению. (5,6 класс)....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

презентация типы вопросов (общий вопрос)

презентация типы вопросов (общий вопрос)...

Разработка урока "Специальные вопросы и вопросы к подлежащему"

Тема: Специальные вопросы и вопросы к подлежащему с                    глаголом can.Цель....

Вопросы для проведения компьютерного тестирования (среза знаний) по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 30 вопросов.

Даннуюработу можно использовать в каяестве теста по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и в виде компьютерного тестирования и в бумажной версии. Предназначена для проведен...

Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.

Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по  изучаемой дисциплине в течении данног...