Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала"
методическая разработка по психологии на тему

Булахова Виктория Алексеевна

Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала" . Тренинг полностью составлен педагогами-психологами нашей школы и проведен с завучами школ в рамках международного семинара. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dlya_treninga_razvitie_liderskogo_potentsiala.docx23.42 КБ
Файл liderstvo.pptx472.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий для тренинга «Развитие лидерского потенциала».

                                                                                 

  Авторы Булахова В.А., Старикова А.В.

  1. Разделение по группам. По цвету фломастера (зеленый-синий).
  2. Разминка-знакомство.

Участники,   разделившись на 2 группы создают два круга друг напротив друга. Они должны коротко сказать о себе самое главное, самую суть друг другу (ФИО, Должность, стаж и место работы, хобби). По хлопку внутренний круг поворачивается на одного человек влево. 20 сек на пару.

  1. В мини-группах рассказывать интересную личную профессиональную историю. Каждый рассказывать одну историю. Надо успеть рассказать в каждой группе как можно больше рассказов. (3 минуты).

  1. Обсуждение. Что Вами двигало рассказывать. Как вы решались начать рассказывать? В какой момент решали, что вот сейчас я начну говорить, возьму слово? Варианты ответов записать на флиптчарт. Для Вас в этом есть лидерский потенциал. Вы проявили свою активность, взяли слово именно в этот момент. Но вообще что такое лидерство?

  1. Теоретическая часть.

Лидерство – это процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей.

По определению Брайана О'Нейла "лидерство – это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего обычного уровня.  И причем  делали это с желанием."

Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Приняты различные классификации лидеров:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  • по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  • по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

  • формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделают три стиля лидерства:

Установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

  • Демократичный.

 Установление взаимоотношений сотрудничества. Лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

  • Либеральный.  

Нет установленных четких взаимоотношений. Лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Лидерские ступени.

Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

  1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
  2. Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство).  Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
  3. Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
  4. Системное или стратегическое  лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:

На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

  1. Каждому предлагается на листочках ответить на вопрос: Что мешает быть лидером. Эти ограничения записываются только для участников. Их вслух не читают. Есть возможность написать искренне о себе, как можно больше. Дается 2 минуты. После этого эти листочки мнутся и выкидываются в мусорное ведро.

  1. В парах участники рассказывают об 1-2 ситуациях успеха. Это должно быть самое яркое, впечатлившее вас событие, где вы играли бы главную роль. (Легко ли было вспомнить? Рассказать?)

  1. Упражнение написать 10 моих достоинств.

  1. Групповая работа по ролям. Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается решить одну административную задачу. У каждого участника есть своя роль, которую он проявляет во время обсуждения.

  1. Обсуждение задания заключается в том, что в группе пытаются определить, кто же был лидером. Указывается человек и причины этого выбора. Причины выписываются на доске.  Открываются другие роли. Определяется, что есть явные проявления лидерства, а есть скрытые.

  1. Рефлексия тренинга.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лидерского потенциала

Слайд 2

Лидерство это процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей.

Слайд 3

ЛИДЕР лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Это авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе

Слайд 4

Лидеры бывают: лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель универсальный лидер и ситуативный лидер эмоциональный лидер и деловой лидер

Слайд 5

Лидерство бывает: формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов

Слайд 6

Стили лидерства: Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

Слайд 7

Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

Слайд 8

Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на чем не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Слайд 9

Внутреннее лидерство. Ситуативное или контекстуальное лидерство Командное или тактическое лидерство Системное или стратегическое лидерство Лидерские ступени:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников

данная программа расчитана на развитие лидерского потенциала старшеклассников, расчитана на два года, включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план...

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Программа дополнительного образования "Лидерский потенциал" (летний лагерь)

Программа дополнительного образования "Лидерский потенциал" (летний лагерь)...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

«СДО «Патриот» Исилькульского района как средство развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи»

Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов ...

Мой лидерский потенциал

Сложность лидерства заключается втом, чтобы быть сильным, но не грубым;добрым, но не слабым; напористым, но незадиристым; задумчивым, но не ленивым;осторожным, но не трусливым; гордым,но не высокомерн...

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"...