Мой лидерский потенциал
рабочая программа (8 класс) на тему
Сложность лидерства заключается в
том, чтобы быть сильным, но не грубым;
добрым, но не слабым; напористым, но не
задиристым; задумчивым, но не ленивым;
осторожным, но не трусливым; гордым,
но не высокомерным; иметь чувство
юмора, но без сарказма.
Джим Рон.
Чтобы стать лидером, подростку надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя. Формирование лидеров в обществе не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами необходимыми для успешного развития общества и государства.
Программа «Мой лидерский потенциал» основана на внеклассных формах работы с учащимися, которые позволят подростку осознать позитивные ценности и проявить своё лидерство в самых разных формах его проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_moy_liderskiy_potentsial_8_34.docx | 64.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот»
МО «Алданский район»
РАССМОТРЕНА на заседании НМС: | УТВЕРЖДЕНА: ________________________ И.О. Директора МБОУ СОШ № 8: Т.Н. КАЗАКОВА приказ № _______ от «___» ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование учебного курса: «Мой лидерский потенциал»
Класс: 8 «Б»
Срок реализации программы: 1 год (2017-2018 учебный год)
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Автор программы: Андрианова Елена Леонидовна, учитель высшей категории.
г. Томмот,
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сложность лидерства заключается в
том, чтобы быть сильным, но не грубым;
добрым, но не слабым; напористым, но не
задиристым; задумчивым, но не ленивым;
осторожным, но не трусливым; гордым,
но не высокомерным; иметь чувство
юмора, но без сарказма.
Джим Рон.
С начала ХХI века проблема лидерства вызывает к себе особое внимание. Быстро меняющееся общество стимулирует социальный заказ на человека, быстро реагирующего на происходящие изменения, анализирующего информацию и на ее основе прогнозирующего дальнейший ход событий, принимающего адекватные решения и действующего согласно им. Главные задачи: современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как социальная инициативность, мобильность, конкурентоспособность. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентируя систему российского образования на решение стратегических задач, выделяет важнейшие качества личности – инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни – которые по существу являются лидерскими. Все эти качества формируются с детства.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
От того, кто из ребят взял на себя роль лидера своего класса, зависит очень многое. Если ребенок-лидер хорошо учится, активно участвует в делах класса, то и для остальных детей это становится престижным. Поэтому очень важно правильно сориентировать возможных лидеров на позитивные ценности.
Лидер-школьник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая, руководствуясь позитивными ценностями, способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Особенно важно самоутвердиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме подростку 12-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь подростку сделать внутренний выбор и реализовать свой лидерский потенциал.
Подростковый период – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Чтобы стать лидером, подростку надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя. Формирование лидеров в обществе не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами необходимыми для успешного развития общества и государства.
Программа «Мой лидерский потенциал» основана на внеклассных формах работы с учащимися, которые позволят подростку осознать позитивные ценности и проявить своё лидерство в самых разных формах его проявления.
В данной программе представлен материал для развития лидерских качеств подростков 13-15 лет. В программе представлены все направления и виды работ классного руководителя с коллективом класса, индивидуально с учащимся, с родителями. Материалы ориентированы на практическую деятельность. Теоретические материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для ежедневной учебно-воспитательной деятельности.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития и реализации лидерского потенциала учащихся формирование у них активной жизненной позиции.
В ходе изучения курса ставлю целью формирование следующих ключевых универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД,
(в рамках данных компетенций учу различать факты от вымысла, доказывать и опровергать утверждения с помощью контпримеров; формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение; обучаю проектной деятельности; учу проводить несложные исследования, строить логические цепочки рассуждений; сравнивать, анализировать и делать обоснованные выводы и обобщения; критически оценивать результат; осуществлять самоконтроль.)
- учебно-познавательных УУД,
формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, СМИ, Интернет (учу извлекать и систематизировать необходимую информацию); учу понимать текст и его структурно-смысловые связи (анализировать и осмысливать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи); оценивать полученную информацию;
- ценностно-смысловых УУД,
(способствую формированию ценностных ориентиров обучающихся по отношению к себе и окружающим,)
- коммуникативно-речевых УУД,
(формирую умения слушать и слышать, формирую навыки и умения доказательных рассуждений (аргументация собственного мнения), учу выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации как в устной, так и в письменной форме, вести обоснованный диалог (монолог) в соответствии с нормами русского языка, формирую умения воспринимать и понимать сторонние позиции, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии неоспоримых аргументов и фактов, читать вслух и про себя тексты и при этом: - уметь прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; - вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную), учу навыкам общения и сотрудничества с людьми)
- здоровьесберегающих УУД,
(формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического и духовного самосовершенствования и саморегулирования).
Задачи программы:
- Развивать лидерские качества и организаторские способности.
- Развивать навыки социальной инициативы, делового общения, работы в команде.
- Осознать свои возможности в выборе различных моделей поведения при взаимодействии с другими людьми.
- Формировать стремление к общественно-полезной деятельности.
- Снять эмоциональное напряжение и неуверенность в собственных действиях.
- Развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность.
- Развивать умение избегания и разрешения конфликтов.
- Раскрыть творческие способности, развить гибкость в поведении и мышлении.
- Развить коммуникативные навыки и освоить навыки эффективной самопрезентации, повысить самооценку.
- Научиться правильно принимать помощь в сложных ситуациях.
- Развить навыки самостоятельного принятия решения и ответственности.
- Формирование умения работать в команде, синхронно с другими людьми и при этом не терять себя.
- Побуждать социальную активность учащихся.
Направленность программы: социально-педагогическая.
В программу включены актуальные темы: «Социальное проектирование», «Портфолио школьника», «Конкурентоспособность», «Здоровье как ресурс лидера».
Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя и требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости. Главный упор делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микрогруппах, тренингов. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Учащиеся имеют больше возможностей общения, развития социальной инициативы, отработке лидерских качеств, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других.
Структура занятий. Занятия начинаются с разговора в круге о том, что интересного произошло в школе, что волнует, о планах. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый учащийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось.
Формы занятий: При обучении лидеров запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы.
Формы подведения итогов:
конкурс: «Лидер года».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание программы «Мой лидерский потенциал» организовано в рамках 8 основных тематических разделов:
Раздел № 1: Я и социум (3 часа)
Я и мои социальные роли. Жизненные ценности. Этические нормы (вина, совесть) как регулятор морального поведения.
Раздел №2: Портрет лидера (4 часа)
Понятие лидера. Типология лидерства. Качества личности, важные для межличностного общения. Имидж лидера. Самопрезентация. Здоровый образ жизни как ресурс лидера. Формальный и неформальный лидер. Проявления лидерства. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Особенности лидерства. Великий и достойный лидер. Лидеры-созидатели. Лидеры-разрушители. Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные лидеры. Лидерство в семье. Тест «Я - лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера.
Раздел № 3: Детское самоуправление (4 часа)
Структура. Модель школьного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения. Игры на взаимодействие. Игра «Дом самоуправления». Разработать свою модель школьного самоуправления.
Раздел №4: Портфолио лидера (5 часов)
Понятие термина «портфолио». Основной смысл. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Раздел №5: Коллективная творческая деятельность (6 часов)
Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД. Игры на взаимодействие и сплочение. Разработка собственного КТД по стадиям.
Раздел №6: Взаимодействие в коллективе (3 часа)
Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные средства общения. Культура речи. Конструктивное взаимодействие. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание конфликтных ситуаций. Упражнения. Игры «Пойми меня», «Шляпа» и др. Тренинг «Мы вместе». Проигрывание конфликтных ситуаций.
Раздел №7: Основы организаторской работы (3 часа)
Слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Правила организатора. Планирование работы. «Управляющая пятерня». Анализ проделанной работы. Ресурсы.
Раздел №8: Участие в мероприятиях (6 часов)
Участие в организации школьных и районных мероприятий и акций.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МОЙ ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
при 1 часе в неделю (34 часа в год), 8 класс
учитель: Андрианова Е.Л.
№ урока | Содержание учебного материала | Цель занятия | Виды деятельности ученика | Примерные сроки |
I ЧЕТВЕРТЬ 9 часов за четверть | ||||
Раздел №1: Я и социум (3 занятия) | ||||
Я и мои социальные роли. | Расширить представление детей о таких социальных ролях, как «лидер», «генератор идей», «исполнитель»; | КТД с элементами игры и диагностики. Выборы правительства класса. | 4.09 | |
Жизненные ценности. | Формирование представлений о своих правах и обязанностях, об обществе, в котором можно жить свободно, комфортно и цивилизовано, не опасаясь за физическое, психическое и моральное здоровье. Формирование уважения к чужим правам и стремлениям. | Беседа за круглым столом, диагностическое тестирование, проектная деятельность. | 11.09 | |
Этические нормы (вина, совесть) как регулятор морального поведения. | Формировать положительную оценку таких понятий, как «чистота совести», «спокойная совесть»; побуждать к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков и мыслей. | Игровой практикум. Творческий проект: «Устав по жизни». | 18.09 | |
Раздел №2: Портрет лидера (4 занятия) | ||||
Кто такие лидеры? Мотивация лидерства и типы лидерства: виды, особенности. | Расширение представлений о лидерстве и качествах личности, присущих лидерам. Побудить к «раскрытию» своего лидерского потенциала. | Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера | 25.09 | |
Здоровый образ жизни как ресурс лидера. | Расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности и необходимому ресурсу лидера. | Лекторий. Ситуативный практикум. | 2.10 | |
Лидерство в семье. | Побудить формирование чувства гордости и ответственности за благополучие своей семьи. Распределение ролей в семье. | Подбор пословиц и поговорок. Народные мудрости об организации управления в семье. Диагностика семейного портрета. | 9.10 | |
Я – лидер?!.. | Создать условия для осмысления своей действующей социальной роли и побудить к «раскрытию» своего лидерского потенциала. | Тест «Я - лидер». Ролевые игры. | 16.10 | |
Раздел №3: Детское самоуправление (4 занятия) | ||||
Что такое школьное самоуправление? | Формирование представления об школьном самоуправлении. | Лекторий. | 23.10 | |
Структура школьного самоуправления. | Знакомство со структурой и организацией школьного самоуправления родной школы. | Изучения структуры ДО «Амиго» | 30.10 | |
II ЧЕТВЕРТЬ 7 часов за четверть | ||||
Обязанности членов органа самоуправления. | Знакомство со структурой и организацией школьного самоуправления. Расширить представление учащихся о управленческой деятельности. | Изучения структуры ДО «Амиго» и обязанностей членов органов самоуправления. Дискуссия. | 13.11 | |
Управляем играя. | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Игры на взаимодействие. Игра «Дом самоуправления». Разработать свою модель школьного самоуправления. | 20.11 | |
Раздел №4: Портфолио лидера (5 занятий) | ||||
Портфолио: содержание, структура документа, разновидности. | Познакомить ребят с понятиями «Портфолио», изучить содержание, структуру и разновидности документа. | Изучение готовых портфолио. Обсуждения и анализ. | 27.11 | |
Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. | Изучение папок достижений учителей, претендующих на первую и высшую квалификационные категории. Оценка портфолио по критериям. | 4.12 | ||
Моя папка достижений: определение структуры и содержания. | Применение полученных знаний при формировании личного портфолио. | Творческий проект: «Моё портфолио» | 11.12 | |
Моя папка достижений: оформление. | Применение полученных знаний при формировании личного портфолио. | Творческий проект: «Моё портфолио». Дискуссии. | 18.12 | |
Моя папка достижений: презентация. | Побудить к «раскрытию» своего лидерского потенциала. Формирование навыка ораторского искусства. | Самопрезентация. | 25.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ 10 часов за четверть | ||||
Раздел №5: Коллективная творческая деятельность (6 занятий) | ||||
Моя команда. | Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды). Научиться основам командообразования, научиться применять различные стили лидерства в команде. Основы сплочённого коллектива. | Тренинги и игровые практики. | 15.01 | |
Основное средство сплочения коллектива. | Познакомить ребят с различными видами КТД, изучить стадии организации КТД. | Лекторий. Дискуссия. Обмен мнениями. Игровая практика. | 22.01 | |
Игры на взаимодействие и сплочение. | Научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментах. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Тренинги и игровые практики. | 29.01 | |
Игры на взаимодействие и сплочение. | Научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментах. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Тренинги и игровые практики. | 5.02 | |
Разработка собственного КТД по стадиям. | Формирование организаторского мышления. Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Формировать стремление к общественно-полезной деятельности. | КТД | 12.02 | |
Презентация собственного КТД. | Побудить к «раскрытию» своего лидерского потенциала. Формирование навыка ораторского искусства. | Презентация своей работы. | 19.02 | |
Раздел №6: Взаимодействие в коллективе (3 занятия) | ||||
Виды общения. | Привить чувство необходимости благоприятного стиля общения для психологического равновесия и эмоционального благополучия человека. | Ситуативный практикум; театрализованные постановки; анализ прочитанных произведений и притч; творческие задания в группах. | 26.02 | |
Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. | Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими. Ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях. Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов. | Дискуссия. Тренинг «Мы вместе». Проигрывание конфликтных ситуаций. | 5.03 | |
Игровой практикум по разрешению конфликтов | Научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментах. Учимся договариваться, конструктивно решать возникающие проблемы в общении. Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации при разрешении конфликтных ситуаций. | Проигрывание конфликтных ситуаций. | 12.03 | |
Раздел №7: Основы организаторской работы (3 занятия) | ||||
Слагаемые организаторской работы. | Формирование основ организаторской работы. Побудить обучающихся к комплексному анализу деятельности успешных организаторских практик с целью выявления основных слагаемых успешности организаторской деятельности. | Дебаты. Составление кейса успешного организатора. | 19.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ 8 часов за четверть | ||||
Планирование работы. Ресурсы. | Научиться применять полученные знания в различных ситуационных моментах. Формирование навыка организаторской деятельности. | Ролевые игры. Проигрывание ситуаций, требующих организаторского участия. | ||
Мой организаторский потенциала. | Побудить к «раскрытию» своего организаторского потенциала. | Тренинг. Самодиагностика. Игровая практика. | ||
Раздел №8: Участие в мероприятиях (6 занятий) | ||||
День знаний | Овладение умениями совместной деятельности. Согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Побуждать социальную активность учащихся.
| Участие в организации и проведении мероприятия. | ||
День учителя | ||||
День самоуправления | ||||
Участие в НПК | ||||
Новогодний капустник | ||||
Районный фестиваль «Новый фарватер» |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
- Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- умение свободно общаться, не испытывая стеснения, свободно участвовать в играх, тренингах, высказывать свое мнение;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- раскрытие лидерского потенциала и задатков организаторских способностей;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- Метапредметные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- осознание ценности нравственности и духовности в жизни человека и общества;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- владение терминологией «Школы лидеров»;
- знание основ управленческой и организационной деятельности;
- умение организовывать простейшие КТД.
Литература:
Нормативно-законодательные документы
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ.
- Об утверждении Положения о всероссийском конкурсе «Лидер в образовании»: Приказ МО РФ от 29 мая 2000г. № 1587 //Вестник образования России. – 2000. - № 14. – С.16-23.
- Положение о Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер ХХI века» // Вестник образования Мо и науки РФ. - 2007. - № 15.- С.45-57.
- Положение о Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления // Администратор образования. - 2007. - № 1. - С.84-90.
- Положение о Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления // Администратор образования. - 2007. - № 1. - С.84-90.
- ТОП-проект: «Клуб лидеров качества образования»// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2007. - № 3. - С.46-52.
Литература для педагогов
- Борщ Л., Саввов А. Имидж лидера организации и социальный климат в коллективе // PR в образовании. - 2007. - № 4. - С.72-76.
- Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.- Гл.5. С. 150-177. (Психологические аспекты организационного лидерства. Рассмотрены некоторые отправные пункты теории лидерства, исследованы виды лидерства, основные черты лидеров и их поведение, отношения между лидерами и их подчиненными).
- Гам В. Стратегическое лидерство // Управление школой. Прил. к газ.ПС.-2007.- № 17.-С.29-34; N 18.-С.25-31,N 19.-С.27-30. (Описанные в статье инструменты стратегического лидерства позволят руководителям осознанно проявлять свою волю с соблюдением единства прошлого, настоящего и будущего и послужат полезным дополнением к тем техникам управлении, которыми уже владеют они и их управленческие команды).
- Елизаров Р. Что отличает лидера от простого администратора // Директор школы.-2001.-N 9.-С. 39-41.
- Кузибецкий А., Рождественская Н. Управленческая культура: лидер и его команда // Народное образование. – 2001. - № 6. – С.50-64. (Способы создания команды, эффективность работы в зависимости от лидера и его качеств).
- Лазарев М. Лидерство в школе: как противостоять огрупплению мышления // Директор школы.-2000.-N 9.-С.46-48.(Влияние отдельной личности на группы или объединения людей).
- Резник С.Д. Лидер и лидерство // Образование. - 2001. - № 5.- С.49-76.
- Руднев Е. Простые секреты харизмы // Директор школы. - 2006. - № 6.- С.48-53.
- Руднев Е. Способны ли вы стать лидером? // Директор школы. - 2005. - № 10. - С.31-36.
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /Под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2006. –С.158-169. (Занятие: Классный руководитель как лидер школьного коллектива).
- Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 4.- С.8-11.
- Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 160 с. (Целые «батареи» «серьезных», популярных, а то и просто шуточных тесто помогут не только руководителю, но и любому читателю лучше узнать себя, оценить свои возможности, наметить пути самосовершенствования, улучшить отношения с окружающими и самим собой).
Литература для школьников
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы (любое издание).
- Данилова В.Л. Как стать собой (любое издание).
- Леви В. Искусство быть собой (любое издание).
- Леви В. Искусство быть другим (любое издание).
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день (любое издание).
Приложение 1
Диагностический материал для программы «Мой лидерский потенциал»
Диагностическая карта успешности
Поставь оценку каждому из перечисленных личностных качеств по шкале от «1» до «10», где высший балл «10», низший «1». Выбранную оценку обведи.
Личностные качества | Умения | Шкала оценки уровня развития |
1. Управление саморазвитием: | ||
целеустремленность | умею ставить цель и добиваться ее | 12345678910 |
инициативность | могу организовать интересное дело | 12345678910 |
организованность | планирую свои дела и выполняю их | 12345678910 |
ответственность | добросовестно выполняю задания | 12345678910 |
самостоятельность | умею решать проблемы сам | 12345678910 |
2. Управление взаимоотношениями | 12345678910 | |
Умею дружить | 12345678910 | |
Внимателен к людям | 12345678910 | |
Проявляю толерантность | 12345678910 | |
Умею слушать, сопереживать | 12345678910 | |
Умею конструктивно сотрудничать | 12345678910 | |
Помогаю людям в трудных ситуациях | 12345678910 | |
3. Отношение к себе. Способность к самоутверждению | 12345678910 | |
Уверен в себе | 12345678910 | |
Умею принимать справедливую критику | 12345678910 | |
Не боюсь проигрывать | 12345678910 | |
Могу отстоять свою точку зрения | 12345678910 | |
Не боюсь быть не таким как все | 12345678910 |
Сделай вывод, насколько ты изменился в процессе участия в программе «Мой лидерский потенциал».
МАТЕРИАЛЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ:
• Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.
• Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), - ответит первым лидер.
• Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек.
Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее:
1) красный – эмоциональный лидер;
2) синий – генератор идей;
3) зеленый – организатор КТД;
4) желтый – резерв, наблюдатель;
5) черный – дезорганизатор;
6) белый – исполнитель.
• Тест на лидерские качества:
1.Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.
2.Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.
5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.
6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.
7.Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.
8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.
9.Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.
10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.
Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.
• Задание. «Какой ты лидер?»
Цель: на основе знания типологии лидерства создать целостный автопортрет, составленный из различных классификационных характеристик.
Инструкция: тебе предстоит написать небольшое сочинение о том, каким по типу лидером ты являешься с позиций различных типологий:
по содержанию деятельности: а) вдохновитель; б) исполнитель; в)вдохновитель +исполнитель;
по характеру деятельности: а) универсальный, удерживающий за собой лидерские порти в любой обстановке; б) ситуативный, выдвигающийся на лидерскую позицию в конной деятельности;
по характеру внутригрупповой роли: а) организатор; б) инициатор; в)эрудит; г) генератор д) эмоциональный регулятор; е) умелец;
по внутриколлективным функциям: а) инструментальный, ориентированный на дело-сторону жизни группы; б) эмоциональный, создающий благожелательные взаимоотношения; в) смешанный, реализующий обе функции;
по сфере взаимодействия: а) формальный, назначенный на лидерские позиции; б) ормальный, обладающий общепризнанным авторитетом; в)одновременно формальный и неформальный;
по стилю взаимодействия: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий и то и другое;
по направленности взаимодействия: а) положительный; б) отрицательный.
• Сочинение-эссе на тему: «Какой я лидер?»
• Вопрос для размышления и обсуждения: как, по-твоему, следует относиться к наличию нескольких лидеров в группе?
Приложение 2
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ «ШКОЛЫ ЛИДЕРСТВА»
Задание. «Ростки лидерства»
Цель: осознать диапазон возможного стихийного влияния на людей различных социальных групп и уяснить для себя свои намерения в желании обучаться в группе лидеров детских и молодежных групп.
Инструкция: ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы сначала сам. Затем попроси другого человека в группе, которому ты доверяешь, ответить на эти же вопросы о тебе. После этого напиши о том, что ты узнал о себе из полученного сравнения ответов.
Вопросы | Мой ответ обо мне | Ответ другого человека обо мне |
1. На каких людей ты производишь благоприятное впечатление? | ||
2. Какими навыками лидерства ты уже успешно владеешь? | ||
3. Кто ценит дружбу с тобой и почему? Кто никогда не будет в числе твоих друзей и почему? | ||
4. Каким лидерским навыкам тебе необходимо обучиться для работы с группой? Чему ты можешь научить других? | ||
Результат сравнения ответов: |
Задание. «Кто такой лидер?»
Цель: на основе сравнения различных трактовок явления лидерства сформулировать и сновать собственное видение задач лидера во взаимодействии с группой.
Инструкция: в различные времена у разных народов существовали точки зрения на то, и человек может быть лидером в группе людей. Позже ученые пытались дать формулировку того, кто такой лидер. На основе анализа предложенных мнений сформулируй свою позицию в определении того, кто такой лидер и будь готов публично защитить свою точку и. Среди выполнивших эту работу будет проведен конкурс на самую убедительную трактовку сущности лидерства.
В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации. В древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим своего общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам. В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.
В современной американской культуре основные приметы лидерства выражаются в конкурентной напористости, целеустремленности в достижении своих целей, подчеркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством. Философ Н. К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». С. Паркинсон в своей знаменитой работе «Законы Паркинсона» обратил внимание на эмоциональную сторону организаторской деятельности лидера. «Хорошо организовать дело, - утверждал он, — это, в конце концов, упражнение в эстетике». Мое собственное определение сущности лидерства:
Аргументы в защиту позиции на презентации своей точки зрения:
Задание. «Лидер на все времена»
Цель: поиск универсальных характеристик человека-лидера, приемлемого для различных времен и культур.
Инструкция: среди многих попыток научно обосновать лидерство как социально-психологическое явление существует три самых известных. Определи достоинства и недостатки каждой из них и попытайся предложить основные положения теории лидерства, созданной тобой.
Название и сущность | Достоинства | Недостатки |
1. Теория черт («харизматическая» теория): лидером становится человек, обладающий определенным набором качеств | ||
2. Ситуационная теория | ||
3. Синтетическая теория лидерства: лидер выполняет функцию группы по организации внутренних отношений | ||
4. Моя теория (название и сущность) |
Итоговый ответ на вопрос: лидер на все времена, — какими универсальными характеристиками должен обладать лидер, чтобы он был принят различными группами.
Обоснуй свою точку зрения.
Задание. «Лидер среди людей» (по материалам работ А. Маслоу)
Цель: определение соотношения имеющихся в наличии способностей с максимальными требованиями, которые могут быть предъявлены к лидеру в человеческих сообществах гуманистического типа.
Инструкция: внимательно прочитай характеристики человека, реализующего лидерское предназначение. В графе «наличие» поставь «+» или «-», в графе «комментарий» сделай пометки, отражающие твое отношение к характеристике вообще или ее наличию у тебя.
Характеристики | Наличие | Комментарий |
1. Деятельность управляется высшими мотивами, а не желанием удовлетворить личные потребности во власти, принадлежности к привлекательной группе людей, улучшении материального положения | ||
2. Выполняемая работа настолько «по плечу» человеку, что он роднится с ней, живет в ней, переживает, если лишен возможности выполнять ее так хорошо и правильно, как может только он | ||
3. Человек преодолел противоречие «работа - хобби», выполняемая им работа совмещает в себе то и другое, он принадлежит своему призванию и воспринимает его как часть своей личности | ||
4. Выполняемая работа олицетворяет ценности, она желаема и значима не сама по себе, а возможностью эти ценности реализовать | ||
5. Он трезво смотрит на добро и зло, что помогает ему бороться с ложью и лицемерием, получая радость от достижения справедливости | ||
6. Он равнодушен к лести, аплодисментам, популярности, статусу, престижу, деньгам, почестям, но умеет чувствовать благодарность судьбе за удачу | ||
7. Он ненавидит коррупцию, жестокость, злобу, нечестность, напыщенность, фальшь, мошенничество и борется с ними | ||
8. Ему присуща ответственность хозяина, который понимает больше остальных, им нравится привносить закон и порядок в хаос или в суету, он ненавидит ситуации утраты моральных ориентиров | ||
9. Ему нравится направлять или отдавать деньги на дела, которые признаются важными, полезными, стоящими, им нравится помогать достойным людям | ||
10. Он получает большое удовольствие от знакомства и общения с отважными, честными, креативными людьми; ему нравится смотреть на счастливого человека и способствовать его счастью |
Выводы по итогам выполнения задания:
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Авторитарный лидер – лидер, единолично управляющий группой людей и принимающий на себя всю полноту ответственности за нее.
Авторитарность – 1) абсолютизация власти одного лица;
2)социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
Авторитет – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении. Должности, статусе и т.д.;
2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Альтруизм – бескорыстная забота человека о благе других, готовность жертвовать своими интересами.
Амбиция – обостренное самолюбие, завышенные претензии.
Аниматер – душа компании.
Апломб – излишняя самоуверенность, проявляющаяся в речи, в поведении.
Аттракция – 1) привлекательность одного человека для другого (других);
2) когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторая социальная установка, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Власть – возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей и ли групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права насилия
Властолюбие – стремление к власти над людьми, удовлетворение по мере достижения этой цели.
Деловые качества – способность разграничивать потребности и в соответствии с этим формулировать деловую задачу; решимость и энергия в реализации цели при рациональном использовании ресурсов; способность формулировать цели и организовывать людей на их достижение, создавая необходимые стимулы.
Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.
Коллектив – органическое единство организации и психологической группы. Группа людей, объединенная общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной социально значимой деятельности высокого уровня развития.
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Различают формальное (закрепленное юридически, назначенное) и неформальное лидерство (реально признаваемое коллективом). Оптимальным является сочетание официального и неофициального лидера в одном человеке.
Лидерство – 1)отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений; 2) способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Выделяют бытовой тип Л.(в семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т.п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т.п.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как продукт общественного развития, и включенность человека в систему социальных отношений.
Неформальный лидер – человек, способный влиять на настроение людей и управлять ими.
Руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих качеств, способностей; потребность в самосовершенствовании. В реализации своего потенциала.
Самопрезентация – умение подать себя, вызвать к себе внимание и интерес.
Уровень притязания личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным им.
Формальный лидер – официально назначенный руководитель.
Харизма – особые личностные качества, притягательные для окружающих, позволяющие влиять на людей, убеждать их с своей правоте и вдохновлять на общее дело (данное понятие тесно связано с аттракцией и лидерством). Харизма – то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый, положительный жизненный смысл.
Харизматический авторитет – обозначает власть лидера, ставшую законной благодаря его исключительной личной или эмоциональной привлекательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников
данная программа расчитана на развитие лидерского потенциала старшеклассников, расчитана на два года, включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план...
Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.
Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....
Программа дополнительного образования "Лидерский потенциал" (летний лагерь)
Программа дополнительного образования "Лидерский потенциал" (летний лагерь)...
Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...
«СДО «Патриот» Исилькульского района как средство развития лидерского и творческого потенциала детей и молодёжи»
Детское движение Исилькульского района – это уже сложившаяся с 2006 года система взаимодействия школьных детских объединений, которая направлена на развитие лидерского и творческого потенциала членов ...
Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала"
Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала" . Тренинг полностью составлен педагогами-психологами нашей школы и проведен с завучами школ в рамках международного семинара....
Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"
Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"...