Самостоятельное управление в школе как средство социализации учащихся
консультация по психологии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Братовщинская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
на педсовете на тему:
«Самостоятельное управление в школе как средство социализации учащихся»
Педагог-психолог:
Нестеренко Н.А.
Понятие социализации.
Если оглянуться и просто посмотреть вокруг себя, то вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за обладание местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям:
- Социально защищенные
- Нравственно стойкие
- Социально закаленные
- Против всякого рода соблазнов
- Имеют знания на уровне современной науки и техники
- Здоровые физически и психически
- И главное, имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Положение детей и подростков в настоящее время тревожно
- Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
- Социальное сиротство и бродяжничество;
- Ничтожное предложение бесплатного досуга;
- Проблема трудоустройства подростков;
- Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности.
Стало очевидным, решение проблемы – в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций.
Сегодня главным социальным институтом для ребенка является школа.
Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
Что мы понимаем под социализацией?
ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ. ( Тренинг общения)
Самостоятельное управление в школе
В школах необходимо внедрять новую систему социализации подростков. Самостоятельное управление в школе должно содержать в себе следующие подходы:
- Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.
- Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.
- Оптимизация его социального поведения.
- Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
Но все это требует систематизации по основным направлениям социализации подростков. Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии-педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Центральная идея самоуправления в школе - создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становиться реальным выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков.
Выбор, который подросток сделал в сымитированной среде, социально приемлемые решения в будущем, несомненно, окажут положительное влияние на выбор в реальных жизненных условиях.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Изучить уровень социализированности учащихся можно используя диагностику по методике М. И. Рожкова.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Педагог является основным субъектом педагогической деятельности. Своей профессиональной позицией он воздействует на учащихся, подавая пример суждений и действий. Исходя из этого, можно говорить о референтности учителя.
Референтная личность – человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Если педагог стал такой личностью для детей, то ответственность его перед будущим ещё больше возрастает, так как он активно воздействует на формирование будущих личностей.
Характеристика типичных ролевых позиций педагога, как и выполняющего функцию воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если он использует осторожное уговаривание;
- просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;
- вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.
Каждая позиция может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Профессиональная позиция предполагает и действия, обусловленные вышеуказанными характеристиками.
Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности «ни для детей», «ни для родителей», «ни для общества», «ни для государства». Он видит себя «в каждой этой отдельности», а потому пытается создать общность, понимая, что общность создается на основе добровольности всех людей. Гуманистическая позиция (как мировоззрения) – основа (смысл, порождающий цели) социально-педагогического проектирования.
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог-воспитатель просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль (и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позиция педагога как воспитателя, потому что только позиция представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.
В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующие проявление их воспитательного потенциала.
Заключение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога-воспитателя.
На основании рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:
- Профессиональная позиция педагога-воспитателя – одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
- Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.
- Изучение профессиональной позиции педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно).
4.Одним из важнейших направлений работы воспитателя является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.
Литература
- А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. №3 с 124-128.
- А.В.Маршак Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.
- А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.
- Д.П.Дербенев Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.
- Е.Емчура Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 – 135 с.
- Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 – 140 с.
- Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427 с.
- Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – 214 с.
- Т.В.Ковалева, С.П.Степанов Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...
Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.
Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Выступление на районном методическом совете по теме самообразования" Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся"...
рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида
В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....
Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.
Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья...
Статья "Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся (из опыта работы) - журнал "Образование в Югории"
Статья из опыта работы региональной инновационной площадки для регионального журнала "Образование в Югории", 2017...
Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, профессионального самоопределения и патриотического воспитания учащихся
Программа развития «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, профессионального самоопределения и патриотического воспитания учащихся»...