Программа "Выбор профессии. Твоя профессиональная карьера" 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) по теме
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений, приобретают определенные знания и определяют путь далльнейшего профессионального обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Саблинского _________________ С.Л.Ильин приказ № 153-о от 31 августа 2017 года |
| «Рассмотрено» на заседании МО педагогов-психологов протокол № 1 от 29.08.2017 г. Руководитель МО_ С.Г.Тумакова |
Рабочая программа
по элективному курсу «Выбор профессии. Твоя профессиональная карьера» для 9 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Педагог-психолог Чеботарь С.Н.
Количество часов: 34
2017-2018 учебный год
ПРОГРАММА КУРСА «ВЫБОР ПРОФЕССИИ. ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
Пояснительная записка
Актуальность программы: изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Выбор профессии. Твоя профессиональная карьера», который составлен по программе «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.Чистяковой. – М., 2009 год.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Место предмета в учебном базисном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю за счёт школьного компонента учебного плана.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс «Выбор профессии. Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы.
В процессе преподавания курса предусмотрено использование разнообразных форм организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает в себя профессиональные пробы. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально или в составе определенной группы.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание программы элективного курса
1. Вводное занятие —1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Технология. Твоя профессиональная карьера». Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии. Методика «Кто я?».
2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 1 ч.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3. Представление о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические и развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).
4. Многообразие мира профессий — 1ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий.
5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план. Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
7. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 2 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
8. Социальные проблемы труда («надо») — 2 ч.
8.1. Разделение труда (1ч).
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему селу?».
8.2. Содержание и характер труда (1 ч).
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
9. Социально-психологический портрет современного профессионала — 1 ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Можете ли вы добиться успеха? Тест «Готовность к успеху?»
10. Анализ профессий — 1 ч.
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Классификация профессий. Практическая работа: диагностика ОДАНИ.
11. Здоровье и выбор профессии —1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Диагностические процедуры. Тестирование «Узнай себя».
13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.
Развивающие процедуры. Окно Джогарри.
15. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Диагностика уровня тревожности. Анкета «Самооценка здоровья». Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности — 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?». Практическая работа. Приемы волевой мобилизации.
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 5 ч.
17.1. Мышление и познание.(1ч). Виды и операции мышления. Игры и упражнения на развитие мыслительных операций. Практическая работа. Тест «Твой тип интеллекта по теории Говарда Гарднера», «Формула полушарности»
17.2.Способность к запоминанию (1 ч). Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания.
17.3. Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (1 ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
17.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (1ч).
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие. Развивающие процедуры.
18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 2 ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания. Развивающие процедуры. Практическая работа. Приемы релаксации и снятия напряжения. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
19. Человек в новых социально-экономических условиях — 1ч.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
20. Человек среди людей —2 ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 2 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
22. Пути получения профессии —1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера — 2 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
24. Оценка способности школьников к выбору профессии — 1 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
Календарно-тематическое планирование курса «Выбор профессии. Твоя профессиональная карьера»
№ п/п | Дата проведения | Темы занятий | К-во часов | Основные понятия, проблемы, рассматриваемые по теме | цели |
1 | Вводное | 1 | Содержание и специфика занятий. Диагностика «Кто Я?» | Формирование интереса к предмету | |
2 | Внутренний человека и возможности его познания | 1 | Понятие о личности. Уникальность личности каждого человека. Тестирование «Насколько хорошо я знаю себя» Диагностика «Сказочный лес» | Развитие интереса к самопознанию. Знакомство с психологией, как наукой | |
3 | Представления о себе и выборе профессии. | 1 | «Образ Я» как система представлений о себе (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностика самооценки | Развитие личности и профессиональное самоопределение. Формирование нравственных качеств личности. | |
4 | Многообразие мира профессий | 1 | Труд в жизни человека. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность, как способ самореализации личности. | Развитие личности и профессиональное самоопределение. | |
5 | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | 1 | Склонности, желания, интересы личности; человеческие возможности; потребности рынка труда. Типичные ошибки при выборе профессии. | Формирование общих понятий о профессии, специальности, должности. Развивать наблюдательность, интеллект, мотивационную сферу | |
6 | Склонности и интересы в профессиональном выборе | 1 | Потребности и мотивы, как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Диагностика Мотивации. Карта интересов; опросник профессиональной готовности | Создание условий для самоанализа. Развитие мотивационной сферы учащихся | |
7/8 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 2 | Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностика «Самооценка индивидуальных особенностей», Диагностика «Определение социально-психологического уровня, типа личности» | Показать значимость обучения, образования на всем жизненном пути человека. Формирование мотивации к деятельности по самовоспитанию. Формирование навыков рационального учения. Создание условий для самоанализа | |
9 | Социальные проблемы труда. Разделение труда. | 1 | Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Содержание и характер трудовых функций. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему селу?» | Показать значимость обучения, образования на всем жизненном пути человека. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другим людям | |
10 | Содержание и характер труда | 1 | Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер и культура труда. | Развитие личности и профессиональное самоопределение. Формирование собственных профессиональных планов | |
11 | Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 | Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Можете ли вы добиться успеха? Тест «Готовность к успеху?» | Развитие личности и профессиональное самоопределение. Формирование собственных профессиональных планов | |
12 | Анализ профессий. | 1 | Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Диагностика ОДАНИ. | Формирование собственных профессиональных планов | |
13 | Здоровье и выбор профессии | 1 | Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Работоспособность. Роль активного отдыха. Анкета здоровья | Развитие позитивного самоотношения учащихся. Формирование собственных профессиональных планов | |
14 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности | 1 | Общее представление о нервной системе и ее свойствах Тестирования «Узнай себя» (Психология 8 кл – занятие «Узнай себя») | Формирование представлений о нервной системе и ее свойствах. Самоанализ личностных качеств подростка | |
15 | Темперамент в профессиональном становлении личности. | 1 | Общее представление о темпераменте. Типы темпераментов, особенности их проявления в учебной и профессио-нальной деятельности. Тест Айзенка | Формирование представлений об особенностях поведения людей в конкретных ситуациях, имеющих разные типы темперамента | |
16 | Ведущие отношения личности и профессии. | 1 | Общее представление о характере. Окно Джогарри. Достижения и характер. | Развитие интеллекта, мотивационной сферы учащихся. Формирование потребности в самопознании, в развитии своих творческих способностей. | |
17 | Эмоциональное состояние личности. (см. в программе по ЕГЭ «Путь к усреху») | 1 | Эмоции и чувства, их значение в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных состояний. Диагностика уровня тревожности. Анкета «Самооценка здоровья» | Самонаблюдение за динамикой настроения. Исследование ситуативной и личностной тревожности. Создание условий для самоанализа | |
18 | Волевые качества личности. | 1 | Воля – основа характера. Волевые качества и профессия. Опросник «Какая у меня воля?» Приемы волевой мобилизации (см. в ЕГЭ) | Развитие волевых качеств. Создание условий для самоанализа | |
19 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | 1 | Мышление и познание. Виды и операции мышления. Игры и упражнения на развитие мыслительных операций. Тест «Твой тип интеллекта по теории Говарда Гарднера», «Формула полушарности» | Формирование представлений об операциях мышления. Формирование мотивации к деятельности по самовоспитанию. Формирование навыков рационального учения | |
20 | Способность к запоминанию. | 1 | Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Виды памяти их роль в различных видах профессии. Развитие памяти. | Создание условий для самоанализа . Формирование приемов запоминания. Развитие памяти. | |
21 | Способность быть внимательным. | 1 | Общее представление о внимании. Наблюдательность, как профессионально важное качество. Диагностические методики. Развивающие игры (Хромая обезьяна и др) | Формирование представлений о внимании, условиях развития внимания. Создание условий для самоанализа | |
22 | Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями | 1 | Способность к выявлению связей, как условие эффективности профессионального труда | Формирование навыков рационального учения. Развитие умений устанавливать связи и закономерности между понятиями | |
23 | Способность изменять способы интеллектуальной деятельности | Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления | Формирование способностей к ломке шаблонных связей, развитие креативности (творчества). Формирование навыков рационального учения. | ||
24/25 | Неисчерпаемость человеческих ресурсов. | 2 | Творческое отношение к собственной жизни. Условия развития личностного потенциала. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей. Приемы релаксации и снятия напряжения (В папке ЕГЭ) | Развитие личностного потенциала, стремления к самосовершенствованию . Формирование мотивации к деятельности по самовоспитанию. | |
26 | Человек в новых социально-экономических условиях | 1 | Структурная перестройка экономики. Развитие сельского хозяйства. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Малый бизнес. | Развитие личностного потенциала, стремления к самосовершенствованию . Формирование мотивации к деятельности по самовоспитанию. | |
27/28 | Человек среди людей. | 2 | Общение в жизни человека. Совместная деятельность в трудовом коллективе, психологическая совместимость людей. Понятие коммуникативных способностей, их диагностика. Социометрия | Развитие коммуникативных навыков. Формирование нравственных качеств личности. | |
29/30 | Современный рынок труда и его требования к профессионализму | 2 | Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Рынок, его функции, структура. Внутренний и внешний рынок. Занятость населения, безработица. | Развитие личностного потенциала, стремления к самосовершенствованию . Формирование мотивации к деятельности по самовоспитанию. | |
31 | Пути получения профессии | 1 | Система профессионально-технического образования. Типы средне-специальных, высших учебных заведений. Возможности квалификационного роста. | Формирование представлений о системе профессионального образования. | |
32/33 | Моя профессиональная карьера | 2 | Понятие о профессиональной карьере. Критерии проф.компетенции. Индивидуальный профессиональный план | Развитие личностного потенциала, стремления к самосовершенствованию. Профессиональное прогнозирование и самоопределение | |
34 | Итоговое. Оценка способности школьника к выбору профессии | 1 | Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Определение способности школьников к выбору профессии. | Оценка способности к самоанализу. |
Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. ;. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной,— М., 1998.
К л и м о в Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
К л и м о в Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
К л и м о в Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону. 1996.
КоломинскийЯ. Л. Человек — психология. — М., 1986.
КоломинскийЯ. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
Кабаков В. С.,ПорховникЮ. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. —Л., 1990.
КрутецкийВ. А. Психология: Учеб.для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
КучевскаяН. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
ПрощицкаяЕ.Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
ТавлютенковЕ. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Чистякова С. Н.,Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация цкольников: организация и управление. — М., 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.
Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.
Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессии и здоровье.
Цели урока: - показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;- научить пользоваться материалом, д...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и стремлений к профессиональному становлению,...