Нетрадиционные арт-терапевтические техники рисования.
учебно-методический материал по психологии по теме

Иваненко Инна Анатольевна

 В материале  рассказывается о нетрадиционных атр-терапевтических техниках рисования: дудлингзентангл, зенарт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные арт-терапевтические техники  рисования. 

План:

Введение.

1.Техника Дудлинг.

2. Техника Зентангл.

3. Техника Зенарт.

4. Антистресс-раскраски.

Заключение.

Введение.

Зентангл и дудлинг, зенарт, антистресс-раскраски – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.

1.Техника Дудлинг.

Дудлинг (или Зендудлинг). Или Дудл.  Это бессознательный рисунок, незапланированный и стихийно развивающийся. Дудлинг возникает  тогда, когда мы концентрируемся на чем-то другом, обычно связанным со слушаньем.

. Рисунок состоит из простых элементов - кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и прочих. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение.  Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила. В основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Они могут мыть каляками-маляками, а могут быть и весьма сложными и художественно наполненными.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

 Когда вы рисуете в технике дудлинг, узоры получаются странные и весьма замысловатые. В итоге все они соединяются в причудливый, нередко сюрреалистичный сюжет. Подобное бессознательное рисование обычно свойственно людям переживающим непростой период жизни. И тогда  они с помощью вот таких "каракулей" избавляются от стресса, груза переживаний и различных негативных эмоций (злости, скуки, напряжения). Так что рисование с стиле дудлинг не просто помогают увлекательно провести время, но и являются способом психологической самотерапии. Кроме этого, рисование дудлов помогает развивать мелкую моторику рук и благодаря этому поддерживает в тонусе ваш мозг.

У Дудлинга есть положительные момента:

- Дудлинг как бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.

- Дудлинг парадоксальным образом не отвлекает, а помогает удерживать внимание рисующего.

Есть даже целое направление, основанное на Дудлинге – это арт-буки. 

2. Техника Зентангл.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом

Зентангл (от англ. ZENTANGLE,  ZEN - "дзен-буддизм", а глагол TANGLE- "запутывать") - это разновидность и форма искусства, придуманная американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным Этот метод рисования более всего напоминает медитацию, поскольку необходимо сосредоточиться на моменте "здесь и сейчас", чтобы полностью отрешиться от всех дел, мыслей и погрузиться в процесс рисования.

На место машинальности приходит осознанность, на место спонтанности - продуманность композиции. В зентангле необходимо не только погружаться в рисунок, но и следовать определенным правилам его создания: черно-белая цветовая гамма, рисунок заключен в квадратную рамку и поделен внутри на сектора, которые заполняются узорами. Сектора могут быть любой формы и размера, а узоры  - абсолютно произвольны, лишь бы соблюдалась абстрактность сюжета.

Зентангл рисуется по чётким правилам:

  • на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстрактный узор, не имеющий верха или низа,
    то есть не ориентированный в пространстве;

  • черные узоры на белом фоне;

  • в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры, не содержащие узнаваемых

  • зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время,
    когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.

Инструкция выполнения новогодней открытки в стиле зентангл:

1 шаг.

Возьмите  бумагу формат А4 (можно половинку) и нарисуйте в центре овал(это будет туловище). Вам не нужно быть точным в этом, иными словами не отмеряйте одинаковые расстояния по линейке — она здесь не требуется. Далее подрисуйте овал меньших размеров ( это будет голова) добавьте ножки. Набросок готов.

2 шаг.

Нарисуйте глаза, нос , рот.  В  центре туловища нарисуйте  небольшую петельку и обведите ее несколько раз рядом. Заполните узором весь овал. Можно работать сразу ручкой или фломастером.

3 шаг.

Оформите овечку, соблюдая стиль. Придумайте  композицию пейзажа.

4 шаг.

Конечно, самый интересный шаг, где предоставляется простор вашему личному воображению и фантазии. Ведь в этом шаге мы начинаем заполнять секции связок с помощью лучшей ручки, которая у вас есть.

Преимущества метода.

  • способствует релаксации;
  • приносит вдохновение;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • избавляет от стресса и негативных эмоций;
  • спасает от бессонницы;
  • улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.
  • Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере.
  • Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения).
  • Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения.
  • Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • Развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

3. Техника Зенарт (или ZIA) 

Третья техника – это Зенарт. Картины в стиле зенарт – это графические рисунки, которые состоят из тончайших, причудливо переплетенных фигур, линий и орнаментов. Данная техника рисования не только способствует развитию фантазии и помогает выплеснуть свои эмоции, но и незаметно учит правильно выстраивать композицию на листе бумаги, развивает глазомер. 

Зенартом считается любое отступление от правил рисования – рисование цветными фломастерами, или раскрашивание рисунка цветом или использование бумаги большого формата или плотности, альбома например. Также Зенартом считается, если нарисовать танглами что-то конкретное: розу, ежика, сову. Или же рисовать вообще не на бумаге оформление стен или же тканевой сумки.

Создаваемые в технике зенарт рисунки могут быть как двух- так и трехмерными, т.е. объемными.

4.Антистресс-раскраски.

Появившееся в США в 2010 году направление антистресс-раскрасок  очень быстро завоевало популярность и продолжает активно развиваться благодаря своей эффективности и отсутствию ограничений.

Как работают антистресс-раскраски

В первую очередь стоит отметить, что раскраски по воздействию близки к техникам арт-терапии, но всё же к ней не относятся. В арт-терапии происходит проработка проблемной ситуации посредством творчества. Основная цель раскрашивания — избавление от стресса, снятие напряжения.

Эффекты антистресс-раскрасок

  • В процессе работы человек остаётся наедине с собой, со своими мыслями. Это помогает упорядочить их, а иногда и прийти к какому-то решению.
  • Чаще возникает обратный эффект: в процессе раскрашивания человек входит в состояние, схожее с медитацией, внутренний диалог останавливается, постепенно мысли отключаются и появляется ощущение умиротворения и спокойствия.
  • Творческая деятельность вдохновляет и увлекает, что находит отражение в бытовых делах или работе.
  • Монотонная работа с мелкими деталями снижает тревожность.
  • Развивается эстетическое восприятие при работе с подбором цветов для определённых деталей.

Работать над раскраской можно как одному, так и подключая других людей. Антистресс-раскраски — достаточно простой, но действенный метод реализации творческого потенциала.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы данные техники:

  • кризисные состояния
  • экзистенциальные и возрастные кризисы
  • травмы
  • потери
  • постстрессовые расстройства
  • невротические расстройства
  • психосоматические расстройства
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество
  • многое другое

Заключение.

Как отличить дудлинг от зентангла? Узоры в обеих  техниках используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором - на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла  и с любой стороны.

По результатам исследований доказано, что данные техники рисования оказывают на рисующих исключительно положительное влияние:

  • Расширят условные внутренние рамки и возможности.
  • Повысят чувство собственного достоинства.
  • Изменят поведение в лучшую сторону.
  • Тренирует позитивное мышление.

Используемая литература.

1. Бекка Крахула: Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия

 Издательство: Питер, 2014 г.

2. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

3. Вера Ивановская.   Индийские орнаменты. Издательство В. Шевчук  2008 г.

4. Дженни ТониДжонс Эми "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка" Издательство: Попурри, 2015 г.

5. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– №

6.Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй своё имя"-АРТ-терапевтические техники на уроках ИЗО

Комментарии, иллюстрации, рекомендации для проведения занятий с применением АРТ-терапевтических приёммов и техник на уроках ИЗО....

Арт-терапевтические занятия с Натальей Щербининой

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воо...

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....

Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей

1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

Мастер-класс для обучающихся "Арт-терапевтическое упражнение в нетрадиционной технике "Обрывной аппликации"

Мастер-класс для обучающихся "Арт-терапевтическое упражнение в нетрадиционной технике "Обрывной аппликации"...