Нетрадиционные арт-терапевтические техники рисования.
учебно-методический материал по психологии по теме
В материале рассказывается о нетрадиционных атр-терапевтических техниках рисования: дудлинг, зентангл, зенарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные арт-терапевтические техники рисования.
План:
Введение.
1.Техника Дудлинг.
2. Техника Зентангл.
3. Техника Зенарт.
4. Антистресс-раскраски.
Заключение.
Введение.
Зентангл и дудлинг, зенарт, антистресс-раскраски – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.
1.Техника Дудлинг.
Дудлинг (или Зендудлинг). Или Дудл. Это бессознательный рисунок, незапланированный и стихийно развивающийся. Дудлинг возникает тогда, когда мы концентрируемся на чем-то другом, обычно связанным со слушаньем.
. Рисунок состоит из простых элементов - кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и прочих. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила. В основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Они могут мыть каляками-маляками, а могут быть и весьма сложными и художественно наполненными.
О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования
Когда вы рисуете в технике дудлинг, узоры получаются странные и весьма замысловатые. В итоге все они соединяются в причудливый, нередко сюрреалистичный сюжет. Подобное бессознательное рисование обычно свойственно людям переживающим непростой период жизни. И тогда они с помощью вот таких "каракулей" избавляются от стресса, груза переживаний и различных негативных эмоций (злости, скуки, напряжения). Так что рисование с стиле дудлинг не просто помогают увлекательно провести время, но и являются способом психологической самотерапии. Кроме этого, рисование дудлов помогает развивать мелкую моторику рук и благодаря этому поддерживает в тонусе ваш мозг.
У Дудлинга есть положительные момента:
- Дудлинг как бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.
- Дудлинг парадоксальным образом не отвлекает, а помогает удерживать внимание рисующего.
Есть даже целое направление, основанное на Дудлинге – это арт-буки.
2. Техника Зентангл.
Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом
Зентангл (от англ. ZENTANGLE, ZEN - "дзен-буддизм", а глагол TANGLE- "запутывать") - это разновидность и форма искусства, придуманная американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным Этот метод рисования более всего напоминает медитацию, поскольку необходимо сосредоточиться на моменте "здесь и сейчас", чтобы полностью отрешиться от всех дел, мыслей и погрузиться в процесс рисования.
На место машинальности приходит осознанность, на место спонтанности - продуманность композиции. В зентангле необходимо не только погружаться в рисунок, но и следовать определенным правилам его создания: черно-белая цветовая гамма, рисунок заключен в квадратную рамку и поделен внутри на сектора, которые заполняются узорами. Сектора могут быть любой формы и размера, а узоры - абсолютно произвольны, лишь бы соблюдалась абстрактность сюжета.
Зентангл рисуется по чётким правилам:
на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстрактный узор, не имеющий верха или низа,
то есть не ориентированный в пространстве;черные узоры на белом фоне;
в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры, не содержащие узнаваемых
зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время,
когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.
Инструкция выполнения новогодней открытки в стиле зентангл:
1 шаг.
Возьмите бумагу формат А4 (можно половинку) и нарисуйте в центре овал(это будет туловище). Вам не нужно быть точным в этом, иными словами не отмеряйте одинаковые расстояния по линейке — она здесь не требуется. Далее подрисуйте овал меньших размеров ( это будет голова) добавьте ножки. Набросок готов.
2 шаг.
Нарисуйте глаза, нос , рот. В центре туловища нарисуйте небольшую петельку и обведите ее несколько раз рядом. Заполните узором весь овал. Можно работать сразу ручкой или фломастером.
3 шаг.
Оформите овечку, соблюдая стиль. Придумайте композицию пейзажа.
4 шаг.
Конечно, самый интересный шаг, где предоставляется простор вашему личному воображению и фантазии. Ведь в этом шаге мы начинаем заполнять секции связок с помощью лучшей ручки, которая у вас есть.
Преимущества метода.
- способствует релаксации;
- приносит вдохновение;
- способствует развитию творческих способностей;
- избавляет от стресса и негативных эмоций;
- спасает от бессонницы;
- улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.
- Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере.
- Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения).
- Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения.
- Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
- Развивает и усиливает внимание к чувствам;
- Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
3. Техника Зенарт (или ZIA)
Третья техника – это Зенарт. Картины в стиле зенарт – это графические рисунки, которые состоят из тончайших, причудливо переплетенных фигур, линий и орнаментов. Данная техника рисования не только способствует развитию фантазии и помогает выплеснуть свои эмоции, но и незаметно учит правильно выстраивать композицию на листе бумаги, развивает глазомер.
Зенартом считается любое отступление от правил рисования – рисование цветными фломастерами, или раскрашивание рисунка цветом или использование бумаги большого формата или плотности, альбома например. Также Зенартом считается, если нарисовать танглами что-то конкретное: розу, ежика, сову. Или же рисовать вообще не на бумаге оформление стен или же тканевой сумки.
Создаваемые в технике зенарт рисунки могут быть как двух- так и трехмерными, т.е. объемными.
4.Антистресс-раскраски.
Появившееся в США в 2010 году направление антистресс-раскрасок очень быстро завоевало популярность и продолжает активно развиваться благодаря своей эффективности и отсутствию ограничений.
Как работают антистресс-раскраски
В первую очередь стоит отметить, что раскраски по воздействию близки к техникам арт-терапии, но всё же к ней не относятся. В арт-терапии происходит проработка проблемной ситуации посредством творчества. Основная цель раскрашивания — избавление от стресса, снятие напряжения.
Эффекты антистресс-раскрасок
- В процессе работы человек остаётся наедине с собой, со своими мыслями. Это помогает упорядочить их, а иногда и прийти к какому-то решению.
- Чаще возникает обратный эффект: в процессе раскрашивания человек входит в состояние, схожее с медитацией, внутренний диалог останавливается, постепенно мысли отключаются и появляется ощущение умиротворения и спокойствия.
- Творческая деятельность вдохновляет и увлекает, что находит отражение в бытовых делах или работе.
- Монотонная работа с мелкими деталями снижает тревожность.
- Развивается эстетическое восприятие при работе с подбором цветов для определённых деталей.
Работать над раскраской можно как одному, так и подключая других людей. Антистресс-раскраски — достаточно простой, но действенный метод реализации творческого потенциала.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы данные техники:
- кризисные состояния
- экзистенциальные и возрастные кризисы
- травмы
- потери
- постстрессовые расстройства
- невротические расстройства
- психосоматические расстройства
- развитие креативности
- развитие целостности личности
- обнаружение личностных смыслов через творчество
- многое другое
Заключение.
Как отличить дудлинг от зентангла? Узоры в обеих техниках используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором - на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны.
По результатам исследований доказано, что данные техники рисования оказывают на рисующих исключительно положительное влияние:
- Расширят условные внутренние рамки и возможности.
- Повысят чувство собственного достоинства.
- Изменят поведение в лучшую сторону.
- Тренирует позитивное мышление.
Используемая литература.
1. Бекка Крахула: Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия
Издательство: Питер, 2014 г.
2. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
3. Вера Ивановская. Индийские орнаменты. Издательство В. Шевчук 2008 г.
4. Дженни Тони, Джонс Эми "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка" Издательство: Попурри, 2015 г.
5. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– №
6.Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нарисуй своё имя"-АРТ-терапевтические техники на уроках ИЗО
Комментарии, иллюстрации, рекомендации для проведения занятий с применением АРТ-терапевтических приёммов и техник на уроках ИЗО....
Арт-терапевтические занятия с Натальей Щербининой
Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воо...
Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.
Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....
Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей
1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...
« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».
В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...
Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»
Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....
Мастер-класс для обучающихся "Арт-терапевтическое упражнение в нетрадиционной технике "Обрывной аппликации"
Мастер-класс для обучающихся "Арт-терапевтическое упражнение в нетрадиционной технике "Обрывной аппликации"...